Региональные ИСОГД и аналитико-модельные задачи в трехуровневой системе информационного взаимодействия в области градостроительной деятельности

Аватар пользователя Дударев Алексей
Дударев Алексей

В 2014 году продолжается волна создания региональных геоинформационных систем (РГИС), многие Заказчики обосновывают свои нужды в первую очередь необходимостью решения задач, связанных с информационным обеспечением градостроительной деятельности (ИСОГД) на уровне субъектов РФ. Аналогичным вопросом задаются и федеральные министерства, осуществляющие модернизацию федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП) и связанной с ИСОГД нормативной, правовой и методической базы. Такая модернизация тяготеет к 3-х уровневой конструкции: ФГИС ТП на федеральном уровне. ИСОГД на муниципальном уровне и «нечто», региональная государственная ИСОГД на уровне субъекта федерации.

Анализ технических заданий, опубликованных на портале государственных закупок, отчетов об итогах выполненных работ и профессиональных дискуссий среди коллег демонстрирует значительные различия в понимании Заказчиков состава подобных проектов, а Исполнителей – объемов задач, решаемых этим классом информационных систем, а также необходимой глубины их проработки. Многие, если отбросить сложный язык спецификаций и параметров, ограничиваются лишь функциями отображения и редактирования пространственной информации различного масштаба, не уделяя внимания частностям автоматизации государственных и муниципальных услуг и функций.

Конечно, можно объяснить это недостатком финансирования, однако, не исключено что это результат слабого знания предметной области, новизны и обширности темы для новых участников рынка. Сегодня постараюсь поделиться опытом, накопленным при выполнении аналогичных проектов и собственным взглядом на задачи региональных ИСОГД.

Большинство тезисов будут основаны на 3-х летнем опыте полноценной эксплуатации ИСОГД Тюменской области, одного из крупнейших проектов (ИТ + данные), внедренных ООО «ИТП «Град». Сейчас в этой системе:

  • Размещены градостроительная документация и топографические материалы в единой системе координат Тюменской области на всю территорию субъекта, 26 муниципальных образований и всех, входящих в их состав населенных пунктов.
  • Ведутся адресные планы, ИСОГД муниципальных образований.
  • Готовятся и выдаются ГПЗУ, РС, РВ, а также иные документы-результаты оказания муниципальных и государственных услуг.
  • Изменения данных муниципального уровня передаются на уровень субъекта РФ, где ведется реестр объектов регионального значения.
  • Реализованы сервисы внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, а также сервисы интеграции с ЕПГУ в рамках основных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых с использованием ИСОГД Тюменской области.

Принципиальная схема ИСОГД Тюменской области

Принципиальная схема ИСОГД Тюменской области

Ежедневно в ИСОГД Тюменской области осуществляются юридически значимые изменения данных более чем о 200 объектах, т.е. пространственных и атрибутивных данных и связанных с ними электронных документов и скан-образов бумажных документов. И конечно система субъекта интегрирует в себя ИСОГД муниципальных образований.

Попытаюсь систематизировать какие именно задачи должна решать аналогичная система (сама по себе или в составе региональной ГИС):

Задачи, решаемые региональной государственной ИСОГД (или далее – РГИСОГД)


1) Контроль за градостроительной деятельностью муниципальных образований по направлениям:

  • ведение ИСОГД;
  • разработка, согласование и утверждение градостроительной документации;
  • предоставление муниципальных услуг в сфере строительства.

2) Ведение государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий:

  • учет сведений, содержащихся в материалах инженерных изысканий;
  • размещение пространственных и атрибутивных данных, содержащихся в материалах инженерных изысканий;
  • предоставление доступа к результатам выполненных работ специального (отраслевого) назначения, в том числе путем отображения их на карте.

3) Мониторинг реализации документов территориального планирования в части объектов регионального значения:

  • ведение реестра объектов регионального значения на основе документов территориального планирования всех уровней, а также программ, определяющих финансирование реализации планов.

4) Обеспечение интеграции ИСОГД муниципальных образований и региональной ИСОГД с региональными и федеральными информационными системами (ИС), с целью предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения функций, в том числе:

  • интеграция в СМЭВ (сервисы запроса сведений, сервисы предоставления сведений);
  • интеграция с ЕПГУ (прием заявлений на предоставление услуг);
  • интеграция с информационными ресурсами (ИР) Росреестра, для обеспечения получения сведений и предоставления сведений в электронном виде (как через СМЭВ, так и напрямую к сервисам ИР Росреестра);
  • интеграция с системой электронного документооборота (СЭД) и системами многофункциональных центров оказания услуг (МФЦ);
  • интеграция со смежными ИС, в том числе с системой государственного строительного надзора.

5) Автоматизация процессов предоставления государственных и муниципальных услуг (в части информационного взаимодействия, а лучше и в части автоматизации всех технологических процессов в рамках предоставления услуги):

  • выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства (ОКС);
  • выдача разрешения на ввод ОКС в эксплуатацию;
  • выдача разрешения на проведение инженерных изысканий;
  • выдача ГПЗУ (на уровне МО в части информационного взаимодействия с ЕПГУ, СМЭВ);
  • предоставление сведений ИСОГД (на уровне МО в части информационного взаимодействия с ЕПГУ, СМЭВ).

6) Предоставление комплексных сведений уровня субъекта РФ и МО, необходимых для осуществления деятельности иных региональных органов исполнительной власти:

  • в виде web-сервисов (WMF, WMS, REST);
  • в машиночитаемых электронных форматах;
  • в виде электронных карт в сети Интернет.

Последний блок задач обеспечивает также выполнение актуальных сегодня требований, связанных с комплексным информационным обеспечением выполнения стандарта Агентства стратегических инициатив в части создания благоприятного инвестиционного климата (данные о свободных ЗУ, коммуникациях, ограничениях, градостроительной документации), а также возможности для предоставления сведений ИСОГД МО и региональной ИСОГД в иные ИС (например, в ФГИС ТП).

Интерфейс клиентского приложения ИСОГД Тюменской области

Интерфейс клиентского приложения ИСОГД Тюменской области

И это только задачи, связанные с информационным обеспечением градостроительной деятельности. Если говорить о региональных ГИС в целом, то возникает множество задач, связанных с автоматизацией нужд других ведомств – земельные ресурсы, лесное и сельское хозяйство, ЖКХ, экономика и др. В таком случае данные ИСОГД, в том числе картографическая основа, находящиеся в распоряжении органов, уполномоченных на решение градостроительных задач, будет являться основным информационным ресурсом, в котором собираются, а в случае успешной реализации проекта, то и создаются, и актуализируются пространственные и атрибутивные данные о современном и планируемом состоянии территории. Происхождение и уровень точности таких данных позволяет использовать их массив как основу для ведения и сравнительного анализа данных других ведомств. Можно даже сказать, что региональная ГИС или региональная ИСОГД как ключевой компонент РГИС – неотъемлемая часть проекта по созданию инфраструктуры пространственных данных (ИПД) субъекта РФ.

Данные о инженерных коммуникациях на инвестиционной карте в составе проекта РГИС Омской области

Данные о существующих и планируемых инженерных коммуникациях на инвестиционной карте в составе проекта
РГИС Омской области

Другая важная задача информационных систем субъекта – оптимизировать процессы электронного информационного взаимодействия органов местного самоуправления с региональными и федеральными ведомствами. Увы, уровень кадровой, технической и иной оснащенности муниципалитетов в РФ не позволяет им самостоятельно реализовать все планы по переводу взаимодействия в электронный (безбумажный) вид, а также по ускорению и приданию законности этим взаимодействиям в рамках оказания муниципальных услуг и исполнения функций. Единые стандарты интеграции муниципальных систем в информационную систему субъекта способны обеспечить работу муниципалитетов через СМЭВ, позволят перейти на безбумажный процесс согласований, отказаться от избыточной отчетности и анализа разрозненных муниципальных данных при решении государственных задач.

А при наличии стабильных каналов связи многим малым муниципалитетам достаточно выделить рабочую область в информационной системе субъекта для учета и актуализации своих данных, полностью избавив их от груза поддержки ИТ инфраструктуры.

Вот несколько тезисов, позиционирующих региональную государственную ИСОГД:

  • РГИСОГД – обеспечивает эффективную реализацию полномочий РОИВ за счет использования пространственных данных.
  • РГИСОГД – наиболее целесообразный способ выполнения полномочий ОМСУ в части предоставления услуг в электронном виде, информационного взаимодействия, качества электронных информационных ресурсов.
  • РГИСОГД – информационная основа для реализации переданных полномочий РФ по созданию ИПД региона.

Взаимодействие РГИСОГД и ФГИС ТП


В связи с осуществляемой модернизацией ФГИС ТП можно выделить специфические задачи РГИСОГД:

  • РГИСОГД должна обеспечить информационное взаимодействие с ИСОГД МО в соответствии со спецификой региона.
  • РГИСОГД обеспечивает предоставление сведений как уровня субъекта РФ так и уровня местного самоуправления в ФГИС ТП в соответствии с утвержденными форматами, требованиями, технологиями.
  • Через РГИСОГД обеспечивается информационное взаимодействия ИСОГД МО со всеми внешними информационными системами (СМЭВ, ФГИС ТП, ИР Росреестра и т.п.).
  • Данные уровней субъекта РФ и органов местного самоуправления предоставляются во ФГИС ТП в виде сервисов в соответствии с утвержденными стандартами.

Принципиальная схема организации 3-х уровневой ИСОГД

Принципиальная схема организации 3-х уровневой ИСОГД

Безусловно, для реализации этих задач и задач, речь о которых пойдет ниже, необходимы требования к информационным ресурсам систем всех уровней и информационному взаимодействию ИСОГД, РГИСОГД, ФГИС ТП. Что это за требования?

  • Требования к данным градостроительной документации (территориальное планирование, градостроительное зонирование, документация по планировке территории) в электронном виде.
  • Требования к данным, на основании которых готовится градостроительная документация.
  • Требования к электронным документам градорегулирования (ГПЗУ, РС, РВ, предоставление ЗУ, разрешения на отклонения и многие другие).
  • Правила применения требований и правила взаимодействия со смежными стандартами и требованиями.

Также Исполнителю подобного проекта, чтобы описать структуру объектов базы геоданных, их связи между собой, логику поведения объектов необходима базовая модель данных предметной области. В настоящее время наш Институт завершает работы над такой моделью данных, уже в 3-ей ее версии, объединяя накопленный опыт и практику создания градостроительной документации и ИСОГД, международные стандарты,  действующие требования законодательства, ограничения электронного документооборота, модели данных смежных предметных областей и существующие архетипы (финансы, субъекты, адреса...).

Совершенствование модели данных

Совершенствование модели данных – одно из ключевых требований, позволяющее вывести ИСОГД на уровень систем, решающих задачи аналитической обработки данных и наглядной визуализации результатов такой обработки

Аналитические и аналитико-модельные задачи, решаемые ИСОГД и РГИСОГД


1) Анализ, автоматический контроль и визуализация результатов:

  • качества ведения ИСОГД;
  • доступности сервисов СМЭВ;
  • эффективности процессов предоставления услуг в электронном виде.

Интерфейс сервиса уведомлений

Интерфейс сервиса уведомлений в составе подсистемы управления процессами предоставления услуг ИАС «Градоустройство»

2) Автоматическая проверка соответствия размещаемых в базе данных сведений на соответствие: структуре объектов, классификаторам и справочникам, техническому качеству данных (топология, специфика хранения данных в базе геоданных).

Как это работает, когда есть требования к данным в электронном виде

Как это работает, когда есть требования к данным в электронном виде

3) Автоматизация построения многоуровневых семантических и пространственных запросов и визуализация результатов.

Построение запросов

Построение запросов возможно как к пространственным, так и к непространственным объектам, а также к связанным объектам

4) Автоматизация контроля взаимного соответствия решений различных уровней на основе пространственного анализа.

Данные ИСОГД

Данные ИСОГД, в том числе градостроительная документация – это мультимасштабная база геоданных, «пронизанная и связанная» объектами, а не набор отдельных документов, представленных наборами слоев

5) Аналитическо-прогнозные задачи, проверка качества градостроительных решений, вариантное моделирование, в том числе:

  • автоматизированная проверка соответствия документов территориального планирования местным и региональным нормативам градостроительного проектирования;
  • сравнение вариантов проектных решений относительно значений в заданной области и визуализация результатов;
  • моделирование этапов реализации ДТП на основе комплексного информационного ресурса;
  • решение задачи поэтапного переселения граждан из ветхого и аварийного жилья;
  • кластерный анализ в задачах размещения инвестиционных площадок и выбора мест размещения объектов регионального значения;
  • прогноз реализации генерального плана и визуализация рентабельности экономических решений;
  • и др.

Региональные нормативы градостроительного проектирования как электронная база данных

Региональные (местные) нормативы градостроительного проектирования как электронная база данных, автоматизированный инструмент управления, связанный с пространственными данными градостроительной документации


Моделирование процесса переселяния граждан и реконструкции ветхого и аварийного жилья

Моделирование процесса переселения граждан и реконструкции ветхого и аварийного жилья


Кластерный анализ

Кластерный анализ в задачах размещения инвестиционных площадок и выбора мест размещения объектов регионального значения в СТП Тюменской области


Прогноз реализации генерального плана г. Тюмени

Прогноз реализации генерального плана г. Тюмени на основе расчета рентабельности экономических решений

Конечно, подавляющее большинство этих задач нельзя решить полностью автоматически, всегда это методики и инструменты автоматизации, которые должны быть достаточно гибкие, чтобы быть полезными в следующих классах потребностей пользователей:

1) Задачи, подлежащие автоматизации в ИСОГД, РГИСОГД, ФГИС ТП:

  • аналитика по использованию функций систем;
  • аналитика по качеству данных;
  • проверка соответствия данных различных версий, уровней, источников;
  • проверка соответствия данных на соответствие требованиям, как техническим, так и логическим, например на соответствие нормативам градостроительного проектирования;
  • иные типовые периодические задачи.

2) Разнохарактерные разовые отраслевые задачи, решаемые посредством реализации инструментов и единых требований к структуре и качеству данных в электронном виде.

Дополнение функций и структуры данных региональной ИСОГД

Дополнение функций и структуры данных региональной ИСОГД новыми объектами и логикой позволит эффективно решать различные отраслевые задачи и сократит затраты на создание отдельных решений


Основная задача аналогичных проектов – качественное и всестороннее обоснование управленческих решений

Основная задача аналогичных проектов – качественное и всестороннее обоснование управленческих решений

Комментарии

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
АНТИСПАМ
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка