На рассмотрении в Совете Федерации находится законопроект, вносящий изменения в закон «о дальневосточном гектаре»

Картинки по запросу дальневосточный гектарПосле вступления в силу Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сохранился ряд проблем, связанных с предоставлением земельных участков.

Так, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации планирование развития территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также регулирование землепользования осуществляется в соответствии с градостроительной документацией.

Документы территориального планирования определяют перспективное развитие территорий, устанавливая их назначение и планируя к размещению социально значимые объекты. Решения о развитии территорий, утвержденные документами территориального планирования, детализируются документацией по планировке территории. Текущее землепользование, определяющее виды и параметры разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливается правилами землепользования и застройки.

В то же время возможность выбора земельных участков для их предоставления в упрощенном порядке в качестве «дальневосточных гектаров» не обусловлена решениями градостроительной документации.

В связи с указанным обстоятельством уже сейчас утвержденные для предоставления земельных участков схемы расположения нарушают предусмотренные градостроительной документацией решения о развитии территории и установленный нормативными правовыми актами органов местного самоуправления порядок землепользования.

Поэтому в Государственной Думе, а теперь уже и в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, находится на рассмотрении проект федерального закона № 188813-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» (далее – законопроект), в целом направленный на устранение вышеуказанных проблем.

Законопроектом расширяется перечень территорий, которые не могут быть представлены в безвозмездное пользование. Речь идет об охотничьих угодьях, используемых в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации». Такие территории могут по обращениям пользователей исключены из территорий, в границах которых предоставляются «дальневосточные гектары».

Также уточняется процедура и форма представления информации о территориях, которые определены законом субъекта Российской Федерации и в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, в целях их отображения в информационной системе для предоставления гражданам земельных участков.

Утверждено положение о том, что требования к схеме размещения земельного участка на публичной кадастровой карте в форме электронного документа и схеме размещения земельного участка на кадастровом плане территории в форме документа на бумажном носителе устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, с участием органа регистрации прав. Это позволит усовершенствовать процедуру предоставления земельных участков.

Также предусматривается возможность для граждан подавать необходимые документы не только непосредственно в орган регистрации прав, но и через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг на всей территории Российской Федерации. В указанном случае многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обеспечивает подготовку схемы размещения земельного участка на публичной кадастровой карте в форме электронного документа.

Ряд изменений направлен на урегулирование вопросов с возможным отказом в предоставлении земельного участка гражданину.

Так, в случаях, когда образуемый земельный участок пересекает границы других земельных участков либо границы территориальной зоны, населенного пункта, муниципального образования или ограничивает доступ к иным земельным участкам, с согласия гражданина границы участка могут быть скорректированы либо гражданину может быть предоставлен иной земельный участок.

В указанных случаях срок рассмотрения поданного заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование приостанавливается на срок до тридцати дней, и гражданин имеет право дать согласие на иной вариант схемы размещения земельного участка. Предлагаемые изменения, по мнению разработчиков, позволят обеспечить соблюдение прав владельцев земельных участков, а также предоставить гражданам возможность при возникновении указанных ситуаций выбрать иной вариант размещения предоставляемого им земельного участка.

В то же время законопроект не связывает изменение границ предлагаемых к предоставлению земельных участков с решениями документации по планировке территории, что представляется ошибочным.

Согласно ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков по общему правилу осуществляется на основании проекта межевания.

Указанный подход транслирован в ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, несмотря на то, что предоставление «дальневосточных гектаров» осуществляется на основании схемы размещения земельного участка, уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант схемы размещения земельного участка в случае, если такой вариант соответствует утвержденному проекту межевания территории, проекту планировки территории или проектной документации лесных участков.

Представляется, что указанный подход должен быть использован и при процедуре корректировки границ предлагаемых к предоставлению земельных участков в случае их пересечения с административными границами, территориальными зонами, однако не учтен в тексте законопроекта.

Законопроект устанавливает возможность определения принадлежности земельного участка к определенной категории земель в случае, если выбранный гражданином вид (виды) разрешенного использования земельного участка не соответствует целевому назначению категории земель, к которой относится земельный участок, либо если категория земель в отношении земельного участка не определена. В частности, в случае, если выбранные гражданином вид или виды разрешенного использования земельного участка не соответствуют категории земель, к которой относится земельный участок, а также в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель, уполномоченный орган направляет в орган регистрации прав сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель в зависимости от выбранных гражданином вида или видов разрешенного использования земельного участка. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую категорию или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.

В то же время представляется, что указанное положение является недостаточно корректным.

Так, ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации закрепила деление земель по целевому назначению на категории в качестве базового принципа земельного законодательства, обеспечивающего рациональное землепользование.

Действующее законодательство определяет в качестве основного критерия отнесения земельного участка к той или иной категории земель за границами населенных пунктов целевое использование.

В условиях незавершенности процедур разграничения государственных земель критерий целевого использования является основным при определении категории земель. Отнесение земельного участка к категории без учета целевого использования – только на основании желания заявителя использовать земельный участок по выбранному им виду использования – представляется ошибочным.

Отнесение земельных участков к категории земель населенных пунктов определяется фактом утверждения границ таких населенных пунктов (п. 2 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации) документами территориального планирования муниципальных образований.

Граница населенного пункта подлежит установлению исходя в том числе из принципа обеспечения целостности населенного пункта: малоцелесообразным (в том числе с точки зрения управления территорией) является установление границы населенного пункта, состоящей из нескольких контуров. Тем более если речь идет о выделении контура, предусматривающего жилищное строительство, – такие территории исходя из перечня вопросов местного значения, закрепленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подлежат обеспечению за счет местного бюджета как транспортной и инженерной инфраструктурой, так и социальными объектами в соответствии с расчетными показателями обеспеченности и доступности, установленными нормативами градостроительного проектирования.

Также при установлении границы населенного пункта учитываются потребности в территориях под жилищное строительство различных видов исходя из прогнозируемой документами стратегического планирования численности населения – при недостаточности территории населенного пункта площади под перспективную застройку включаются в границы населенного пункта из состава прилегающих территорий.

При этом проекты генеральных планов поселений, схемы территориального планирования муниципальных районов подлежат обязательному согласованию на предмет установления границы населенных пунктов с уполномоченными федеральными и региональными органами при возможном пересечении границ населенных пунктов с границами земельных участков из земель лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения, даже если сведения о таких земельных участках отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (ч.ч. 1 и 2 ст. 21, ч.ч. 1 и 2 ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, установление в документах территориального планирования границ населенных пунктов – сложный и многоаспектный процесс. При этом включение в состав земель населенного пункта земельных участков под жилищное и дачное строительство, не обусловленное решениями документов территориального планирования, только н основании желания заявителя, представляется ошибочным.

Законопроектом расширен перечень сведений, включаемых федеральную информационную систему для предоставления гражданам земельных участков. Теперь отображению в указанном информационном ресурсе подлежит информация о местоположении границ ранее учтенных земельных участков, а также земельных участков, на которых расположены ранее учтенные объекты недвижимости, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, но описание местоположения границ таких земельных участков не соответствует требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, обязаны предоставить в орган регистрации прав сведения о местоположении границ указанных земельных участков до 01.01.2018.

При этом схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте в форме электронного документа не может предусматривать образование земельных участков из вышеуказанной категории.

В то же время заявители не обеспечены возможностью осуществлять выбор земельных участков с учетом всех ограничений землепользования.

Как указывалось, законопроектом установлены положения о недопустимости пересечения границ испрашиваемых земельных участков с границами земельных участков (территорий) общего пользования, территориальной зоны, населенного пункта, муниципального образования, которые являются основанием для изменения границ предоставляемого «дальневосточного гектара». В то же время сведения о таких ограничениях отсутствуют в федеральной информационной системе для предоставления гражданам земельных участков.

Кроме того, федеральная информационная система для предоставления гражданам земельных участков позволяет формировать испрашиваемые «дальневосточные гектары», границы которых пересекают границы населенных пунктов, муниципальных образований и территориальных зон, не только нарушая установленный действующим законодательством режим территориальных зон и административных границ, но и создавая дополнительную нагрузку на органы власти, связанную с необходимостью дальнейшего выявления и устранения пересечений границ земельных участков с границами муниципальных образований, населенных пунктов и территориальных зон.

Положения законопроекта вступят в силу со дня его официального опубликования после подписания Президентом Российской Федерации.

С текстом Законопроекта можно ознакомиться в приложении к настоящей новости.

 

 

Материалы подготовлены юристом отдела градостроительных исследований и методического обеспечения ООО «ИТП «Град» В.С. Поповой

Материалы для скачивания: 
X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка