Задачи совершенствования ИСОГД

Аватар пользователя Дударев Алексей
Дударев Алексей

Год назад, 8 июля 2013 на официальном сайте Минрегиона России опубликована информация о начале приема предложений от заинтересованных лиц по внесению поправок в Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2013 № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности», тогда практически мгновенно на сайте ГИС-Ассоциации была развернута дискуссия по вопросам изменений в 7 главу Градостроительного кодекса (http://www.gisa.ru/iogd.html), однако, результаты ее оказались более чем скудные, то ли из-за того, что почти все пользователи и разработчики автоматизированных ИСОГД уже нашли собственные пути создания «правильных» систем, то ли потому, что за последние 7 лет отчаялись ждать обратной реакции от регулятора.

26.11.2013 на официальном сайте Минрегиона начался прием предложений по подготовке изменений в законопроекты, вносящие изменения в 7 главу Градостроительного кодекса, в Постановление Правительства РФ № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» и в приказ Минрегиона России от 30 января 2012 г. № 19 «Об утверждении требований к описанию и отображению объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения». План законотворческой деятельности утвержден и уже осенью мы можем ожидать комплексного внесения изменений в законодательство, регулирующее вопросы информационного обеспечения градостроительной деятельности. Самое время проанализировать горький опыт и лучшие практики внедрения и эксплуатации ИСОГД.

Анализируя опыт Ассоциации компаний «Град», начиная с создания систем градостроительного кадастра и заканчивая реализаций региональных геоинформационных систем, интегрирующих ИСОГД и иные ГИС муниципальных образований, можно выделить характерную особенность. Заказчиков и эксплуататоров подобных решений всегда интересовало не столько строгое соблюдение положений законодательства в части создания и ведения ИСОГД, сколько комплексная автоматизация и информационное обеспечение их деятельности, которая заключается в предоставлении множества муниципальных (и государственных) услуг и выполнении функций.

В связи с этим в составе проектов выполнялись:

  • анализ существующих бизнес-процессов и технологий предоставления услуг,
  • оптимизация бизнес-процессов;
  • совершенствование нормативно-правовых актов, регулирующих предоставление услуг;
  • проектирование, разработка и внедрение информационных систем, обеспечивающих подготовку, безбумажное согласование, выдачу и учет электронных проектов документов-результатов муниципальных услуг, а также ведение архива документов;
  • проектирование, разработка и внедрение средств интеграции муниципальных и государственных систем с СМЭВ и СЭД.

Такой подход к реализации проектов опробован на задачах крупных и малых муниципальных образований, а также субъектах РФ (г. Новосибирск, г. Новокузнецк, г. Сургут, г. Южно-Сахалинск, г. Казань, Ханты-Мансийский АО — Югра и муниципальные образования (МО), Тюменская область и МО, Магаданская область и МО и др.). При этом ИСОГД обеспечивает не только архивирование копии утвержденного документа и его предоставление, а в первую очередь обеспечивает информационное обеспечение всего процесса предоставления муниципальной услуги — от приема заявления до получения результата услуги.

Рисунок 1 — Исходная схема представления услуги до реализации проекта по внедрению автоматизированной системы управления развитием территории

Исполнение требований законодательства по ведению ИСОГД при этом осуществляется на финальном этапе каждой муниципальной услуги, путем регистрации утвержденного документа-результата в соответствующем разделе, что по факту уже является избыточной административной процедурой, так как вся информация по стадиям подготовки, согласования и утверждения документа (принятия решения) уже находится в системе.

Комплексный подход стал особенно актуальным с началом реализации дорожных карт «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» [1] и «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» [2], а также иных мероприятий, направленных на упрощение и ускорение процессов осуществления инвестиционного освоения территории Российской Федерации, строительства, реконструкции и эксплуатации объектов за частные и государственные деньги.

Вопрос создания и ведения автоматизированной ИСОГД стал немыслим без обеспечения взаимосвязи с процессами предоставления услуг и решения задач, связанных с традиционно земельно-имущественной и инвестиционной сферами. На этом фоне выявились и проблемы системы регулирования предметной области, с которым мы сталкиваемся в проектах:

  • наименование и состав услуг и сопутствующих функций на каждой территории могут значительно отличаться.
  • административные регламенты предоставления услуг не дают детального представления о порядке выполнения административных процедур, содержат общее описание, в рамки которого, как правило, укладывается существующий порядок, но вариации это порядка практически не ограничены;
  • результаты оказания услуг — бумажные документы, формы которых на уровне федерального законодательства стандартизированы лишь для отдельных документов и не в полном объеме (как пример — разница в подходах при подготовке градостроительных планов земельных участков, продлении или отмене разрешений на строительство объектов капитального строительства);

Рисунок 2 — Схема предоставления услуги в автоматизированном режиме с использованием системы управления развитием территории

Рисунок 3 — Перспективная схема предоставления услуги в автоматизированном режиме

  • не стандартные способы инициации предоставления услуги, набор и условия использования которых разнятся от территории к территории (получение заявления через ЕПГУ, запрос СМЭВ, бумажный запрос из МФЦ, бумажный запрос через приемную мэрии, бумажный запрос в приемной уполномоченного органа, бумажный запрос непосредственно в отдел уполномоченного органа (!!!) и т.п.);
  • практика официальной регистрации обращения заявителя уже в середине процесса подготовки документа, особенно часто встречающаяся в предоставлении услуг, связанных с проведением публичных слушаний, в целом не четкое разграничение между заявительным принципом и принципом исполнения муниципальных и государственных функций независимо от наличия заявления;
  • отсутствие стандартных процедур согласования проектов документов, да и сама технология согласования проектов документов в бумажном виде, уязвимая для различного рода махинаций и административных барьеров — «потерять» лист согласования или даже согласованный промежуточный документ — встречающаяся негативная практика, что ведет к затягиванию сроков предоставления услуг и созданию преимущественных условий для отдельных категорий заявителей;
  • отсутствие безбумажного согласования проектов документов-результатов оказания услуг;
  • передача копии итогового документа в ИСОГД, нечеткость правового статуса такой информации;
  • отсутствие в классификаторах ИСОГД отдельных документов результатов услуг, как следствие — необязательность их учета при принятии управленческих решений;
  • различие технических средств, используемых при оказании услуги, особенно в части подготовки документов, содержащих графическую часть (отсутствие ГИС, разница в условных обозначениях, использование ручных методов при подготовке чертежей), зачастую, даже при наличии утвержденных форм (например, для ГПЗУ) документы оказываются разными по составу и качеству;
  • отсутствие стандарта данных, необходимых для оказания услуги, проверки их качества — актуальности, достоверности, точности — а также отсутствие обязательности информационного взаимодействия при оказании услуги (различные ТКМВ для одних и тех же услуг на разных территориях, несоответствие утвержденных ТКМВ фактическим процессам). В итоге, например, в ГПЗУ может отсутствовать информация о зоне с особыми условиями, при наличии которой место допустимого размещения объекта изменило бы конфигурацию;
  • большая зависимость бумажного документооборота от коррупции, например.

В своих проектах мы осуществляем оптимизацию и регламентацию процессов, что обеспечивает максимальное соответствие фактических процессов и административных регламентов, внедряем решения по безбумажной подготовке и согласованию, разрабатываем электронные форматы проектов документов и документов результатов.

Рисунок 4 — Интерфейс СУРТ на платформе ИАС «Градоустройство»

Редактор отчетов

Рисунок 5 — Создание шаблона печатной формы на основе электронного документа

Однако, даже в реализованных проектах в отсутствии качественного нормативно-правового регулирования и отсутствии обязанности по использованию средств автоматизации всех ведомств, участвующих в процессах (а процессы межведомственные и межуровневые) остаются области, требующие совершенствования:

  • необязательность учета отдельных исходных данных, если они представлены не в электронном виде и находятся не в зоне ответственности системы управления развитием территорий (так мы называем в том числе и ИСОГД, чтобы не путать благородный термин с сухой законодательной трактовкой);
  • необязательность электронного согласования, «вклинивание» в электронные процессы согласования элементов бумажного согласования для ведомств, у которых отсутствуют информационные системы и техническая возможность интеграции;
  • необходимость подготовки и последующего хранения бумажного-документа результата;
  • отсутствие статуса информации в электронном виде, как в автоматизированных системах, обеспечивающих подготовку и согласование документа, так и в ИСОГД.

Здесь необходимо отметить важность не только придания статуса электронному документу, записям базы данных, но и регламентировать обязанность ведения информации, обеспечивающей градостроительную деятельность в виде объектов в базах данных и их приоритетный статус над бумажными экземплярами документов.

Что касается автоматизации самих процессов предоставления услуг и исполнения функций, в общем случае существующие процессы можно представить на схемах (рисунок 1 и рисунок 2).

Предложения по совершенствованию 


По моему мнению, в новой редакции законодательных актов необходимо спозиционировать ИСОГД как автоматизированную систему, обеспечивающую предоставление муниципальных и государственных услуг и исполнение функций в области градостроительства (и даже в более широком плане — в плане управления развитием территории, включающем задачи инвестиционного развития и управления недвижимостью), автоматизирующей процессы подготовки, согласования и учета принимаемых решений в полностью в электронном виде, для чего необходимо:

  • усовершенствовать нормативно-правовое регулирование ИСОГД, установить требования к электронным документам и исходным данным для их подготовки и согласования в электронном виде;
  • определить приоритет электронных документов (и записей в базе данных) над бумажными;
  • определить поэтапный порядок перевода процессов предоставления услуг от текущего состояния к безбумажной технологии;
  • включить в область автоматизации все процессы от предоставления земельных участков, до процессов, обеспечивающих эксплуатацию территории и объектов;
  • определить требования к исходным данным для оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде и обеспечить возможность их получения в порядке электронного межведомственного взаимодействия.

[1] утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 № 1487-р

[2] утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 1144-р

Комментарии

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
АНТИСПАМ
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка