А.Н. Береговских о рассмотрении законопроекта по планировке территорий на заседании Комитета по развитию жилищного строительства в ГД ФС РФ

Комитет Государственной Думы ФС РФ по развитию жилищного строительства (фракция «Справедливая Россия») 24 апреля рассмотрел законопроект по внесению изменений в Градостроительный кодекс РФ в части совершенствования деятельности по подготовке, согласованию и утверждению документации по планировке территорий.

 Члены Комитета обсудили содержание двух законопроектов:

-  подготовленного инициативной группой Комитета (руководитель Р. Джапаридзе);

-   подготовленного Минрегионом России в соответствии с планом законотворческой деятельности и утверждённой дорожной картой.

 После обсуждения проектов участники совещания согласились с мнением А.Н. Береговских, которая предложила взять за основу законопроект, подготовленный Минрегионом России, учитывая его положительные качества и глубину проработки, а также его статус планового и уже согласованного Правительством РФ документа, и внести в проект от имени Комитета необходимые дополнения и изменения ко второму чтению (если не получится к первому).

А.Н. Береговских выделила три принципиальные позиции законопроекта, подготовленного Минрегионом России, требующие доработки:

- законопроект определяет основную линию градостроительного регулирования – «красную линию» как линию, отделяющую территории общего пользования от иных территорий, что, по мнению автора предложений, в корне не верно. Красная линия – это линия, устанавливающая границы (координатное описание) кварталов – элементов планировочной структуры. Также в законопроект необходимо включить определение терминов: планировочная структура; элемент планировочной структуры; улично-дорожная сеть;

- законопроект отменяет необходимость разработки проекта планировки и межевания для размещения линейных объектов, необходимых для обустройства месторождений в границах лицензионного участка и за границей населённого пункта. Такая норма глубоко ошибочна, так как территории за границами населённых пунктов должны использоваться для размещения объектов энергообеспечения поселения, объектов рекреационного назначения, садово-дачных товариществ, полигонов ТБО, кладбищ и других социально значимых объектов. Кроме того, пригородные территории очень часто нужны городам для их территориального развития, в том числе для жилищного строительства, особенно малоэтажного, которое требует земельных ресурсов больших размеров. Такую норму можно было бы рассмотреть для межселенных территорий и то только в тех случаях, когда линейный инфраструктурный объект предусмотрен схемой территориального планирования муниципального района. В настоящее время мы вынуждены констатировать тот факт, что многие видимые свободные пригородные территории совершенно беспорядочно заняты подземными и наземными коммуникациями, тем самым выведены из хозяйственной деятельности, что крайне негативно влияет на возможности социально-экономического развития муниципальных образований. Что касается проектов планировки и межевания территорий для строительства линейных объектов, несомненно, их состав должен быть упрощён, требования к точности описания границ зон размещения этих объектов (коридоров) должны быть снижены;

- в законопроекте недостаточно прописано содержание проектов межевания застроенных территорий, как подлежащих преобразованию, так и с сохраняемой застройкой. Дело в том, что сохранение объектов капитального строительства в границах квартала совсем не означает, что земельные отношения на этой территории полностью урегулированы. Практика показывает, что повсеместно во всех городах и других населённых пунктах за двадцать лет развития земельной реформы накоплено множество как управленческих (градостроительных), так и технических (кадастровых) ошибок. В государственном кадастре недвижимости под одним и тем же многоквартирным жилым домом нередко в статусе учтенного земельного участка находятся два-три, а то и пять участков: участок «под отмостку»; участок с включением дворовой территории; участок под крыльцо к нежилому встроенному помещению; участок под часть дома и т.д. Между участками находятся необъяснимые «дыры» и «полосы», участки накладываются друг на друга и пересекаются. Особенно важна тема приведения в порядок всех границ земельных участков сегодня, когда параллельно рассматриваются законопроекты: о так называемых комплексных кадастровых работах; о предоставлении земельных участков; об изъятии и перераспределении земельных участков; о составе и содержании нормативов градостроительного проектирования. В каждом из перечисленных законопроектов ключевую роль играет документация по планировке территорий. Проекты планировки и межевания приобретают статус основы для урегулирования земельно-имущественных правоотношений. Поэтому состав материалов по обоснованию проекта планировки нужно дополнить перечнем земельных участков, подлежащих аннулированию, а также изменению. Утверждённый проект планировки в электронном виде в качестве юридически значимых сведений должен быть внесен в ГКН.

Более подробные предложения по законопроектам подготовлены ИТП «Град», размещены на сайте Института и направлены во все ведомства, которые принимают участие в доработке законопроектов.

Институт постоянно работает над совершенствованием подготовленных предложений, мы будем благодарны всем за обоснованные и аргументированные замечания и предложения по улучшению законопроектов, за содействие в принятии законов, направленных на повышение качества градостроительной документации и обеспечение реализации принятых градостроительных решений.

 

X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка