Как эффективно провести интернет-опрос населения

Аватар пользователя Власкина Екатерина

Главное в статье

1 Интернет-опросы стоят недорого и позволяют быстро опросить большое количество людей. Но контролировать выборку вы не сможете.

2 Убедите потенциальных респондентов, что органы власти учтут результаты при принятии важных решений. Продвигайте сайт, на котором проводятся опросы. Не пренебрегайте возможностями социальных сетей.

3 Орган местного самоуправления может использовать результаты опроса в отчетности.

 Преимущества и недостатки интернет-опросов

Сегодня особую популярность приобретают опросы населения через интернет. С их помощью должностные лица и органы власти могут узнать общественное мнение, чтобы учесть его при принятии решений.

Можно выделить три ключевых преимущества опросов через интернет.

1. Интернет позволяет оперативно опросить большое число людей. Результат можно получить за два-три дня, а иногда и за несколько часов. Для сравнения: подготовка и проведение опроса традиционными методами (по телефону, лично по месту жительства) занимает несколько недель или даже месяцев. За ходом интернет-опроса можно следить в режиме реального времени.

2. Опросы через интернет обходятся недорого. Не возникает затрат на оплату работы интервьюеров, распечатку анкет, телефонные звонки, рассылку писем почтой и т. д.

Полезно знать

Стоимость и оптимальное время опроса зависят от посещаемости страницы, на которой вы его разместили.

3. Как правило, люди участвуют в опросах через интернет анонимно. Поэтому проще получить ответы на чувствительные для респондентов вопросы.

Отбор респондентов при опросе через интернет не проводится. Участником может стать любой посетитель сайта. С этим связаны два недостатка:

– сложно достичь репрезентативности;

– стихийность выборки. 

Кто может инициировать опрос

Опросы населения проводятся по инициативе (ст. 31 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ):

– представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования;

– органов государственной власти субъектов РФ.

Законами субъекта РФ и муниципальными нормативными актами может также предусматриваться обязательность назначения представительным органом муниципального образования опроса по инициативе части депутатского корпуса или по инициативе населения.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами его представительного органа в соответствии с законом субъекта РФ.

Внимание (к пред. абзацу)

Эффективность во многом будет зависеть от того, как в законах субъекта РФ и муниципальных нормативных актах определены условия проведения опроса и учет его результатов при принятии решений.

Подготовку и проведение опроса финансируют органы государственной власти субъекта РФ или сами органы местного самоуправления, если инициатива исходит от них.

 Кому поручить работу

Органы местного самоуправления могут привлекать к проведению опросов независимые организации, которые профессионально занимаются социологическими исследованиям, либо вести эту работу самостоятельно. В структуре некоторых администраций муниципальных образований есть службы или подразделения, которые регулярно опрашивают население и ведут мониторинг общественного мнения.

Пример 1.

В Краснодаре регулярные опросы общественного мнения, социологических исследований на актуальные темы проводит социологическая служба города. Она создана в 2008 году на базе информационно-аналитического управления. За семь лет городская администрация провела около 100 социологических исследований. Среди наиболее важных и регулярно отслеживаемых тем – оценка эффективности органов местного самоуправления, межнациональные отношения, уровень защищенности населения от терроризма, проблема наркомании и другие. Свое мнение смогли высказать более 80 тыс. краснодарцев, то есть каждый 10-й житель города.

Кроме того, городские власти по собственной методике разработали и внедрили социологический проект «Барометр социального самочувствия краснодарцев». Это регулярный мониторинг, который позволяет получать оперативную информацию о массовых социальных настроениях и видеть реакцию населения на решения органов власти.

 Какую тему выбрать

В опросе можно затронуть текущую ситуацию в муниципальном образовании. Узнайте, насколько граждане довольны:

– качеством социальной инфраструктуры или услуг;

– экологической обстановкой;

– состоянием объектов культуры, спортивных сооружений, мест отдыха;

– эффективностью деятельности органов власти и т. п.

Людей также можно опрашивать о планах на будущее. Возможные темы:

– рождение детей;

– посещение муниципальных выборов;

– проведение отпуска и т. п.

Учтите, что желание принять участие в опросе зачастую зависит от отношения потенциального респондента к обсуждаемой проблеме. Если вы хотите набрать нужное количество участников, выбранная тема должна быть интересной большинству посетителей сайта. Примеры таких тем:

– удовлетворенность состоянием дорог, качеством здравоохранения;

– развитие территории муниципального образования (строительство объектов инфраструктуры и т. д.).

Рекомендация

Подробнее о социологических исследованиях в целях развития территории муниципального образования читайте по следующему адресу: http://www.itpgrad.ru/node/1703, http://www.itpgrad.ru/node/2093.

 Чтобы сделать тему актуальной, можно приурочить ее обсуждение к конкретным датам, времени года, обстоятельствам.

Пример 2.

Опрос о кандидатах на выборах желательно провести в преддверии выборов. А в преддверии праздничных или выходных дней имеет смысл выяснить планы населения на отдых. Это позволит органам местного самоуправления определить степень обеспеченности муниципалитета благоустроенными местами отдыха.

С помощью интернет-опросов можно эффективно изучать специфические темы, которые люди не готовы обсуждать в обычном разговоре: коррупция в органах власти, наркотики, СПИД, контроль над рождаемостью, употребление алкоголя, склонность к суицидам и т.д. Это объясняется тем, что сидящий за компьютером респондент:

–  не стесняется интервьюера;

– может выбрать момент для ответа, когда рядом никого нет;

– уверен, что данные опроса будут представлены только в агрегированном виде.

Как сформулировать вопросы и варианты ответов 

Обеспечьте респондентов информацией, которая достаточна для осознанного выражения мнения. Неточная формулировка вопроса и вариантов ответов на него может стать причиной некорректного результата. Формулировки, которые вы используете, создают у респондентов картину мира. Если она не базируется на их представлении, вы получите искаженную информацию.

Пример 3.

При подготовке опроса о качестве услуг в сфере ЖКХ нужно встретиться и поговорить с 5–10 потребителями и скорректировать вопросы и ответы исходя из их представлений. Не формулируйте варианты ответов, исходя из собственных взглядов. Потребитель ответит на вопрос в предложенной картине мира. Вы навяжете свое мнение респонденту и не дадите возможности ответить по-другому.

Избегайте в вопросах формулировок с неоднозначным смыслом. Разбейте вопросы до однозначных либо дайте полный перечень возможных вариантов ответов.

Внимание (к пред. абзацу)

Формулировки вопросов и ответов не должны противоречить действующему законодательству.

На заметку

Региональные власти проводят интернет-опросы для оценки работы на местах

Органы государственной власти субъекта РФ оценивают эффективность деятельности руководителей органов местного самоуправления в соответствии с Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 и постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317. Для оценки допустимо использовать интернет-технологии. По результатам оценки формируются сводные доклады, которые размещаются на официальных сайтах субъектов РФ.

Например, для оценки эффективности деятельности руководителей и органов местного самоуправления, муниципальных предприятий Чеченской Республики был проведен опрос в первом квартале 2016 года. В нем мог принять участие каждый житель республики. В ходе интернет-опроса гражданам предлагалось оценить работу муниципального транспорта, предоставление услуг ЖКХ, обслуживание и качество автомобильных дорог, дать оценку деятельности главы администрации и представительных органов власти муниципальных образований. В опросе приняли участие 88 733 граждан.

В Приморском крае создали портал «Голос 25» для оценки работы руководителей муниципальных образований. Посетителей спрашивают, удовлетворены ли они работой главы администрации, качеством оказываемых услуг ЖКХ, организацией транспортного обслуживания, качеством дорог. В результате опроса формируется рейтинг муниципальных образований данного региона.

На заметку

Новое в региональных интернет-опросах о работе руководителей местных органов власти

В 2016 году Правительство РФ уточнило некоторые положения постановления № 1317. Они касаются оценки эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления через участие в интернет-опросах на сайтах субъектов РФ и муниципальных образований. Такие опросы теперь проводятся в течение всего отчетного (календарного) года с 1 января по 31 декабря включительно (постановление Правительства РФ от 9 июля 2016 г. № 654). При проведении опросов органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано, в частности, публиковать информацию об опросах и их результатах. Подробности – в таблице.

 

Вид информации

Где размещать

Срок

Годовые итоги опросов за предыдущий год в срок

В государственной автоматизированной информационной системе «Управление», на официальном сайте субъекта РФ, на официальных сайтах муниципальных образований

До 1 февраля года, следующего за отчетным

Промежуточные итоги опросов за первое полугодие

В системе "Управление"

До 15 июля отчетного года

значения показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год

В системе "Управление"

До 15 октября года, следующего за отчетным

Итоги проведенных опросов о работе руководителей органов местного самоуправления и руководителей организаций с детализацией по муниципальным образованиям

На официальном сайте субъекта РФ

Не установлен

Баннеры (графические изображения или краткую информацию о проводимом опросе), представляющие собой ссылки на сайт или страницу сайта, где проводится опрос

На официальных сайтах субъектов РФ и муниципальных образований

Не установлен

Как повысить качество интернет-опроса

Чтобы получить качественные результаты и обеспечить максимальный охват населения, можно сформулировать несколько рекомендаций.

1. Размещайте окно опроса или ссылку на него на главной странице официального сайта муниципального образования на наиболее видном месте.

2. Один и тот же опрос проводите и на официальных ресурсах, и в социальных сетях. Так делают, например, власти Оренбурга.

Полезно знать (к пред. пункту)

Популярность опросов в социальных сетях увеличивается благодаря перепостам.

3. Проводите короткие опросы. Участие в них не должно занимать много времени.

4. Знакомьте население с полученными результатами. Распространяйте информацию через любые доступные органу власти ресурсы, соцсети.

5. Объясните потенциальным респондентам, что опросы влияют на дальнейшую работу органа власти. Рядом с окном опроса обязательно указывайте:

– цель опроса;

– где можно ознакомиться с результатами опроса;

– как органы власти учтут данные опроса в своей работе;

– чем опрос полезен жителям конкретной территории, как повлияет на качество их жизни.

Пример 4.

На главной странице официального портала администрации города Радужный Ханты-Мансийского автономного округа-Югра есть окно с опросами. Здесь можно ознакомиться с результатами предыдущих опросов. Администрация выражает посетителям сайта благодарность за участие в интерактивном голосовании. В разделе отмечено, что органы власти всех уровней учитывают результаты опросов при принятии решений.

 6. Защитите опрос от «накрутки» результатов. Существуют разные способы, но ни один из них не исключает возможность исказить результаты. Чтобы это было сложнее сделать, используйте:

- верификацию по смс;

- запрет повторного голосования с одного ip;

- голосование с использованием верифицированного аккаунта;

- капчу, чтобы робот не смог подделать результаты.

Указанные меры зависят от ресурса, на котором размещается опрос, и от цели исследования и порой сильно усложняют процесс заполнения анкеты, делая ее менее доступной для большинства жителей. Например, запрет повторного голосования с одного ip используется все реже, в связи с тем, что у многих организаций один ip, в семьях также зачастую одно устройство, но пройти опрос хотят несколько ее членов.

7. Продвигайте сайт, где органы власти размещают опросы общественного мнения. Количество участников интернет-опроса напрямую зависит от популярности интернет-ресурса.  Чтобы сделать его привлекательным для населения, размещайте новостные блоки, сервисы, без которых граждане не могут обходиться в повседневной жизни.

8. Учитывайте, насколько активно целевая аудитория использует интернет. Если вам нужно узнать мнение пенсионеров, особенно в сельских поселениях, интернет-опрос лучше не проводить. Выберите другой вариант, например, персональный опрос по месту жительства. Но, если речь идет о молодых горожанах, шансы набрать требуемое количество респондентов гораздо выше.  Тем более что в городской среде появилось много общественных мест с бесплатной беспроводной сетью wi-fi. Это позволяет донести информацию об опросе до большого числа жителей.

Рекомендация

Используйте интернет-опросы только как одну из возможных форм взаимодействия с населением. Не исключайте другие формы обратной связи.

Как использовать результаты

Результаты опроса носят рекомендательный характер (п. 1 ст. 31 Закона № 131-ФЗ). Используйте их в зависимости от цели опроса.

Пример 5.

Власти городского округа Радужный провели комплексное социологическое исследование с целью определить направления развития и параметры городской среды, которые соответствуют ожиданиям населения. Чиновники хотели получить результаты, которые можно применить при разработке проектов градостроительной документации. Интернет-опрос населения был размещен в Google Form, а ссылка на него – на официальном портале администрации города. Вопросы касались объектов социального, культурно-досугового и бытового обслуживания, общественных пространств, транспортной инфраструктуры и экологической обстановки на территории города. Полученные результаты составили отдельный блок данных для разработки генерального плана и правил землепользования и застройки городского округа.

 

Результаты опроса можно использовать в отчетности органов местного самоуправления. Пункт 13 Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 требует, чтобы в отчетах были данные об удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления.

Органы государственной власти субъектов РФ вправе проводить опросы граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения (п. 2 ч. 3 ст. 31 Федерального закона № 131-ФЗ). Градостроительное и земельное законодательство не требуют опрашивать граждан. Однако такая обязанность может быть установлена и регламентирована законами субъектов РФ.

Полезно знать

Интернет-опрос – приемлемый выход, если нужно учесть мнение жителей большой территории, но с этой целью сложно организовать местный референдум, собрание или конференцию.

 

Статья опубликована в журнале "Практика муниципального управления" № 12, 2016.

Комментарии

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
АНТИСПАМ
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка