Особенности разработки проектов планировки линейных объектов на примере объектов топливно-энергетического комплекса на территории Нефтеюганского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Аватар пользователя Шатохина Наталья

Для межселенной территории Нефтеюганского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры подготовлены проекты планировки и межевания территории для размещения линейных объектов регионального значения. Настоящие линейные объекты представляют собой планируемые объекты (водоводы) нефтегазодобывающей промышленности в границах Мамонтовского и Южно-Балыкского месторождений.

Нефтеюганский район имеет актуальные документы территориального планирования и градостроительного зонирования, которые выполнены с учетом схемы территориального планирования (далее - СТП) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в части планируемых объектов топливно-энергетического комплекса (СТП Ханты-Мансийского автономного округа - Югры утверждена Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.06.2014 №230-п).

В соответствии с СТП Нефтеюганского района проектируемые объекты размещены в границах функциональных зон: добычи полезных ископаемых, транспортной инфраструктуры и территорий, покрытых лесом и кустарником. В соответствии с правилами землепользования и застройки межселенной территории Нефтеюганского района, проектируемые объекты частично расположены в территориальных зонах добычи полезных ископаемых и транспортной инфраструктуры. Проектируемые объекты планируется к размещению преимущественно на землях, относящихся по целевому назначению к категории земель лесного фонда. Земли лесного фонда расположены на лесном участке Нефтеюганского урочища и находятся в ведении территориального отдела  Нефтеюганского участкового лесничества.

Проектом планировки установлены границы зон планируемого размещения объектов регионального значения – инженерной и транспортной инфраструктуры. Зона инженерной инфраструктуры установлена по границам земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства регионального значения в долгосрочную аренду. В составе проекта планировки определены границы зон с особыми условиями использования территорий (в том числе охранных зон) планируемых к размещению линейных объектов регионального значения.

Рисунок 1 – Основная часть проекта планировки территории

Проектом межевания установлены границы образуемых земельных участков в краткосрочную аренду и границы образуемых земельных участков в долгосрочную аренду. Ширина полосы отвода земель, изымаемых во временное краткосрочное пользование для строительства промысловых трубопроводов определена в соответствии со СН 452-73 «Нормы отвода земель для магистральных трубопроводов» и на основании п.6.8 ВНТП 3-85 «Нормы технологического проектирования объектов сбора, транспорта, нефти, газа и воды нефтяных месторождений». Также отображены границы земельных участков, согласно сведениям государственного кадастра недвижимости и границы ранее отведенных земельных участков.

Так как Нефтеюганский ЦКТО Ханты-Мансийского РУС Ханты-Мансийского филиала ОАО «Ростелеком» согласовывает производство работ при условии установления публичного сервитута в охранной зоне линий связи, в проекте межевания территории для размещения линейного объекта регионального значения установлен публичный сервитут на участках пересечения существующего кабеля связи ВОЛП «Нефтеюганск – Салым» с проектируемым водоводом на территории Мамонтовского месторождения.

 

Рисунок 2 – Проект межевания территории

 Согласно статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки осуществляется на основании документов территориального планирования, а согласно статьи 43, проект межевания осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами, которые содержатся в правилах землепользования и застройки. Специфика проектов планировки и межевания линейных объектов на межселенной территории заключается в том, что проектируемые водоводы располагаются на землях, отнесённых к категории земель лесного фонда.

 

Рисунок 3 – Фрагмент карты градостроительного зонирования

 В соответствии с проектом Федерального закона N 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию», принятого в первом чтении 9 декабря 2014 года, а именно  статьей 77, частью 5 - территориальные зоны должны устанавливаться в отношении всей территории муниципального образования, за исключением лесного фонда, водного фонда, особо охраняемых природных территорий. Согласно статьи 77, части 6 - виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются регламентами использования территорий, за исключением земельных участков, предназначенных в соответствии с документацией по планировке территорий для строительства линейных объектов и технологически связанных с ними объектов и объектов, необходимых для осуществления недропользования. В связи с этим утверждением и с тем, что на лесной фонд регламент не распространяется, документация по планировке территории разрабатывается в соответствии с лесным и земельным законодательством.

Таким образом, из-за особенностей размещения линейного объекта на межселенных территориях, его большой протяженности и других специфических особенностей, разработка таких проектов планировки осуществляется с учетом норм земельного, водного, лесного законодательства.

Общие требования к порядку подготовки документации по планировке территории сформулированы в статьях 41 и 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Кроме того, требования к составу и содержанию документации по планировке территории уточняются законом субъекта Российской Федерации. В данном случае это Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.06.2007 N 153-п «О составе и содержании проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, документов территориального планирования муниципальных образований автономного округа» (далее - Постановление). Постановлением Правительства ХМАО-Югры в 2012 году введен пункт о составе и содержании проектов планировки территории линейных объектов регионального значения и линейных объектов местного значения, но содержательная часть этого пункта ссылается на статьи 42 и 43 Градостроительного кодекса.

Согласно Постановлению, графическая часть утверждаемых материалов и материалов по обоснованию проекта планировки территории и проекта межевания территории линейного объекта выполняется в масштабах, которые определяются градостроительным заданием заказчика на подготовку проекта планировки территории и проекта межевания территории линейного объекта или подрядчиком по согласованию с заказчиком либо исполнителем работ. Однако, в Департаменте строительства, уполномоченном органе по выполнению проектов планировки и межевания территории линейных объектов регионального значения, существуют свои требования к оформлению утверждаемой части проекта – это А4 формат, графика в масштабе М 1:2000. Для примера, утверждаемая часть проекта планировки и межевания линейного объекта, протяженностью 14 км, составляет книгу в 100 страниц, из которых 5 страниц текст – положение о размещении линейного объекта регионального значения, 52 страницы графическое отображение чертежа планировки и чертежа межевания, 41 страница ведомость координат характерных точек земельных участков, предусмотренных для размещения линейных объектов.

Информация в Положениях о размещении линейного объекта регионального значения по большей части дублируется в пояснительной записке. Положения о размещении линейного объекта должны содержать наименование, описание границ зоны планируемого размещения линейного объекта, характеристику линейного объекта, в том числе по протяженности, иным параметрам, характеризующим планируемый линейный объект. В пояснительной записке в составе обоснований должно содержаться описание и обоснование положений о размещении линейного объекта, касающихся определения параметров планируемого строительства линейного объекта, необходимости строительства сопутствующих объектов транспортного и социального обслуживания и инженерно-технического обеспечения планируемого линейного объекта, а также защиты территории от чрезвычайных ситуаций, проведения мероприятий по гражданской обороне и обеспечению пожарной безопасности, также иные вопросы планировки территории, связанные с особенностями расположения объекта, возможными способами прокладки коммуникаций, специальными требованиями к размещению объекта данного вида.

Таким образом, можно сказать, что действующие положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок разработки и утверждения документации по планировке территории, не в полной мере учитывают всю специфику линейных объектов. Нет единых требований к разработке документации по планировке территории для размещения линейных объектов, поэтому необходимо создание отдельных положений в нормативно-правовых документах, учитывающих особенности проектирования и размещения линейных объектов. Отсутствует определение «линейного объекта». Оно фигурирует в Градостроительном кодексе, нормативно-правовых актах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в основном в открытых перечнях (при перечислении, при исключении или включении в любое другое понятие… «в том числе линейные объекты»), а конкретного понятия с указанием признаков таких объектов нет. Так, закрепление в федеральном законе отличительных особенностей понятия линейного объекта, позволило бы разрешить многие проблемы, в том числе регулирование правовых отношений, связанных с процедурами размещения и эксплуатацией линейных объектов.

Для подготовки проектов планировки и межевания территории линейных объектов необходимо:

1)   введение в понятийный аппарат Градостроительного кодекса определения «линейный объект» и отдельной статьи про особенности разработки документации по планировке территории линейных объектов;

2)   создание единых требований порядка разработки и утверждения документации по планировке территории, применительно к размещению линейных объектов;

3)   создание единых требований к составу документации по планировке и межеванию территории линейных объектов;

4)   создание единых требований по оформлению текстовой и графической части.

 

 

 

Комментарии

Аватар пользователя Гость

Абсолютно согласна.

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
АНТИСПАМ
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка