Омские речные пути

Аватар пользователя Анна Крутькова

Россия занимает второе место в мире по протяженности внутренних водных путей. Одной из наиболее важных водных артерий в Западной Сибири является Иртыш. Омск обладает большим потенциалом к интенсивному освоению реки в направлении пассажирских перевозок. Протяженность города вдоль Иртыша около 40 километров, и река может связать между собой большинство районов города. Развитие застройки в прибрежной части и все более интенсивный дорожный трафик на улицах города могут стать толчком для возобновления некогда так популярных у жителей водных пассажирских маршрутов.

Первые пассажирские пароходы появились на Иртыше в середине XIX века. Тихоходные и маломощные они сначала курсировали между Тюменью, Тобольском и Томском, позднее стали заходить в Омск. До 90-х годов XIX века специальных пассажирских теплоходов не существовало, пассажиров перевозили на буксируемых баржах под открытым небом. К 1900 году количество пассажирских пароходов увеличивается, также увеличивается количество рейсов, но еще нет специальных пассажирских причалов и закрытых помещений для ожидания рейса. Первый пассажирский дебаркадер появился в послереволюционные годы, а грузовой склад на левом берегу Оми использовался для накопления пассажиров. В 1934 году на правом берегу Иртыша ниже устья Оми были построены первые одноэтажные здания Омского речного вокзала.

Первый речной вокзал в Омске.

 Дебаркадер 1970-е годы.

Пароходы курсировали по внутригородской линии Омск-Кировск, пригородному маршруту Омск-Красная горка и междугороднему Омск-Семипалатинск. С 1949 открываются регулярные маршруты Омск-Тара и Омск-Черлак. В 1964 году было построено современное здание омского речного вокзала. К этому времени значительно изменился состав пассажирского флота, на линии Омск-Тара стал курсировать транзитный скоростной теплоход на подводных крыльях «Ракета-8». Также скоростной флот работал на линиях Омск-Тобольск, а линия Омск-Салехард-Омск обслуживалась комфортабельными пассажирскими теплоходами и дизель-электроходами. С местных линий ушли газоходы, появились новые теплоходы «Москвич», затем прогулочные суда «Москва». Речные трамвайчики трудились на внутригородских линиях и связывали центр города с левобережными районами Большая Островка и Кировском. Также по Иртышу курсировали садовые маршруты, такие как  Центр-Чайка-Ленинск-сады Заря и Центр-сады Нефтяник с промежуточной остановкой на причале в районе стадиона «Нефтяник». Дачные маршруты частично использовались для городских поездок. Отдельный экскурсионный маршрут проходил до бывшего острова Карбышевский. Расцвет пассажирского судоходства на Иртыше пришелся на конец восьмидесятых годов и далее активные пассажирские перевозки продолжались вплоть до 2012 года. В состав Иртышского пароходства входили теплоходы на подводных крыльях типа «Восход», теплоходы типа «Заря», скоростные теплоходы «Ракета». Пассажирский теплоход на подводных крыльях типа «Ракета» был одним из самых распространенных видов речного транспорта в Омской области. На Ракете можно было отправиться в Чернолучье, Тару и Усть-Ишим, из-за износа большинство «Ракет» было списано с баланса в начале 90-х. В направлении Салехарда курсировали теплоходы «Родина», «Чернышевский», «Михаил Калашников» и дизель-электроход «Римский-Корсаков».

Речной вокзал 1978 г.

В 1980-е годы существовало пассажирское сообщение по Оми. По реке ходили суда на воздушной подушке типа «Заря» на 60-километровом нижнем участке от Омска до села Сыропятского. В настоящее время река исключена из перечня внутренних водных путей России. На реке построено 25 мостов, шесть из которых в Омске, в основном низкопролётных, с полузапрудами подъездных путей, полями свай, препятствующих судоходству.

С 2013 года происходит постепенное закрытие водных маршрутов в связи с износом пассажирских теплоходов. Закрыт маршрут Омск-Тевриз-Омск, проходящий через Большеречье и Тару, закрыт туристический маршрут Омск-Ачаирский монастырь, отменены промежуточные остановки на маршруте Омск-Салехард, в пределах Омской области, маршрут Малая Бича - Усть-Ишим - Кайсы разделен на два коротких маршрута. В настоящее время остается неизменным прогулочный теплоход «Москва», отправляющийся с причала напротив Воскресенского сквера и дачный маршрут Омск-Центр - СНТ «Зеленый берег».

Прогулочный теплоход «Москва».

Омский речной вокзал, некогда вмещавший 500 пассажиров, оснащенный залом ожидания и комнатами отдыха, кассами и рестораном в последние годы не работает по своему прямому назначению, с 2010 года в его здании оборудован развлекательный комплекс.

Практически полностью утраченные городские и пригородные пассажирские маршруты по Иртышу смогли бы связать удаленные районы города и центр, разгрузить наземный общественный транспорт и разнообразить поездки и восприятие города.

В настоящее время во многих городах России наблюдается похожая ситуация. Устаревший изношенный флот, сезонность, относительно низкая скорость и довольно высокая стоимость проезда делают этот вид транспорта слишком обременительным для городских бюджетов. Интенсивность движения речного транспорта крайне низкая, а населению остается лишь вспоминать доступность и удобство речных трамвайчиков. Но в то же время есть города, где речной пассажирский транспорт успешно функционирует. В Самаре около пяти пригородных маршрутов связывают город и пригородные районы, в Красноярске речные маршруты проходят через центр города, пригороды и отдаленные населенные пункты. В европейских городах речные пассажирские перевозки являются не только туристическим, но и полноценным городским транспортом.

Теплоход «Енисейск» на пригородной линии.

Однако перспективы для развития речного транспорта в Омске остаются. При все более увеличивающейся загрузке городских магистралей и загазованности от автомобильного транспорта речные перевозки смогут стать одним из путей к выходу из складывающейся сложной транспортной ситуации в городе. Акватория реки с разрезающими ее белыми судами должна облагородить и украсить городскую среду, сделать визуальный ряд более разнообразным, еще больше привлечь горожан к воде и тем самым создать новые городские связи и коммуникации.

 

 

Источники:

  1. «Речные ворота Омска». Омское книжное издательство. Омск - 1984. 39.48г (2Р53—Ом)    Р 46
  2. Научно-популярная энциклопедия Вода России, http://water-rf.ru

 

 

 

 

Комментарии

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
АНТИСПАМ
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка