А.Н. Береговских выступила на заседании Совета при Мэре города Омска по стратегическому развитию и приоритетным проектам

7432В Омске 23 июня состоялось очередное заседание Совета при Мэре города Омска по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

В рамках совещания участники обсудили реализацию на территории города приоритетных проектов «Формирование комфортной городской среды», «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а также план мероприятий по увеличению доходов бюджета Омска.

Напомним, что на февральском заседании Совета Мэр города обратился к генеральному директору ИТП «Град» А.Н. Береговских с просьбой подготовить информацию о целях, задачах, основных направлениях социально-экономического и территориального развития Омска, сформулированных в мастер-плане – документе, чей статус законодательно еще не закреплен, но который активно используется в профессиональной среде для определения и выражения «городских ценностей», «общегородской миссии», как план будущего развития города.

К работе над мастер-планом Институт приступил по собственной инициативе, активно привлекая к его разработке всех заинтересованных в развитии города жителей.

Выполняя поручение Совета, А.Н. Береговских представила присутствующим доклад «Цели, задачи, основные направления социально-экономического и территориального развития города Омска».

Свое выступление Анна Николаевна начала с того, что цель социально-экономического и территориального развития города – это обеспечение высокого качества жизни омского населения и комфортной городской среды (первое без второго не бывает и наоборот).

Цель может быть достигнута посредством решения трёх главных задач:

– создание эффективной и открытой системы правового регулирования развития города (стратегия, нормативы, генплан, проекты планировки, программы комплексного развития инфраструктур, правила землепользования и застройки);

– улучшение качества городской среды (архитектурно-художественный облик, общественные пространства, создание инфраструктуры, благоустройство и озеленение);

– выбор и реализация финансово-экономической модели развития (приоритетные ведущие экономики, налогообложение и бюджетные эффекты, создание экономических преференций для инвесторов, малого и среднего бизнеса, поддержка инновационных интеллектуально ёмких инициатив).

Решение этих задач – это профессиональная деятельность по управлению развитием города. Продукт системы управления – это качество жизни и городской среды. Интегральный показатель качества жизни, среды и управления городом – демография. Чем быстрее население города растёт, тем лучше в городе жизнь и выше эффективность системы управления. Потеря населения для крупного города в России сегодня – это самая страшная угроза. Города теряют свой накопленный интеллектуальный капитал, который перетекает в другие города с лучшей системой управления.

Показательной в этом плане является ситуация, сложившаяся в Сибирском федеральном округе, который переживает в настоящее время миграционную убыль. Так, за первый квартал 2017 года (по данным Новосибирскстата) округ потерял в целом более 5 тыс. человек.

Среди регионов СФО наибольшая миграционная убыль наблюдается в Омской области, где число выбывших в другие государства и регионы Российской Федерации превысило прибывших на 2146 человек. Далее следуют Алтайский край и Иркутская область (минус 1623 и 1224 соответственно).

Лидером по миграционному приросту стала Новосибирская область – плюс 2775 человек. Из других сибирских регионов прирост наблюдается только в Красноярском крае (плюс 522 человека) и в Томской области (плюс 101 человек).

Принятие всех необходимых (качественных!) документов и решений обеспечивает дисциплину и ответственность градоустройства (не градостроительства, а именно задач устройства города!). Это задача системы управления.

Для того чтобы раскрыть смысловое содержание цели – обеспечение высокого качества жизни омского населения и комфортной городской среды – необходимо ответить на главные вопросы:

– что такое качество жизни, каким видят его омичи в перспективе 5-10-15-20 лет?

– что такое качество городской среды, какими показателями оно измеряется?

Ответы на эти вопросы по тематическим направлениям будут в основном общими для жителей любого крупного города страны, это улучшение транспортной и коммунальной инфраструктур, образования, здравоохранения, озеленения и благоустройства…

По этим стандартным ключевым направлениям строится структура администраций городов, чтобы по каждой теме ответственный департамент в соответствии с планом обеспечивал последовательное улучшение.

Перейдём ближе к Омску. Что в Омске не так?

Омичей не устраивает качество жизни? Не устраивает качество среды? Не устраивает качество управления развитием города? В городе не приняты необходимые документы и решения?

Мы проанализировали наличие всех необходимых для управления документов. В Омске всё в порядке – есть и стратегия социально-экономического развития, и план её реализации, есть нормативы градостроительного проектирования и генеральный план и многие другие важные и нужные документы.

Но качеством жизни и городской среды омичи не довольны. Может быть, жители Омска чрезмерно капризны и требовательны?

Мы провели сравнительный анализ по многим характеристикам качества жизни и среды среди нескольких аналогичных по своему статусу городов. Омск не занимает лидирующих позиций. Почему?

Вернёмся к документам. Главный их недостаток – обезличенность, неуловимость связей между решениями и будущими качественными изменениями. Причина в том, что администрация города взяла на себя труд, который ей не под силу – невозможно без участия жителей города определить городские ценности, которые всегда главнее целей. Именно городские ценности являются определяющими при выработке стратегии развития города и принятии плана её реализации.

Стратегия же формулирует цели и задачи социально-экономического и пространственного развития города, базируясь на городских ценностях. Генплан показывает, как именно на территории города будут решены задачи достижения стратегических целей.

Следовательно, первостепенная задача при желании улучшить систему управления развитием города – это определение ГОРОДСКИХ ЦЕННОСТЕЙ.

Определение главных смыслов городского развития – это задача городского сообщества, правильно «проявить» городские ценности можно только с помощью жителей города, потребителей городской системы. Ценности нельзя придумать, нельзя запроектировать, они уже есть в городе, их нужно выявить, сформулировать и на их основе разрабатывать и проектировать всё, что необходимо для создания эффективной системы управления городом.

Именно эту задачу – задачу проявления на поверхность профессионального осмысления городских ценностей ИТП «Град» поставил перед собой, когда принял решение разработать мастер-план Омска.

Мастер-план – это некое (законодательно не определённое) передовое выражение высокой городской миссии, отвечающее социальному запросу жителей и несущее в себе идею экономического роста.

Мастер-план призван сформулировать смысловое, содержательное задание для подготовки всех необходимых документов и решений, обеспечивающих целостное социально-экономическое развитие на основе тех городских ценностей, которые являются ценностями для омичей.

В результате года работы с населением города на многих площадках, применяя разнообразные технологии проведения публичных обсуждений и выявления частных и общественных мнений, мастер-планом Омска выявлены и сформулированы основные городские ценности:

 

ОМИЧИ – жителям города необходимы условия для самореализации, им нужны широкие возможности для удовлетворения своих амбиций, развития успешности, они хотят быть вовлечёнными в управление городом.

 

ГОРОДСКАЯ СРЕДА – жители поддерживают приоритетность общественных пространств и отдают предпочтение полицентричному развитию города, полноценные услуги должны быть в каждом районе. Люди за сохранение и развитие квартальной застройки, в том числе малоэтажной. Повышение удобства и привлекательности общественного транспорта. Создание пешеходной и велоинфраструктуры. Ликвидация рекламного беспредела на улицах города. Людям важен архитектурно-художественный облик, городская красота.

 

ПРАВО НА СВОЁ ЖИЛЬЁ – жители требуют закрепления права на развитие частной малоэтажной застройки и обеспечение этих территорий качественной инфраструктурой.

 

РЕКИ – жители ценят реки как природное, как своё «родовое» достояние и хотят обладать непрерывной системой общественных пространств, созданной посредством расширения и повышения качества благоустройства набережных Иртыша и Оми, развивая их рекреационный потенциал.

 

ЭКОЛОГИЯ – город против вредных производственных выбросов в атмосферу и за создание цивилизованной системы сбора и переработки мусора (это ценность не уникальна, она даже не российского, а всепланетарного масштаба).

 

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТРАДИЦИИ – жители за развитие наукоёмких технологий и производств в сферах машино- и приборостроения, нефтехимической переработки и производства качественных продуктов питания.

 

ИНОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ – городу необходимо развитие креативной экономики и экономики знаний, нужна поддержка производителям интеллектуального продукта.

 

КУЛЬТУРА И ТВОРЧЕСТВО – жители за усиление культурной политики, развитие творческого потенциала с учётом интересов всех возрастных групп, в том числе обеспечение доступности дополнительного образования для детей.

 

САМОБЫТНОСТЬ И РАЗМЕРЕННОСТЬ – омичи ценят местную историю, местных героев и уникальные явления, они хотят сохранить и развивать культурные коды Омска. С уважением относятся к размеренному характеру города, считая Омск достойным стать центром мысли, осмысления, рождения и выращивания новых идей.

 

КЛИМАТ И ЛАНДШАФТ – жители ценят природный омский «горизонт» и предлагают использование его потенциала в рекреационных целях и при развитии новых технологий получения энергии (солнце и ветер).

 

Городские ценности являются стратегическими приоритетами и должны составлять ключевое содержание всех городских политик и всех принимаемых в соответствии с ними документов и решений, формирующих эффективную систему управления развитием города.

Городские ценности составляют концептуальную основу для внесения изменений в стратегию социально-экономического развития, нормативы градостроительного проектирования и, соответственно, в генеральный план и программы комплексного развития инфраструктур, например, в части:

-        совершенствования транспортно-планировочного каркаса в целях улучшения связности городских районов, гармонизации всех основных видов городской транспортной инфраструктуры: автомобильной; общественного транспорта; велосипедного, пешеходного.

-        функционального зонирования, в том числе через усиление общественно-деловой функции районных центров, более чёткое выявление территорий общего пользования, формирующих общественные пространства, установление зон малоэтажной жилой застройки в районах существующего «частного сектора» и т.д.

-      размещения бОльшего количества объектов дополнительного образования, парков, скверов, набережных, бульваров, велодорожек, пунктов остановок общественного транспорта и т.д.

 

Но нельзя продолжать системные ошибки! Нельзя принимать точечных решений, даже если они соответствуют отдельным ценностям.

Здесь А.Н. Береговских дала оценку основному докладу, представленному членам Совета и посвящённому реализации приоритетного проекта.

Недопустимым мы считаем продолжение городской политики «ямочного ремонта», ведущей город к ещё более глубокой стагнации, к неизбежной разрухе, к потере всякого доверия к «избранным» обеспечить качество жизни и среды омичей. Заслуживает самого серьёзного осуждения деятельность администрации города, направленная на «реализацию на территории города Омска приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» и включающая в себя ТОЛЬКО асфальтирование городских ДОРОГ!

Весь совокупный бюджет (в 2017 году около 1 миллиарда) решено «освоить» исключительно асфальтированием существующих дорог. По словам докладчика (С.П. Фролов), в состав мероприятий не включены работы по благоустройству ОБОЧИН, по устройству ливневой канализации, наружного освещения и другие подобные работы – только асфальтирование улиц. За три года первый заместитель Мэра, директор департамента городского хозяйства пообещал заасфальтировать все городские дороги.

А улицы!? Улицы или их пешеходные и подлежащие озеленению и благоустройству части – это ОБОЧИНЫ! И в планы приоритетного проекта по созданию комфортной городской среды не входят!

Необходимо требовать пересмотра такого плана!

 

Необходима целостная система управления развитием города, включающая в себя нормативно-правовую, административно-организационную, информационную и технологическую компоненты, которая строится на основе комплекса профессиональных решений, разработанных в соответствии с городскими ценностями и социальным городским заданием на будущее Омска, оформленным в виде мастер-плана.

Только системное управление может обеспечить гармоничное развитие города. Даже в условиях необходимости экономии финансовых средств, именно в условиях экономии, необходимо тщательно планировать и считать, планировать и считать! Законодатель не зря придумал программы комплексного развития транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, которые при умном подходе можно разработать как взаимоувязанный комплекс мероприятий, обеспечивающий действительное преобразовательное движение в сторону создания качественной городской среды, для этого, конечно, необходимо переработать безнадежно устаревший генеральный план города, который сегодня лишён всякой надежды на реализацию, так как он не отвечает городским ценностям.

В качестве первоочередных мероприятий предлагается комплексная разработка блока документов (или внесение изменений в существующие документы):

-        стратегия социально-экономического развития и план её реализации (привести в соответствие с городскими ценностями);

-        нормативы градостроительного проектирования (привести в соответствие со стратегическими целями и показателями их достижения);

-        генеральный план (откорректировать на основе электронной функционально-транспортной модели и в соответствии с нормативами);

-        программы комплексного развития транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур. Это программы реализации генерального плана. Три программы должны разрабатываться одновременно сразу же после принятия основных решений по генеральному плану, ещё до его утверждения, так как в процессе моделирования мероприятий и их очерёдности могут потребоваться небольшие корректировки в решения генерального плана;

-        проекты планировки территорий общего пользования, в том числе улично-дорожной сети;

-        правила землепользования и застройки;

-        правила благоустройства;

-        другие документы и решения.

 

При этом важнейшим является соблюдение главного принципа эффективного управления – это открытость и согласованность всех решений. Следовательно, все действия должны быть максимально доступны, что сегодня – в век высоких информационных технологий не составляет особого труда.

Особенного внимания также требует выбор финансово-экономической модели развития Омска, соответствующей укреплению городских ценностей.

Анна Николаевна глубоко убеждена, что омичи будут вкладываться только в тот город, в котором они хотят жить.

 

В качестве раздаточного материала все члены Совета и приглашенные эксперты получили специально изданный буклет, отражающий основные направления и этапы разработки мастер-плана Омска, а также достигнутые результаты.

Работа над мастер-планом продолжается, Институт открыт для пожеланий и конструктивных предложений от жителей города, представителей власти и профессионального сообщества.

В связи с этим А.Н. Береговских предложила протокольно зафиксировать решение – структурным подразделениям Администрации города Омска в рамках компетенции предоставить предложения о целесообразности организации комплекса работ по внесению изменений в стратегию социально-экономического развития, нормативы градостроительного проектирования, генеральный план и другие документы планирования и правового регулирования развития территории города Омска в соответствии с «городскими ценностями», определенными в мастер-плане Омска.

Однако в проекте решения представленный доклад предлагается только принять к сведению.

С презентационными материалами доклада А.Н. Береговских можно ознакомиться в приложении к данной новости.

С более подробной информацией об этапах и принципах разработки концептуального мастер-плана Омска, сформулированных «городских ценностях» и т.д. можно ознакомиться на сайте по адресу: http://masteromsk.itpgrad.ru/.

X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка