А.Н. Береговских приняла участие во II Международном гуманитарном форуме «Гражданские инициативы регионов 60-й параллели»

В Ханты-Мансийске 28 ноября открыл свою работу II Международный гуманитарный форум «Гражданские инициативы регионов 60-й параллели», организатором которого выступили Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Автономное учреждение ХМАО – Югры Центр «Открытый регион».  Масштабное событие объединило представителей экспертного сообщества из 16 регионов страны от Калининграда до Камчатского края, международных экспертов из 10 стран мира, став уникальной стратегической, гуманитарной, дискуссионной и образовательной площадкой.

Участниками мероприятия выступили более 500 человек – ведущие зарубежные эксперты, представители федеральных и региональных органов власти, некоммерческих организаций, науки, бизнеса, члены Общественной палаты Югры, делегации из муниципалитетов ХМАО и многие другие.

По мнению директора Центра «Открытый регион» Оксаны Макеевой, форум стал «настоящим сосредоточением энергии», собрав вместе «самых активных людей планеты».

Основная цель мероприятия – содействие развитию гражданского общества и формирование уникальной международной гуманитарной площадки для взаимодействия науки и практики по вопросам гражданского участия в развитии общества.

Деловая программа первого дня форума включила в себя ряд деловых встреч, панельных дискуссий, интерактивных сессий, стратегических совещаний и круглых столов.

Второй день был посвящен образовательной составляющей – семинарам, тренингам и деловым играм. Представители форума приняли участие в работе образовательных площадок для лидеров СО НКО, познакомились с технологией привлечения ресурсов и партнеров – «Добрый город», узнали об управленческих системах будущего, креативных способах работы с персоналом некоммерческих организаций и т.д.

Одним из главных событий первого дня форума стала работа секции «Открытое правительство: новое управление государством».

Впервые столица Югры собрала на своей площадке представителей регионов, входящих в систему Открытых регионов России. Напомним, сегодня в систему «Открытый регион» входит 31 субъект Российской Федерации.

Участники рабочей встречи обсудили роль Открытого правительства в управлении государством на современном этапе, его инструменты, задачи информационно-аналитической поддержки гражданских инициатив, технологии стратегического планирования, практики проектного управления открытых регионов, а также развитие культуры «открытого государственного и муниципального управления», развитие механизмов общественного контроля, его доступности для граждан и общественных организаций.

Модератором дискуссии выступила Екатерина Шапочка – исполнительный директор некоммерческого фонда «Аналитический центр «Форум», член Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства (г. Москва).

Ключевым спикером секции с докладом «Гуманитарные технологии и информационно-аналитическая поддержка гражданских инициатив в формировании целей и задач стратегического социально-экономического и пространственного развития регионов и городов» стала советник РААСН, профессор МААМ, председатель совета НП «Национальная Гильдия Градостроителей», генеральный директор Института «Град» Анна Береговских.

Свое выступление докладчик начала с вопроса о том, что движет развитием регионов и городов. Ответ – открытая политика. А что такое политика? Это многоплановое социальное явление, которое можно рассматривать как инструмент сознательного саморегулирования общества. Существует целый ряд дефиниций данного термина, в которых подчеркивается один из основных аспектов политической деятельности: институциональный, правовой, экономический, психологический, социальный, антропологический и т.д.

Остановимся на том, что политика – это приоритеты социально-экономического развития, поддержанные гражданами и принятые властью, достижение целевых показателей которых призвано обеспечить качество жизни через эффективность бюджетного планирования и создание благоприятного инвестиционного климата.

Сосредоточимся на политике пространственного развития городов, которая призвана обеспечить взаимную согласованность деятельности ОФИВ, ОГВ, ОМСУ, благоприятный инвестиционный климат, а также улучшить качество жизни и среды жизнедеятельности.

По мнению выступающего, для развития городу необходима информационная открытость, поэтому при разработке и согласовании проектных градостроительных решений рекомендуется создание информационной площадки, обеспечивающей коммуникации и эффективное взаимодействие разработчика, системного координатора и других заинтересованных лиц в процессе выполнения работ.

Информационная площадка – это информационный ресурс, включающий публичную интерактивную карту для организации доступа всех заинтересованных лиц, в том числе населения и представителей бизнеса, к публичным материалам проекта с использованием сети интернет, обеспечивающий возможности простой и понятной обратной связи.

Необходима информационно-аналитическая система управления развитием города, которая должна обеспечить взаимную согласованность всех мероприятий по реализации генерального плана – основного документа, утверждаемого в целях обеспечения устойчивого развития города.

Мы живем в эпоху глобальных коммуникаций, в мире, где развитие общества должно и строится при активном участии всех его граждан, поэтому так важна поддержка гражданских инициатив в формировании целей и задач стратегического социально-экономического и пространственного развития регионов и городов.

В своей деятельности Институт «Град» активно практикует использование различных форм взаимодействия с населением, их вовлечение в рабочий процесс на этапе подготовки проектных решений.

Приведем несколько позитивных примеров взаимодействия сотрудников Института с населением, которое обеспечило лучшее качество проекта и сократило расходы на его согласование.

Так, при разработке комплексных проектов по созданию систем управления развитием городов Сургута, Мегиона, Тюмени, Симферополя и многих других на самом начальном этапе были созданы открытые интернет-порталы, специальные страницы на сайте Института, проведены системно организованные и разнообразные публичные мероприятия, применены инструменты анкетирования и тестирования. Взаимодействие проходило непрерывно на протяжении всей работы. Результат – генпланы Мегиона, Сургута и Тюмени – лучшие генеральные планы страны по итогам градостроительного конкурса, проводимого Минстроем России. А генплан столицы Республики Крым – Симферополя, разработанный Институтом, – стал первым и единственным на сегодняшний день утвержденным генеральным планом в Республике Крым в период ее новейшей истории.

Активная работа с населением также была проведена в рамках выполнения проекта внесения изменений в генеральный план города Владивостока. Институт пригласил горожан принять участие в разработке стратегического видения города, описать, каким жители хотят видеть его в обозримом будущем. Такое обсуждение позволило разработчикам повысить качество проекта, выявить ключевые позиции заинтересованных в развитии города лиц, определить проблемное поле Владивостока и потенциальные точки роста на его территории.

А.Н. Береговских глубоко убеждена, что в настоящее время необходимо изменить традиционную парадигму градостроительного планирования и проектирования, кардинально изменить цели – от целей преобразования территорий и недвижимости перейти к цели улучшения качества жизни и качества среды с привлечением в этот процесс населения, учетом их мнений, а также поддержкой гражданских инициатив.

Для достижения новых целей необходимо научиться планировать и проектировать жизнеустройство. Сценарии разнообразной насыщенной интеллектуально и эстетически богатой жизни должны быть преобразованы в проекты социально-пространственного развития.

При этом следует отметить, что речь идет не о дополнительных бюджетных затратах, а о новых подходах, об иной организации взаимодействия власти, бизнеса и горожан, через профессиональную организацию выявления городских ценностей и подготовки общественных договоров, выраженных в стратегиях социально-экономического и пространственного развития. Если горожане активно участвуют в разработке видения будущего своего города, они участвуют и в воплощении городской идеи, потому что это их собственная, а значит дорогая для них идея.

Жители – основной и самый важный драйвер развития любого города, и чем больше людей будет вовлечено в процессы развития, чем лучше будет организовано это вовлечение, тем выше будут эффекты. Результатом нового подхода станет эффективное управление развитием территорий страны, улучшение инвестиционного климата и качества среды и жизни человека.

Особое внимание в докладе было уделено роли Открытого правительства в государственном управлении на современном этапе развития общества, а также его инструментам и задачам.

Открытое правительство – это прежде всего принципы государственного и муниципального управления, которые строятся на вовлечении граждан в управление страной, регионами и муниципальными образованиями.

По мнению А.Н. Береговских, в настоящее время эффективное развитие не может быть обеспечено самостоятельно ни государством, ни органом местного самоуправления, так как власть не является единственным создателем среды жизнедеятельности. Государство строит политику развития в условиях рыночных отношений, и в основе этих отношений лежит институт собственности.

Общественное и частное благо, общие и личные интересы – национальные ценности, формирующие основы государственной внутренней политики по основным направлениям развития – демография, производство, образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, культура, спорт и другие направления.

Для эффективного развития страна, входящие в её состав регионы и муниципальные образования принимают стратегии социально-экономического и пространственного развития.

В целях реализации стратегии разрабатываются генеральные планы и программы комплексного развития транспортной, социальной и коммунальной инфраструктур. Инфраструктурные программы реализовываются за счёт бюджетных средств.

Но создание производственных предприятий, строительство жилья и объектов культурно-бытовых и торговых услуг – всё то, что и формирует социально-экономическое развитие, – всё это дело предпринимателей, которые тем лучше организуют деятельность, чем лучшие и понятные условия будут созданы властью для развития всех видов бизнеса.

Для того чтобы обеспечить лучшие условия, необходимо понять, какие условия считает предпринимательство лучшими. Необходимо понять, какие критерии оценки качества жизни наиболее важны для населения.

Отсюда следуют главные цели открытости государственных и муниципальных управляющих структур – выявление ценностей, формулирование приоритетов развития, выбор способов достижения целей и решения поставленных задач.

Для того чтобы принципы открытости действительно дали необходимый результат в решениях органов власти, необходимо разрабатывать и постоянно совершенствовать методологию комплексного подхода к управлению развитием регионов и городов с использованием новых гуманитарных технологий при разработке стратегических документов социально-экономического и пространственного планирования, а также методов информационно-аналитической поддержки гражданских и предпринимательских инициатив, направленных на улучшение качества жизни, среды и инвестиционного климата.

В качестве примеров новых гуманитарных технологий приведём:

-        проведение стратегических сессий с участием представителей органов управления и экспертного сообщества;

-        проведение очных общественных обсуждений наиболее значимых и популярных вопросов градоустройства с жителями;

-        проведение социологических опросов (в том числе тестирование, анкетирование) и натурных обследований и замеров;

-        изучение отношения к городу и его территориям через созданные в интернете информационные площадки – публичные интерактивные карты;

-        проведение очных и интерактивных деловых игр по разработке видения города или концептуальных мастер-планов по отдельным общественным пространствам;

-        создание и обсуждение ментальных карт – карт эмоционального восприятия городских пространств горожанами;

-        другие методы.

На первом этапе разработки стратегии разработчику при участии заказчика целесообразно создать координационный совет, экспертный совет и рабочие группы по направлениям. Разработчик стратегии на этом (первом) этапе скорее выполняет роль системного координатора, так как ему важно выявить и сформулировать ценности, признаваемые всеми основными городскими сообществами.

Именно первый этап, результатом которого являются сформулированные цели и задачи развития, определённые приоритеты и их функциональные и числовые показатели, является наиболее важным и ответственным, требующим максимального применения принципов открытости и публичности.

Затем идёт основной этап – этап профессионального программирования и проектирования, создаются документы (стратегия, нормативы градостроительного проектирования, генплан, правила землепользования и застройки, программы комплексного развития инфраструктур, концепции и правила благоустройства, проекты планировки и межевания), реализация которых обеспечит эффективное развитие, соответствующее ожиданиям жителей и возможностям бюджета и прогнозируемых частных инвестиций.

При завершении второго этапа проводятся законодательно обязательные публичные слушания. Но при применении нашей методологии, когда в самом начале работы мы провели множественные мероприятия, направленные на исследование, изучение и формализацию запросов жителей, процедура публичных слушаний никого не раздражает, а позволяет зафиксировать результат проекта как соответствующий потребностям города.

Третий этап – это принятие документов – признание политики и оформление бюджетных обязательств. Очень эффективно и современно такое оформление в виде электронной целевой модели, в которой фиксируются относительно существующего положения целевые показатели в числовом выражении по каждому направлению развития. Затем с использованием информационно-аналитической системы управления городом обеспечивается мониторинг достижения целевых показателей и вносятся своевременно изменения. Важно отметить, что вносить изменения будет необходимо ежегодно, так как предугадать действия всех участников городского развития невозможно, так как невозможно точно спрогнозировать изменения как в мировой экономике, так и в мире культуры и науки.

 

С программой форума и презентацией А.Н. Береговских можно ознакомиться в приложении к данной новости.

 

Информация подготовлена с использованием материалов официального сайта форума. 

форум
X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка