Комплексный проект управления развитием территории Тюменской области

Название проекта: Комплексная двухуровневая информационно-аналитическая система управления градостроительным развитием территории Тюменской области (ИАС УГРТ).

Субъект РФ: Тюменская область

Заказчик: Главное управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области

Год: 2008–2012

Содержание проекта:

  • гармонизация схемы территориального планирования Тюменской области и схем территориального планирования 21 муниципального района;
  • приведение к единой системе требований генеральных планов и правил землепользования и застройки 5 городских округов, 293 поселений (около 1 500 населенных пунктов);
  • подготовка 100% документации к внесению изменений с соблюдением всех обязательных процедур, в том числе, публичных слушаний;
  • подготовка сведений обо всех границах административно-территориального деления, территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий в электронном виде для передачи в орган кадастрового учета;
  • разработка проектов административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг,  (в том числе, межведомственных) и технических регламентов;
  • обновление ИСОГД на новую версию на базе ИАС «Градоустройство» в 26 муниципальных образованиях Тюменской области;
  • разработка электронных сервисов взаимодействия ИСОГД Тюменскойобласти со СМЭВ.

Цели и задачи внесения изменений в генеральный план  Тюмени.

Тюмень«В Урало-Сибири  находится подлинное геополитическое сердце России, плацдарм для роста Российской цивилизации» (В. Л. Цимбурский ).
ТЮМЕНЬ  – важнейший промышленный, транспортный узел, крупный культурный, научный и образовательный центр. Тюмень – активно развивающийся город, характеризующийся одними из наивысших по стране показателями по инвестициям в производственную и непроизводственную сферы, темпам жилищного строительства и развития социальной инфраструктуры. 

Тюмень – исторический город, уверенно шагнувший  в будущее, где определено ему стать мировым центром расселения Сибири, Арктики и Дальнего Востока.
ТЮМЕНЬ – город крепость, форпост освоения Сибири и Дальнего востока, крупная торговая и промышленная столица. С момента своего основания Тюмень связывала огромный край  в единое целое и закладывала основы всех будущих преобразований.
Судьба Генерального плана Тюмени непростая.  Его начали разрабатывать впервые в 1765 году, более 200 лет назад под названием «План застройки». В 1766 году  документ послан на утверждение Императрице Екатерине II. 
Вторая половина 18 века бала для Тюмени временем становления регулярной городской структуры. Этот процесс историки связывают с именем генерал губернатора Сибири  - Дмитрием Ивановичем Чичериным. Регулярность, диктуемая  «Планом застройки», была непривычна для многих горожан.  Приходилось прилагать большие усилия для внедрения новых принципов градостроительства.
К  1775 году разработан новый Генеральный план, в котором принципы регулярности получили развитие. Геометрически правильная  сетка улиц способствовала упорядочению застройки, формированию города в соответствии с новейшими градостроительными тенденциями  того времени.
Действующий в настоящее время генплан, разрабатывался 7 лет ФГУП "РосНИПИУрбанистики" г. Санкт-Петербург,   и утвержден Решением Тюменской городской Думы от 27.03.2008 №9.

Социально-экономические предпосылки развития.
Многопрофильный характер экономики Тюмени объясняется главным образом важной ролью функции города в системе расселения региона. В дальнейшем разнородность отраслевой структуры города будет усиливаться по нескольким причинам.
1. Город является привлекательным местом для инвестиций. Результат – продолжение роста потребительского спроса на жилищное и офисное строительство, а также создание новых видов производственной деятельности.
2. Сочетание естественного прироста населения с положительной миграцией в город из регионов Тюменской области позволяет опираться на рост численности населения, а соответственно и растущий потребительский спрос. Это особенно актуально для пищевой промышленности и сферы услуг.
3. Наличие условий, позволяющих  внедрять или обустраивать здесь опытные площадки для  инновационных разработок. Плюс - сформировавшийся здесь научно-исследовательский потенциал, диверсифицированный по видам развиваемой деятельности.
В пользу благоприятного развития многопрофильности экономики г. Тюмени говорит и факт её географического положения – увеличение грузопотока по магистралям, связывающим Восток и Запад страны, а также наличие именно в городе магистральных ответвлений дороги на Север и Юг, связывающих Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа с остальной территорией страны, при наличии логистической и перевалочной базы, позволит в будущем увеличить долю транспортной функции города.
Базовым трендом развития г. Тюмени является и останется на перспективу увеличение объёма производства и повышение качества производимой продукции промышленности с внедрением наукоёмких и капиталоёмких технологий.

Демографический прогноз.
Для использования демографических показателей при разработке генерального плана города произведен расчет численности населения до 2030 года. При расчетах были заложены следующие фактические показатели:
 уровень рождаемости – 11,7 родившихся на 1000 человек;
 уровень смертности – 11 умерших на 1000 человек;
 механический прирост – 6  прибывших на 1000 человек.
Таким образом, на период до 2030 года прогнозируется рост численности населения до 817,2 тыс. человек или на 36% к уровню 2008 года.
Анализируя результаты прогноза, можно сделать вывод, что в течение следующих 20 лет ожидается увеличение численности на 36% по сравнению с 2008 годом. При этом предполагается существенное увеличение численности населения младше трудоспособного возраста (до 24%), снижение численности трудоспособного возраста (до 59%). Численность населения должна составить не менее 817,2 тыс. человек. Что подтверждает демографический прогноз, выполненный в  действующем Генеральном плане(2008г), где закладывались показатели по численности на 2025 год – рост до 750 тыс. человек и  к  2040 года до 1 млн. человек

Краткий анализ реализации действующего Генерального плана.
Расчетным сроком Генерального плана 2008 г. определён 2025 г.  В проекте прогнозировалось увеличение численности населения  на 2025 г. до 750 тыс. чел., и дальнейший рост  до 1 млн. человек к  2040 году.
Идея активного выхода городского центра на левый берег р. Туры (строительство крупного торгового комплекса, комплекса технопарка,  жилых многоэтажных микрорайонов с набережной), строительство  2 колец транспортного обхода города  последовательно реализуется.
Меньшими темпами, чем предлагалось в Генеральном плане,  происходит развитие транспортной и инженерной инфраструктур города, а также объектов обслуживания, в отличие от жилищного строительства, которое превысило все ожидаемые прогнозы по темпам развития.
С момента принятия генплана прошел небольшой период, но за этот период  многое  изменилось в жизни Тюмени. Изменилось градостроительное законодательство, появились новые  инвестиционные планы. Оказалась нереалистичной идея ограничения строительства многоэтажных микрорайонов по ул. Федюнинского, имеющей статус объездной магистрали. На сегодня эта улица общегородского значения с регулируемым движением. Полным ходом идёт  вдоль неё развитие примагистральных территорий. Если  и есть участки, где нет строительства, то значит там идёт подготовка проектных предложений.

В чем отличие Генерального плана 2012 г. от Генерального плана 2008г.
 Развитие современных отношений в сфере градостроительной деятельности существенно влияет на качественные характеристики городской ситуации и, как следствие, неизбежно формирует потребность в постоянном изменении (корректировке) генерального плана города.
Самое значительное отличие заключается в  том, что новый Генеральный план разработан  с использование комплексного подхода. Идеология Комплексного подхода обеспечивает единство стратегических градостроительных решений на уровне территориального планирования, тактических решений на уровне проектов планировки и  процессов регулирования земельно-имущественных отношений на уровне правил землепользования и застройки.
Размещение  объектов местного значения, а также объектов федерального значения  и регионального  значения, определение их места расположения на  территории города   при традиционном способе разработки генерального плана – задача практически непосильная. Поэтому в действующем генеральном плане такие зоны показаны только для очень ограниченного перечня объектов. При комплексном подходе , когда одним из основных материалов по обоснованию решений генерального плана являются архитектурно-планировочные решения, подготовленные в составе проектов планировки, места размещения всех необходимых объектов установлены с точностью топографической съемки в масштабе 1:2000 .
Впервые были использованы методики математического моделирования в Генеральном плане 2012, с помощью которых определялись показатели потенциальной экономической эффективности мероприятий, и определялась  оптимальная последовательность решений. Ее проведение оптимально и наиболее эффективно в рамках разработки градостроительной документации — генерального плана, для принятия обоснованных  градостроительных решений.
Отличие Генерального плана 2012 года от Генерального плана 2008 года  ещё  в том, что Генеральных план 2012 создан как  информационный ресурс управления градостроительным развитием города, в основе которого лежит объектно-ориентированная база пространственных данных градостроительного регулирования.

нажмите для увеличеня

Ссылки: 

1. Презентация по проекту ИАС УГРТ Тюменской области
2. А.П. Малышкин Тюменская область: опыт и проблемы разработки градостроительной документации.

Добавьте материалы к проекту

Развитие городов требует все большего привлечения средств из внебюджетных источников в строительство. Градостроительная деятельность частных инвесторов обеспечивает сегодня строительство большей части жилья, а также общественно-деловой недвижимости коммерческого назначения.

Читать далее
X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка