Разработка (корректировка) стратегии социально-экономического развития муниципального образования

Актуальность работы

В современной практике планирования развития муниципальных образований в России основополагающую роль играют стратегии социально-экономического развития. На основе этих документов выстраивается комплексная система мер по улучшению качества жизни населения, обеспечению благоприятного инвестиционного климата на территории, повышению эффективности экономической деятельности в муниципальном образовании.

Начиная со второй половины 1990-х годов, в России было разработано много стратегий социально-экономического развития муниципальных образований (далее также – стратегий). Вместе с тем, сегодня как разработка новых стратегий, так и внесение изменений в ранее разработанные документы является важной задачей в области управления развитием территории. Это связано со следующими обстоятельствами:

-   Утверждение федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», в соответствие со статьей 6 которого к полномочиям органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования в том числе относится определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития РФ и субъектов РФ, что достигается именно при разработке стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

-   Российским законодательством установлены требования по обеспечению согласованности социально-экономического и территориального планирования. Согласно ч. 5 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, подготовка документов территориального планирования (в том числе, генеральных планов поселений и городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов) должна осуществляться на основании планов комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (то есть, стратегий).

-   Необходима регулярная актуализация стратегии с учетом изменений, произошедших в экономике муниципального образования, регионе и стране после утверждения предыдущей редакции Стратегии;

-   Для некоторых стратегий необходима корректировка расчетного срока. Согласно ч. 11 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, генеральные планы поселений и городских округов должны быть разработаны на срок не менее 20 лет. Поскольку стратегии являются основой для документов территориального планирования,  расчетный срок разработки стратегии должен соответствовать расчетному сроку генерального плана. Поэтому указанное требование относительно расчетного срока распространяется также и на стратегии.

Определение работы

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования (далее также – Стратегия) – документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период.

Цель и задачи работы

Основная цель разработки Стратегии – формирование системы долгосрочных приоритетов, целей, задач и мероприятий социально-экономического развития, выраженного в повышении качества жизни населения муниципального образования.

Основными задачами разработки Стратегии являются:

  • оценка текущего состояния экономики и социальной сферы города, выявление проблем и перспектив развития отраслей непроизводственной сферы, материального производства и услуг с учетом ресурсов;
  • определение приоритетных направлений социально-экономического развития территории;
  • определение механизма реализации Стратегии;
  • оценка социально-экономических последствий реализации Стратегии.

Состав работы

Подход ООО «ИТП «Град» к разработке Стратегии предполагает выполнения ряда работ, комплекс которых обеспечивает формирование системного видения развития муниципального образования в долгосрочной перспективе:

1)  Оценка социально-экономического состояния муниципального образования.

2)  Выявление сильных и слабых сторон экономики, а также возможностей и угроз развития территории муниципального образования.

3)  Определение конкурентных преимуществ и недостатков муниципального образования в сравнении с другими муниципальными образованиями субъекта, Российской Федерации, зарубежными муниципальными образованиями.

4)  Оценка действующих мер, направленных на развитие муниципального образования.

5)  Проведение Комплексного социологического исследования или его отдельных составных элементов для анализа стратегических интересов и приоритетов лиц, заинтересованных в развитии муниципального образования.

6)  Разработка нескольких сценариев развития муниципального образования (в том числе, разработка нескольких вариантов прогноза основных социально-экономических показателей на долгосрочную перспективу).

7)  Проведение комплексной оценки условий для реализации стратегических направлений градостроительной политики, построение модели пространственной организации территории муниципального образования.

8)  Определение долгосрочных приоритетов развития муниципального образования.

9)  Создание концепции бренда территории муниципального образования.

10) Разработка механизмов финансирования компонентов Стратегии, в том числе: организационные, правовые механизмы, механизмы в области подготовки градостроительной и иной документации по планированию развития территории муниципального образования, механизмы информационно-технического обеспечения и финансовые механизмы.

11)  Разработка перечня целевых программ для реализации задач Стратегии.

12) Подготовка предложений по формированию системы управления реализацией стратегии.

13) Разработка системы целевых показателей Стратегии, отображающих ожидаемые результаты реализации соответствующих целей и задач для каждого из сценариев развития. Рассчитываются целевые показатели развития жилищного фонда, социальной, транспортной, инженерной инфраструктур и другие показатели в зависимости от выделенных целей и задач развития. Состав показателей стратегии должен быть таким, чтобы при дальнейшей разработке документа территориального планирования все долгосрочные приоритеты, цели и задачи развития муниципального образования были преобразованы в комплекс соответствующих пространственных решений.

 

Преимущества подхода

Стратегии социально-экономического развития, разработанные ООО «ИТП «Град», обладают следующими преимуществами:

-   Основываются на мнении всех заинтересованных лиц в развитии муниципального образования, включая население, бизнес-сообщество, органы местного самоуправления.

-   Представляют собой полноценную базу для разработки муниципальных программ и ведомственных целевых программ.

-   Являются основой для формирования пространственной проекции стратегических приоритетов развития муниципального образования в документах территориального планирования. Целевые показатели развития территории, формируемые в стратегии, составляют важную часть исходных данных, используемых при внесении изменений в документы территориального планирования. Это обеспечивает своевременную гармонизацию приоритетов и целевых показателей социально-экономического развития муниципального образования, определенных в стратегии, с решениями документа территориального планирования и позволяет выполнить требования ч. 5 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ.

В целом, предлагаемый подход ООО «ИТП «Град» к разработке стратегий социально-экономического развития обеспечивает реализуемость решений Стратегии и достижимость долгосрочных приоритетов развития муниципального образования.

Виды конечных результатов выполнения работы

Для обеспечения максимального взаимного соответствия решений стратегии и документа территориального планирования муниципального образования могут выполняться:

1)   анализ соответствия Стратегии и Генерального плана и при необходимости разработка проектов внесения в них изменений;

2)  разработка проекта новой Стратегии или проекта внесения изменений в существующую Стратегию.

 Опыт выполнения подобных работ

  1. Разработка стратегии социально-экономического развития города Ханты-Мансийска до 2020 года.
  2. Разработка стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Город Магадан».
  3. Разработка проекта внесения изменений в стратегию социально-экономического развития городского округа г. Мегиона.
  4. Разработка стратегии социально-экономического развития городского округа города Когалыма до 2020 года и на период до 2030 года.
  5. Разработка проекта внесения изменений в стратегию социально-экономического развития города Радужный до 2020 года.
  6. Работа по корректировке действующей Стратегии социально-экономического развития Октябрьского района до 2020 года и доработке на период до 2030 года.
  7. Разработка стратегии социально-экономического развития муниципального образования Черноморский район Республики Крым до 2035 года.
  8. Разработка стратегии социально-экономического развития городского округа Евпатория Республики Крым на период до 2035 года.

Добавьте материалы к проекту

X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка