Законопроект о массовых кадастровых работах рассматривается в первом чтении

10 июня 2014 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект № 543929-6 федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество (о комплексных кадастровых работах, проводимых в целях образования земельных участков, уточнения местоположения их границ, а также установления местоположения зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства)» (далее – законопроект).

Законопроект включен в примерную программу законопроектной деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию (июль 2014 г.), в настоящее время рассматривается в первом чтении.

Отзывы, предложения и замечания к законопроекту принимаются до 29 июня 2014 г. ответственным комитетом – Комитетом Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.

Законопроект разработан в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. № ДМ-П13-6603 (пункт 4), пунктом 21 и пунктом 30 плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. № 223 б-р.

Как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, в настоящее время почти половина земельных участков (около 30 млн.), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, не имеют точного описания границ. Это могут быть границы описанные словами, схемами без координат или с использованием координат, но в несуществующей системе координат или с низкой точностью. Причина в основном в том, что длительное время законодательство допускало оформление прав на земельные участки без точного описания их границ.

Вместе с тем, указанная проблема затрудняет гражданский оборот недвижимости, так как с земельными участками без точных границ нельзя совершать сделки. При этом правообладатели обеспечивают уточнение границ за свой счет по мере необходимости (при их продаже, залоге и совершении других сделок). При таком подходе на уточнение границ всех земельных участков уйдет не один десяток лет.

Также отсутствие сведений о границах земельных участков или наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах земельных участков, не соответствующих требованиям, установленным законодательством, отсутствие сведений о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках:

-  не позволяет Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям осуществлять рациональное и качественное управление и распоряжение земельными ресурсами (в частности, сложно определить какие земельные участки являются свободными для последующего их предоставления);

-     увеличивает риски приобретателей прав на объекты недвижимости, в т.ч. в части возможных споров в суде;

-    снижает инвестиционную привлекательность территорий и объектов жилищного и иного строительства,

-    приводит к потере поступлений в бюджет органов местного самоуправления доходов от земельного налога.

Основной целью разработки законопроекта является установление правовых механизмов, направленных на реализацию мероприятий по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости установленных в соответствии с требованиями законодательства сведений о границах земельных участков и местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках.

В целях решения вышеуказанных проблем законопроект дает право и механизм уточнения границ земельных участков за счет бюджетных средств в массовом порядке.

Главная особенность предложенного механизма – проведение кадастровых работ не точечно, по одному земельному участку, а комплексно в отношении всех земельных участков в кадастровом квартале (одним из условий проведения комплексных кадастровых работ является наличие утвержденного проекта межевания соответствующей территории). Конкретная территория проведения комплексных кадастровых работ определяется заказчиком таких кадастровых работ.

Также в ходе комплексных кадастровых работ будет определяться местоположение на земельных участках зданий, сооружений.

Как предполагают разработчики, в результате проведения комплексных кадастровых работ орган местного самоуправления получит полную картину распределения территории кадастрового квартала на земельные участки и свободные территории. Кроме того, принятие законопроекта приведет к повышению гарантий прав правообладателей объектов недвижимости, привлечению инвестиций, к снижению риска ведения бизнеса на предоставленных земельных участках, в том числе для строительства, повышению эффективности управления территорией и распоряжения земельными ресурсами; к расширению налоговой базы органов местного самоуправления; к вовлечению объектов недвижимости в гражданский оборот.

С текстом законопроекта, пояснительной записки к нему возможно ознакомиться в приложении к настоящей новости, а также в подразделе «Законопроектная деятельность».

X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка