Информационные технологии – инструмент продвижения государственной политики ХМАО – Югры в управлении развитием территорий, повышении качества среды и улучшении предпринимательского климата

Аватар пользователя Береговских Анна

В настоящее время в России, и ХМАО – Югра не является исключением, управление развитием территорий и регулирование земельно-имущественными отношениями не отвечает целям государственной политики, направленной на устойчивое развитие государства, повышение инвестиционной привлекательности её территорий и обеспечение гарантий прав собственности гражданам страны.

К основным причинам такого положения следует отнести отсутствие комплексного планирования землепользований, недостаточность и несогласованность принимаемых градостроительных решений, неполноту и плохое качество кадастровых данных, в том числе: низкое качество топографо-геодезических материалов; неопределённость границ ранее учтённых земельных участков; неразграниченные территории, занятые общественной и многоквартирной жилой застройкой; неустановленные границы территорий общего пользования, в том числе улично-дорожных сетей; многочисленные наложения и искажения границ из-за ошибочных измерений и множества местных и условных систем координат; плохое качество документации территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планровке территорий; практическое отсутствие утверждённых в установленном порядке границ зон с особыми условиями использования территорий (защитных и охранных зон); несовместимость данных кадастрового учёта земельных участков и объектов капитального строительства; практическое отсутствие взаимодействия между органами местного самоуправления, налоговыми и кадастровыми ведомствами и, соответственно, отсутствие контроля за взиманием земельных платежей; низкое качество кадастровой оценки.

В течение последнего полугодия на уровне Российской Федерации принят ряд документов, направленных на преодоление названных препятствий. Это дорожные карты по улучшению предпринимательского климата (далее – дорожная карта «Строительство») и оптимизации процедур кадастрового учёта (далее – дорожная карта «Недвижимость»); стандарты деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по повышению инвестиционной привлекательности территорий и другие. Но все названные документы направлены на совершенствование локальных (отдельных из перечисленных) задач, и потому не могут обеспечить кардинальных значительных результатов.

Считаем, что необходимо выработать комплексную систему взаимоувязанных мероприятий на основе тщательного исследования, проведённого при разработке пилотных проектов в нескольких муниципальных образованиях. Затем на основе результатов пилотных работ необходимо разработать программу действий, обеспечивающую создание системы управления развитием территорий и недвижимостью в целом по региону.

Кроме того, предлагаемую методологию и улучшенную в ходе проведения пилотных проектов целесообразно представить на рассмотрение Минэкономразвития и Росреестру для учёта в разработке мероприятий по реализации Концепции федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 – 2019 годы)», проект которой в настоящее время находится на завершающей стадии согласования и в ближайшее время будет направлен в Правительство РФ для утверждения.

Основные положения Концепции ФЦП на 2014 – 2019 годы

Концепцией определено, что «дальнейшего развития требует инфраструктурное обеспечение институциональной устойчивости учетно-регистрационной системы в целях:

  • обеспечения перехода на качественно новый уровень предоставления государственных услуг в учетно-регистрационной сфере и повышения эффективности их оказания;
  • обеспечения равной защиты прав собственности на объекты недвижимости для всех участников рынка;
  • соблюдения баланса интересов и обеспечения взаимной заинтересованности и скоординированности усилий государства, бизнеса и общества;
  • урегулирования вопросов реализации организационно-правовых и организационно-технических функций в сфере единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости;
  • расширения использования возможности влияния законодательства Российской Федерации и иных мер воздействия на порядок предоставления услуг в учетно-регистрационной сфере;
  • дальнейшей детальной разработки инструментов синхронизации системы программных мероприятий органов управления на федеральном, региональном и местном уровнях;
  • совершенствования системы показателей и индикаторов деятельности по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости для органов управления на федеральном, региональном и местном уровнях;
  • координации усилий по срокам и ресурсам для обеспечения согласованности и исключения дублирования мероприятий, реализуемых в рамках других целевых программ.

Эффективное продолжение решения существующих проблем возможно только в условиях применения в качестве основы государственного управления в учетно-регистрационной сфере программно-целевого метода посредством принятия и последующей реализации Программы, поскольку это позволит:

  • установить единые цели и задачи деятельности по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости до 2020 года;
  • сформировать систему приоритетных мероприятий по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, способствующих системному решению существующих проблем;
  • повысить эффективность управления в учетно-регистрационной сфере на федеральном, региональном и местном уровнях, а также в области межведомственного и межуровневого взаимодействия и координации федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  • концентрировать ресурсы государства на реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в учетно-регистрационной сфере;
  • создать механизмы налогового стимулирования владельцев эксплуатируемых объектов капитального строительства, включая незавершенные, к постановке такого имущества на кадастровый учет;
  • осуществить оптимизацию кадастрового, налогового и иных форм учета объектов недвижимости, исключающих возможность расхождения сведений об объектах недвижимости и их правообладателей в соответствующих базах данных;
  • применять принципы бюджетного планирования, ориентированного на результат.

Достижение заявленной в Концепции цели предполагает использование системного подхода к установлению следующих взаимодополняющих друг друга приоритетных задач по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости:

  • объединение ЕГРП и ГКН в Единый государственный информационный ресурс (ЕГРОН);
  • обеспечение перевода услуг в режим «одного окна» и переход к оценке гражданами качества услуг;
  • повышение качества данных информационных ресурсов для обеспечения инвестиционной привлекательности и перехода к единому налогу на недвижимость.

К приоритетным направлениям реализации Концепции отнесено развитие системы качества сведений, содержащихся в ЕГРОН.

Основными мероприятиями по этому направлению являются:

  • обеспечение перехода к геоцентрической системе координат;
  • формирование земельных участков, проведение кадастровых работ (в том числе в массовом порядке) в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, проведение землеустроительных работ в отношении границ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и населенных пунктов, внесение сведений по итогам проведения кадастровых и землеустроительных работ в ГКН, разработка документов территориального планирования и градостроительного зонирования.

Предложения по повышению эффективности использования земельных ресурсов в ХМАО – Югре

Повышение эффективности использования земельных ресурсов планируется обеспечить за счёт следующих мероприятий:

  1. Комплексный анализ существующей базы данных об объектах недвижимости, учтённых в государственном кадастре недвижимости (ГКН). Результатом анализа является сформированные по каждому муниципальному образованию (МР, ГО) отчёты, содержащие перечни земельных участков (ЗУ) и объектов капитального строительства (ОКС), фактически существующих на территории МО с указанием основных характеристик, позволяющих оценить эффективность использования соответствующего объекта, в том числе: адрес; площадь; координатное описание; правообладатель; вид права; фактическое использование; назначение по документам; разрешённое использование; наличие решения о сносе (перепрофилировании); наличие особых условий использования в связи с охранными и/или защитными зонами; наличие кадастровых и/или управленческих ошибок; данные о начисленных налоговых и арендных платежах за использование ЗУ, фактически полученных и расчитанных на основании результатов анализа.
  2. Создание информационного ресурса об объектах недвижимости, действующих градостроительных и иных регламентах использования ЗУ и ОКС, а также ограничениях их использования, накладываемых зонами с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ) в соответствии с требованиями к формированию пространственных данных в структуре регионального сегмента инфраструктуры пространственных данных (ИПД). Информационный ресурс структурирован по трём видам ситуаций: современное состояние соответствует документам территориального планирования; территория подлежит градостроительному преобразованию; территория подлежит освоению.
  3. Подготовка проектов межевания территорий (по элементам планировочной структуры), не подлежащих градостроительному преобразованию в соответствии с документами территориального планирования, ограниченных красными линиями, результатом которых является полное разграничение территорий на земельные участки, а также исправление всех существующих кадастровых и управленческих ошибок и согласование этих исправлений с собственниками объектов недвижимости и уполномоченными органами местного самоуправления. Подготовка и утверждение проектов межевания осуществляется в соответствии с порядком, установленным Градостроительным кодексом РФ. Проведение согласований границ ЗУ осуществляется в рамках проведения публичных слушаний по проектам межевания при условии персонального оповещения всех заинтересованных лиц.
  4. На основании утверждённых в установленном порядке и согласованных с собственниками недвижимости проектов межевания осуществляется подготовка материалов в электронном виде для кадастрового учёта неучтённых ранее земельных участков и внесения изменений в кадастровые документы объектов, по отношению к которым выявлены ошибки.
  5. Выполнение кадастровых работ по полному наполнению базы данных об объектах недвижимости и их кадастровому учёту. Обеспечение достаточной точности координатного описания границ земельных участков может быть достигнуто за счёт выборочного выноса на местность переломных точек красных линий планировочных элементов (кварталов), в границах которых разрабатывается проект межевания.
  6. Подготовка материалов по утверждению границ ЗОУИТ и внесению соответствующих сведений в ГКН.
  7. Расчёт дополнительных налоговых и арендных поступлений от вновь сформированных земельных участков и прогноз по налогооблагаемой базе при переходе на единый налог на недвижимость.

В целях уточнения методологии предлагается организовать разработку пилотного проекта по муниципальному образованию «Городской округ город Мегион», так как Мегион обладает типовыми характеристиками большинства городов автономного округа и может обеспечить создание прототипа комплексного решения, направленного на повышение эффективности использования земельных ресурсов в ХМАО – Югре.

Обоснования преимуществ предлагаемой системы мер также носят комплексный характер:

  1. Прогнозируемое увеличение доходной части бюджета Мегиона – 140 миллионов рублей в год, в том числе от земельных платежей – 55 миллионов рублей.
  2. Предполагаемое количество вновь созданных ЗУ для инвестиционного освоения – более 100, включая земельные участки для строительства социально значимых объектов регионального и местного значения, земельные участки для жилищного строительства, земельные участки для строительства объектов малого и среднего бизнеса.
  3. В результате реалзации проекта прогнозируется увеличение количества рабочих мест на 7 тысяч, а увеличение налога на доход физических лиц – на 85 миллионов в год.
  4. При организации работ по установлению охранных и санитарно-защитных зон, которые накладывают ряд ограничений на использование земель в границах таких зон и, соответственно, наносят убытки, может быть введён порядок, обеспечивающий возмещение убытков в форме платежей за земли СЗЗ и охранных зон на основании статей 56 и 57 Земельного кодекса РФ и статьи 15 Гражданского кодекса РФ. Ориентировочно для Мегиона такие платежи могут составлять около 56 миллионов рублей в год. Расчёт выполнен по аналогу с Постановлением главы города Новокузнецка от 31 марта 2006
    № 299 «О порядке определения площади санитарно-защитных и охранных зон и размера убытков, причиненных ограничениями прав на земли санитарно-защитных и охранных зон». Порядок в Новокузнецке действует по сей день.
  5. Результат работы не является разовым, а обеспечивает создание основного информационного ресурса инфраструктуры базовых пространственных данных в структуре регионального сегмента ИПД (в том числе, в ТИС-Югры) и при соответствующем мониторинге будет постоянно использоваться для информационного обеспечения государственных и муниципальных функций и предоставления услуг в электронной форме.
  6. Сформированные базы данных обеспечат необходимой информацией системное обновление кадастровой оценки, существенно снижая при этом затраты на оценку и повышая её качество.
  7. В процессе работ создаётся база данных для формирования единых объектов недвижимости посредством сведения данных адресного плана (при условии его коррекции), ГКН и ЕГРП и создания ЕГРОН.
  8. На основе результатов работы может быть обеспечена быстрая и высоко эффективная корректировка правил землепользования и застройки (ПЗЗ) в части уточнения границ территориальных зон, видов и параметров разрешённого использования (в соответствии с классификатором, подготовленным Минэкономразвития России).
  9. Результат работ обеспечит реализацию мероприятий дорожной карты «Недвижимость» на территории автономного округа, обеспечив полноту и качество кадастровых данных, в том числе внесение сведений в ГКН об объектах землеустройства (границах административно-территориального деления, территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий).
  10. Результат работ в значительной мере обеспечит реализацию мероприятий дорожной карты «Строительство», так как будут снижены административные барьеры за счёт выявления всех земельных участков для инвестиционного освоения, а их разрешённое использование будет установлено в соответствии с ПЗЗ.
  11. Результат работ окажет существенное влияние на эффективность внедрения Стандарта дятельности органов государственной власти по улучшению предпринимательского климата. Выявленные ЗУ могут быть включены в перечень инвестиционных площадок и опубликованы на инвестиционной карте региона.
  12.  Результат работ создаст прочную платформу для подготовки множества мероприятий, направленных на развитие экономики автономного округа, в составе окружных и муниципальных программ, в том числе при формировании программ по доступному и комфортному жилью, по комплексному коммунальному обеспечению, по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья и других.

Комментарии

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
АНТИСПАМ
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка