ИТП «Град» – 2017. ИТОГИ

Какие новые решения и методы градостроительного проектирования удалось внедрить в работу ИТП «Град» в 2017 году? Что потребовало перенастройки идеологических, методологических установок? Как разрабатывались и велись комплексные проекты развития территорий? Вот главные вопросы, которые легли в основу нашего материала по итогам прошедшего деятельного 2017 года. Предлагаем вашему вниманию наши выводы от осмысления полученного опыта. В центре внимания – наши достижения, приоритеты, новые ориентиры, задачи и вызовы.

Как и прежде, Институт придерживается в своей деятельности открытого подхода. Рассказывая о собственной практике и осознавая свою социальную ответственность, мы стремимся вовлекать как можно больше заинтересованных сторон в процесс проектирования и призываем к обсуждению градостроительных разноуровневых междисциплинарных предложений, способных изменить к лучшему родные города и регионы, предлагаем стать соучастниками преобразований и совместными усилиями добиваться скорейших качественных преобразований российских территорий.

 

Прошлый год подтвердил актуальность и своевременность планомерного перехода ИТП «Град» от традиционного градостроительства к системному градоустройству; подчеркнул важность ведения системной научно-исследовательской деятельности, направленной на разработку инновационных методов и новых технологий современного управления планирования, а также мониторинга реализации решений по развитию территорий.

В 2017 году команда Института занималась градостроительным проектированием в 7 регионах РФ. Работа по созданию комплексных систем УРТ велась в 12 городских округах и 25 муниципальных районах. Специалистами было разработано более 140 генпланов, около 150 правил землепользования и застройки.

Такие неординарные масштабные задачи, как формирование проекта федерального закона, направленного на совершенствование механизма внесения сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон в ЕГРН; разработка проекта внесения изменений в документы территориального планирования и документы градостроительного зонирования муниципальных образований Приморского края, входящих в состав Владивостокской агломерации, в рамках которого велась совместная работа и с Минэкономразвития по подготовке предложений и замечаний по совершенствованию новейших требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального, регионального и местного значений; создание дизайн-проекта по благоустройству общественных территорий города Лабытнанги и других общественно значимых проектов еще раз показали необходимость внедрения высокотехнологичных и гуманитарно ориентированных технологий планирования и управления развитием территорий.

Поскольку сегодня градоустройство находится в области не только профессионального управления и проектирования, но и в сферах межведомственных и общественных отношений, системного моделирования и цифровой экономики, среди главных принципов разработки проектов Институт определил стандарт открытости и публичности; комплексности и взаимосогласованности градостроительных решений; мультимасштабности и междисциплинарности.

Желая способствовать росту возможностей регионов, городских округов, муниципальных образований, ИТП «Град» в своей работе стремился к соответствию всех разрабатываемых документов требованиям законодательства, нормативам градостроительного проектирования, системе технических требований, уделяя при этом пристальное внимание гармонизации усилий всех заинтересованных сторон, построению конструктивного взаимовыгодного формата партнерских отношений; продвижению передовых стандартов управления градостроительным развитием территорий и совершенствованию профессиональных компетенций.

 

 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Институт убежден, что создавать все необходимые условия для роста городских возможностей прежде всего должны установленные законы, нормы и правила. В 2017 году в деятельности ИТП «Град» традиционно особое место занимали вопросы совершенствования и применения законодательства.

Специалисты ИТП «Град» входят в состав ряда совещательных и координационных органов, общественных советов, рабочих межведомственных групп, созданных Агентством стратегических инициатив; Минэкономразвития, Минстроя, Минвостокразвития России; Государственной Думой РФ; являются членами некоммерческих профессиональных объединений и организаций, в том числе Международной Академии Архитектуры (отделение в Москве); РААСН; Союза архитекторов России, «Национальной Гильдии Градостроителей»; Ассоциации Транспортных Инженеров; ГИС-Ассоциации; Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов. В целях улучшения законодательства, регулирующего инвестиционную, градостроительную и кадастровую деятельность, Институт принимает активное участие в работе Комитетов ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости и в сфере строительства. Предложения ИТП «Град» учитываются при подготовке законопроектов и иных правовых актов в области градостроительной деятельности и земельно-имущественных отношений.

«Вопросы совершенствования законодательства всегда волнуют, но не всегда побуждают к действию. Это правило действует и в профессиональной среде. Организаций, целенаправленно выделяющих в своей структуре подразделения, обеспечивающие мониторинг законодательства и законотворческого процесса, участие в законотворческой деятельности, не так много. Надеюсь, что в ближайшем будущем их станет больше. Профессиональный участник рынка, являясь непосредственным потребителем правового «продукта», может указать на реальные проблемы в реализации нормативного акта, рассмотреть ситуацию в новом неожиданном для законодателя ракурсе, предложить рациональное практическое решение», – считает начальник отдела градостроительных исследований и методического обеспечения ООО «ИТП «Град» Екатерина Гемпик.

Так, одним из главных достижений прошлого года стало продвижение разработанного командой Института проекта федерального закона, направленного на совершенствование механизма внесения сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон в ЕГРН. Законопроект был рассмотрен на заседании Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости и направлен в Минэкономразвития России, Минстрой России и в Государственную Думу. А в конце года президент РФ подписал Федеральный закон от 31.12.2017 № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», где были учтены предложения, представленные ранее ИТП «Град». Населенные пункты, территориальные зоны и их части были исключены из состава объектов землеустройства. Документ, за исключением отдельных положений, уже вступил в силу 11.01.2018.

Теперь для передачи в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон не требуется подготовка землеустроительных дел, а также карт (планов) объектов землеустройства. Их должны заменить новые документы, содержащие графическое описание местоположения границ указанных территорий и зон, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН. Такие сведения являются обязательным приложением к схеме территориального планирования муниципального района, генеральному плану, правилам землепользования и застройки. Требования к ним (в том числе к форме графического и текстового описания, к точности определения координат характерных точек границ, формату электронного документа) должны быть установлены Росреестром. Подробнее – на сайте Института.

Принятие законопроекта обеспечит не только значительное повышение эффективности внесения сведений о границах населенных пунктов и территориальных зонах в ЕГРН, но и сократит при этом расходы средств федерального бюджета в десятки раз.

Работа отдела градостроительных исследований и методического обеспечения ИТП «Град» за 2017 год в цифрах:

 мониторинг 48 информационных ресурсов;

подготовка 37 обзоров изменений законодательства;

экспертиза 56 нормативных правовых актов (31 проект федеральных законов, 25 проектов подзаконных актов).

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Среди важных результатов прошлого года – размещение в свободном доступе в Национальном фонде алгоритмов и программ в качестве типового решения ИСОГД Тюменской области.

Разработка типовой версии призвана качественно изменить ситуацию с системами, автоматизирующими и информационно-обеспечивающими градостроительную деятельность, и поднять планку решаемых в стране задач в сфере управления развитием территорий.

Напомним, с 2011 года команда ИТП «Град» занимается развитием технологических возможностей и сопровождением эксплуатации информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Тюменской области (ИСОГД ТО). Эта двухуровневая информационная система внедрена в Главном управлении строительства Тюменской области, во всех городских округах и муниципальных районах области.

В ИСОГД ТО предоставление государственных и муниципальных услуг может осуществляться полностью в электронном виде с момента подачи заявления на единый портал государственных услуг (ЕПГУ) или региональный портал государственных услуг (РПГУ) до передачи документа-результата услуги в электронном виде в соответствующий личный кабинет заявителя. Накопленный за период эксплуатации ИСОГД ТО массив данных позволяет анализировать достижение того или иного показателя.

Актуальность вопросов создания качественной платформы для автоматизации и информационного обеспечения градостроительной деятельности; успешная работа информационной системы, высокая квалификация специалистов и накопленный опыт, а также постоянное усовершенствование ИСОГД подтолкнули ИТП «Град» и компанию «Джемс Девелопмент», ядром которой являются сотрудники департамента информационных технологий Института, к созданию варианта типового тиражируемого регионального решения.

«Мы очень старались сделать так, чтобы никто не мог упрекнуть нас и нашего заказчика в том, что решение по каким-то причинам нельзя использовать или что для его работы требуется привлекать разработчика или докупать какие-либо лицензии. Все необходимое для работы и даже больше в комплекте есть, – отмечает глава компании «Джемс Девелопмент» Алексей Дударев. – Конечно, система не простая в освоении, заточена на работу с четко структурированными данными в соответствии с действующими НПА, но это современный и высококачественный продукт. Многим регионам понадобится помощь во внедрении и наладке процесса эксплуатации ИСОГД. Имея большой опыт интеграции, мы понимаем, что без помощи далеко не все могут этот путь пройти. Поэтому в составе типовой ИСОГД подготовлены рекомендации субъектам РФ, по внедрению системы, учитывающие опыт регионов, которые уже прошли этот путь ранее. Мы также приглашаем к сотрудничеству региональных интеграторов, для которых сейчас разрабатываем программу обучения особенностям внедрения типового решения. Сами идем дальше: в область аналитической обработки данных, получения из массива информации новых полезных смыслов и создания разнообразных полезных модулей для решения задач управления развитием территорий, которые по возможности будут совместимы с типовым решением».

Отметим, ИТП «Град» осуществляет подготовку градостроительной документации в электронном виде. Разработанные проекты соответствуют утвержденным на федеральном уровне требованиям и подходят к использованию в составе Государственной ИСОГД без дополнительной обработки.

Обсуждение вопросов внедрения типовой тиражируемой региональной ИСОГД и развития партнерства с региональными интеграторами, а также представителями власти и бизнеса планируется в рамках конференции «Градостроительное планирование и управление, качество среды и предпринимательский климат», которая состоится в Омске с 24 по 28 апреля.

  

КОМПЛЕКСНЫЕ ГРАДОСТРОИТЕЛИ

 

2017 год стал своеобразной яркой вехой в непрерывной работе ИТП «Град» в сфере развития профессиональных компетенций команды. Принципы комплексного подхода являются приоритетными для Института и в вопросах профессионального роста. Осознавая высокую социальную ответственность, в целях обеспечения качества реализации таких сложных междисциплинарных проектов, а также преодоления ведомственной разобщенности сотрудники ИТП «Град» стремятся стать комплексными градостроителями, постоянно развивая профессиональный кругозор в смежных областях знаний. Так, все чаще специалисты берут на себя ответственность за совместную глубокую проработку проекта, вникают в значительную долю работ коллег из других подразделений.

«В свою очередь сотрудники департамента стратегического социально-экономического планирования для подготовки наилучшего содержания проектных решений, сбалансированных с учетом мнений множества заинтересованных лиц, практикуются в новой для себя роли руководителей проектов. Имея высокую квалификацию в области экономики территорий и солидный опыт практической деятельности, сегодня они обеспечивают высокую координацию отделов Института, авторов творческих коллективов, объединяя результаты работы специалистов разных специальностей для формирования внутренне согласованных предложений, направленных на достижение важнейших социально-экономических ориентиров», – подчеркивает руководитель департамента стратегического социально-экономического планирования Института территориального планирования «Град» Игорь Пеньевский.

Чтобы поддерживать многосторонний диалог в сфере градостроительного проектирования, формировать и продвигать лучшие решения в управлении градостроительным развитием территорий, участвовать в выработке согласованного взгляда на приоритетные вопросы и содействовать устойчивому социально-экономическому развитию городов и регионов России, ИТП «Град» ежегодно проводит научно-практическую конференцию «Градостроительное планирование и управление, качество среды и предпринимательский климат». 

В 2017 году в конференции Института приняли участие представители федеральных, региональных органов власти и муниципальных образований из 13 субъектов Российской Федерации, ведущие градостроительные институты и организации, профессоры крупнейших вузов нашей страны, студенты и активное городское сообщество города Омска. В этом году Институту территориального планирования «Град» исполняется 15 лет. В свой юбилейный год ИТП «Град» планирует продолжить профессионально насыщенную деловую, научную и образовательную программу. Уже готовится проведение специализированных мероприятий, обучающих курсов, вебинаров, издание ряда книг и буклетов.

С 26 по 28 февраля в Институте пройдет первый в этом году семинар «Градостроительство. Особенности разработки документации по планировке территории». Проект призван стать своеобразной лабораторией по выработке ответов на те вызовы, которые стоят перед сотрудниками органов государственной власти, местного самоуправления и государственных и муниципальных учреждений, а также эффективной площадкой для обмена профессиональным опытом и выбора лучших практик в сфере развития территорий.

 

Справка

Команда ИТП «Град» принимает деятельное участие в международных и российских форумах, конгрессах, конференция и выставках. Только в прошлом году специалисты посетили 16 заседаний рабочих групп и экспертных советов в федеральных министерствах и ведомствах, 20 специализированных конференций и форумов. Опубликовано в различных сборниках 27 научных статей, посвященных проблемам территориального планирования в системе регионального управления, комплексным проектам системы управления развитием территории, стратегическому социально-экономическому планированию, а также правовым аспектам граддеятельности, в том числе 2 ВАК-статьи, 2 публикации РИНЦ.

В 2017 году специалисты ИТП «Град» вошли в юбилейный клуб стратегов России. Наряду с ведущими консультантами, экспертами, руководителями городов и регионов страны сотрудники Института были признаны активными участниками деятельности по подготовке документов стратегического планирования, по развитию теории и методик стратегического планирования в России. Информация о представителях почетной группы и их взгляд на актуальные вопросы вошли в издание Ресурсного центра по стратегическому планированию (РЦСП) при Леонтьевском центре. Среди более чем 70 стратегов клуба – руководитель департамента стратегического социально-экономического планирования (ДССЭП) Института территориального планирования «Град» Игорь Пеньевский, ведущие экономисты ДССЭП Екатерина Власкина и Роман Шлендер.

  

ВЛАДИВОСТОКСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ

 

2017 год для ИТП «Град» прошел под знаком активного участия в реализации масштабных задач развития Дальнего Востока. Институт вел работу по подготовке изменений документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Приморского края, вошедших во Владивостокскую агломерацию. Командой ИТП «Град» было подготовлено 12 проектов генеральных планов, 12 проектов правил землепользования и застройки, включая проекты для двух городских округов – Артемовского (численностью 110 тысяч человек) и Владивостокского (850 тысяч жителей); проведено около 115 заседаний рабочих групп с региональными министерствами и ведомствами.

Чтобы принимать взвешенные и эффективные решения, отвечающие потребностям жителей агломерации, и способствовать улучшению качества жизни и качества среды, важнейшей задачей при подготовке проекта стало всестороннее обсуждение предлагаемых будущих изменений. В разных форматах было организовано 15 открытых широких общественных обсуждений и порядка 25 рабочих встреч в более узком кругу с представителями различных групп населения. Диалог между проектировщиками и жителями территории о развитии городской среды и принятии совместных решений непрерывно продолжался и в Интернете на специально созданном сайте проекта. В процессе работы был сделан акцент на креативный подход при сборе и анализе данных и, главное, на применимость полученных предложений к решению настоящих проблем территории.


 


«В нашем процессе проектирования невозможно без такого сотрудничества. Тогда ничего не получится, обязательно надо сотрудничать, дружить, обмениваться мнениями, принимать советы и замечания. Самые лучшие коллеги – это горожане. Мы приступили к проекту и сразу начали организовывать встречи с городскими сообществами, простыми жителями, с теми, кому хотелось поговорить о развитии города, его проблемах. Создали сайт, продолжая получать письма, вопросы, предложения, – рассказывает главный архитектор ИТП «Град», куратор проекта Ирина Стуканёва. – Очень много было озвучено проблем, но и много высказано предложений. На первых встречах мы прорабатывали видение миссии Владивостока. В чем она? Ведь это сложнейшая задача. В чем будущее города? Туризм? Оборона и военно-промышленный комплекс? А может условия для международного сотрудничества? Прежде всего – это город, в котором должно быть удобно и хорошо жить его жителям – тем, у кого с этим городом общая судьба. Много говорили о зеленых зонах, о перегруженности транспортом, об отсутствии парковочных пространств, о точечной застройке, уродующей Владивосток. Прокладывали маршруты пешеходного и велосипедного движения, отмечали кварталы, где надо ограничить движение транспорта или вовсе запретить».

Конструктивный диалог с гражданскими городскими активистами еще раз показал, что чем больше разных интересов и стремлений представлено и учтено при проектировании, тем ярче будет городская идентичность, тем харизматичнее и притягательнее будет город для жителей, тем проще создавать условия для всестороннего и гармоничного развития городского пространства, тем выше качество социально значимых проектных решений.

Открытый информационный подход пробудил неравнодушное, деятельное отношение людей к проблемам агломерации на всех этапах работы. К примеру, только в последний день общественных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Владивостокского городского округа было зарегистрировано 826 участников. Всего в публичных слушаниях приняли участие более 3,5 тысяч человек.



Кроме постоянного взаимодействия с населением по приоритетным вопросам развития агломерации, специалисты ИТП «Град» вели одновременную работу в общих сроках с несколькими компаниями проектировщиками над одной территорией. Японское архитектурно-инжиниринговое бюро Nikken Sekkei готовило мастер-план Владивостока; Консалтинговое бюро «Стрелка» – мастер-план по развитию острова Русский; Минвостокразвития занималось подготовкой концепции развития острова Русский. Все решения необходимо было синхронизировать, согласовывать, учитывать в проекте.

Проект по подготовке проектов изменений документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Приморского края, вошедших во Владивостокскую агломерацию, был выбран Минэкономразвития одним из пилотных для апробирования новейших требований. Его подготовка в соответствии с новейшими требованиями законодательства к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального, регионального и местного значений стала еще одной из главных особенностей проекта, что потребовало и технической, и методологической перенастройки работы Института.

Напомним, сотрудники Института входят в состав Межведомственной рабочей группы по совершенствованию и перспективному развитию Федеральной государственной информационной системы территориального планирования, созданной Минэкономразвития, и продолжают принимать активное участие в обсуждении разрабатываемых требований и подготовке предложений и замечаний по их совершенствованию.

Итогом деятельности рабочей группы стало утверждение Приказом Минэкономразвития России от 9 января 2018 года № 10 новых требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального, регионального и местного значений. Документ зарегистрирован в Минюсте России 31 января 2018 года, регистрационный № 49832, и вступит в силу уже 12 февраля 2018 года.

«Такое решение должно повысить качество разрабатываемых документов территориального планирования, согласованность решений документов территориального планирования федерального, регионального и местного уровней. В требованиях проработан перечень объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, перечень, функциональных зон, включены такие важные объекты, как объекты инвестиционной деятельности и комплексного развития территории. Утверждение требований наряду с введением в эксплуатацию усовершенствованной Федеральной государственной информационной системы территориального планирования должно стать новым шагом в области градостроительной деятельности и управления развитием территории», – уверен руководитель отдела автоматизации градостроительного проектирования ИТП «Град» Александр Зенков.

 

Справка

Генеральный план развития Владивостока, разработанный ИТП «Град», утвержден 12 февраля 2018 года. Временно исполняющий обязанности губернатора региона Андрей Тарасенко отметил, что документ подготовлен в соответствии с новейшими требованиями законодательства и отражает все необходимые вопросы будущего развития всего города и каждого из его районов в отдельности – с учётом пожеланий местных жителей и представителей объединений граждан. Также подчеркивается, что в генплане учтены возможности и условия для реализации проектов местного, регионального и федерального значения.

По мнению главы региона, решения генерального плана создают необходимые условия для реализации современной дорожно-транспортной инфраструктуры: функционирование участка Владивостокской кольцевой автодороги, включающего в себя мост Владивосток – остров Елены, мост остров Елены – полуостров Саперный, строительство моста через бухту Новик.

Увеличен объем строительства объектов социальной инфраструктуры для достижения полной обеспеченности населения услугами объектами социальной сферы: детскими садами, школами, объектами здравоохранения, культуры и спорта.

Врио губернатора добавил, что ключевая особенность документа заключается в том, что он учитывает агломерационные процессы, дополнительную нагрузку на городской округ со стороны близлежащих населённых пунктов.

Новые вызовы времени, масштабные задачи по преобразованию дальневосточного региона диктуют особые требования в том числе и к градостроительной документации. Именно поэтому утверждённый генплан Владивостока предусматривает необходимые вопросы будущего развития и актуализацию с учетом меняющейся ситуации.

«И, конечно, утверждённый план должен отражать реалии жизни, требования времени, поэтому допускает изменения. Если в государственные программы и стратегии будут вноситься новые объекты, мы обязаны будем отразить их в генплане», – подчеркнул Андрей Тарасенко.

 

САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

В 2017 году ИТП «Град» продолжил участвовать в процессе развития дальневосточных территорий в Сахалинской области. Также интересен опыт Института в этом регионе в рамках системной работы по совершенствованию методологии комплексного подхода к управлению развитием регионов и городов с использованием новых гуманитарных технологий.

Институт уверен, что сегодня катализатором качественных перемен наряду с властью должно стать заинтересованное деловое сообщество, креативный класс. Для консолидации общества по вопросам городских преобразований важно использовать все имеющиеся ресурсы, создавая платформу широкого общественного консенсуса.

Как и прежде, в своей деятельности Институт внедряет различные формы работы с населением для принятия взвешенных и эффективных решений, отвечающих современным потребностям. Сформулированный в ходе открытого диалога запрос на развитие; мнения, предложения различных социальных групп населения, а также комплексное профессиональное осмысление предложений бизнес-сообщества и потенциальных инвесторов создают необходимую базу для определения стратегических точек роста, помогают выработать основные принципы и направления для будущих качественных преобразований.

Среди гуманитарных технологий, которые активно применяет в проектах команда Института, – проведение стратегических сессий с участием представителей органов управления и экспертного сообщества; очных общественных обсуждений наиболее значимых и популярных вопросов градоустройства с жителями; социологических опросов (в том числе тестирование, анкетирование) и натурных обследований и замеров; изучение отношения к городу и его территориям через созданные в интернете информационные площадки – публичные интерактивные карты; соцсети; очных и интерактивных деловых игр по разработке видения города или концептуальных мастер-планов по отдельным общественным пространствам; создание и обсуждение ментальных карт – карт эмоционального восприятия городских пространств горожанами.

Создание информационной площадки, обеспечивающей коммуникации и эффективное взаимодействие разработчика, системного координатора и других заинтересованных лиц в процессе выполнения работ, тоже постепенно становится обязательным условием при разработке и согласовании проектных градостроительных решений. Информационный ресурс, включающий публичную интерактивную карту для организации доступа всех заинтересованных лиц, в том числе населения и представителей бизнеса, к материалам проекта с использованием сети интернет, обеспечивает возможность простой и понятной обратной связи и был создан в рамках работы и во Владивостокской агломерации (интернет-ресурс «Обсуждение будущего Владивостока», и в Омске, когда разрабатывался мастер-план, и в проектах, реализуемых на Сахалине.

«К примеру, жителям Охи, помимо анкетирования, было предложено поучаствовать в интерактивном опросе «Нравится – не нравится», «Где в Охе жить хорошо» и «Где разместить новые объекты». Вопросы были составлены таким образом, чтобы ответом являлась область на карте. Полученные ответы объединяются в общий контур, и вырисовывается карта города, как его видят сами жители», – делится особенностями комплексного социологического исследования на территории города Охи руководитель проекта Максим Смирнов.

В Корсаковском городском округе Сахалинской области в рамках работы над проектом ИТП «Град» готовит предложения по планировке нового поселка для участников федеральной программы «дальневосточный гектар» в районе реки Подорожка, где участниками программы выбрано уже более 100 гектаров земли.

Институт подготовил в Интернете информационную площадку для обсуждения предложений по совершенствованию развития территории Корсаковского ГО Сахалинской области. Любой желающий может ознакомиться с концепциями развития сел городского округа, оставить комментарии, высказать собственные идеи по преобразованию родной территории с применением публичной интерактивной карты.

Команда Института предлагает представителям власти, бизнеса и общества вместе определить проблемное поле и потенциальные точки роста округа в онлайн-формате. На сайте научно-исследовательской работы размещена интерактивная карта, где наглядно представлены предложения концепции пространственного развития и предусмотрена возможность оперативно внести замечания, предложения, поделиться собственными идеями. В разделах размещена и справочная информация, объясняется, что такое генеральный план и для чего он разрабатывается.

Позиция Института – разработать целостный документ, отражающий сценарии развития, полученные от взаимодействия с собственниками «гектаров» в ходе общественных обсуждений и получения обратной связи на интерактивном портале проекта. Активное участие населения в разработке видение будущего своей территории позволит улучшить качество проектных решений и повысит эффективность перемен. Чем больше разных интересов и стремлений будет представлено и учтено при проектировании, тем проще будет создавать условия для всестороннего и гармоничного развития пространства округа. Все полученные результаты будут рассмотрены и включены в итоговую редакцию.

  

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

В 2017 году Институт завершил работу по подготовке проектов межевания территорий в границах элементов планировочной структуры (микрорайонов) города Тюмени. Только в рамках второго этапа было разработано 244 проекта межевания территории планировочных микрорайонов общей площадью 30659, 56 га. Таким образом, за два этапа (реализация первого этапа велась и в 2016 году) удалось охватить территорию всего населенного пункта. Благодаря этому проекту Тюмень стала одной из немногих территорий в России, где в полном объеме утверждена градостроительная документация и созданы необходимые условия для проведения комплексных кадастровых работ.

По остальным регионам сейчас за счет региональных или местных бюджетов подобные работы практически не проводятся, хотя после ее реализации муниципалитет может получить финансирование, предусмотренное специальной федеральной целевой программой, поскольку доля районов, по которым утверждены документации по планировке территории, пока еще ничтожно мала. По данным Росреестра, в 2017 году заявки на получение денег из федерального бюджета по этой программе были одобрены только в отношении трех регионов. 

Напомним, под комплексные кадастровые работы разработана финансовая федеральная программа. Ожидается, что оптовое межевание уменьшит число неучтенной земли и пополнит налогооблагаемую базу. Землепользователям же удастся бесплатно оформить учетную документацию на участки. Право провести межевание земельного участка в рамках комплексных кадастровых работ бесплатно дано вплоть до 2020 года (срок действия программы).


«Главными целями нашего проекта стали определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков и подготовка предложений по внесению изменений в красные линии для застроенных территорий. Были поставлены задачи: обеспечить взаимную согласованность решений градостроительной документации, учитывая решения проектов планировки и правил землепользования и застройки; добиться полного распределения территории микрорайонов на земельные участки с учетом границ земельных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости; а также сформировать внутриквартальную улично-дорожную сеть в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере градостроительства.

Кроме того, в рамках контракта в Тюмени была выполнена аэрофотосъемка территории города и подготовлены цифровые ортофотопланы, – уточняет руководитель проекта Нина Товкуша. Для информирования жителей города о подготовленных проектах межевания территории, обеспечения открытого доступа граждан и представителей бизнеса был создан информационный портал с интерактивной картой, на которой отображаются все решения проектов межевания территории».

 



Еще одно событие прошлого года – утверждение правительством Тюменской области региональных нормативов градостроительного проектирования, разработанных ИТП «Град». Вопрос их утверждения для региона особенно актуален, учитывая активную деятельность руководства Тюменской области и глав муниципальных районов региона по разработке и актуализации граддокументации и существенность влияния РНГП на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации. Нормативы градостроительного проектирования формально не считаются документом стратегического планирования, но, по сути, являются одним из главных инструментов мониторинга и реализации таких документов.

Команда Института «Град» как непосредственный разработчик граддокументации Тюменской области прилагала все усилия по максимальному учету всех особенностей территории. Особое внимание было уделено специфике, особенностям муниципальных образований региона, выраженных в социально-демографических, экономических, природно-климатических и иных аспектах.

«В ходе работы над проектом изменения показателей коснулись областей образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания; предупреждения чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий; транспортной инфраструктуры; утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Были добавлены новые области нормирования в сфере гражданской обороны (на региональном и местном уровне); содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг; организации массового отдыха населения; обращения с безнадзорными животными; благоустройства территории; скорректированы материалы в части обоснования показателей и других разделов.

Кроме того, при разработке изменений в проекте РНГП Тюменской области были учтены методические рекомендации министерств РФ по развитию сети объектов социальной инфраструктуры в различных областях; изменены перечни объектов регионального и местного значений, соответственно, переформирована структура разделов в документе с учетом изменений в законодательстве, также уточнены критерии дифференциации расчетных показателей», – рассказывает руководитель проекта, ведущий экономист департамента стратегического социально-экономического планирования Роман Шлендер.

В 2017 году Институтом была продолжена работа в муниципальных районах Тюменской области. По-прежнему в разрабатываемых проектах о внесении изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований главной целью для команды ИТП «Град» является поиск лучших решений для создания систем управления градостроительным развитием.

Среди основных задач реализации комплексных проектов, базирующихся на электронных взаимно согласованных документах и данных, – формирование научно-исследовательской платформы для будущих изменений в области градостроительства района, создание предпосылок для поступательного устойчивого развития территории и привлечения инвестиций, сохранения окружающей среды и улучшения экологической обстановки.

 

Справка

В 2017 году в рамках работы над комплексными проектами Институтом были подготовлены 4 концепции пространственного развития муниципальных районов (Абатского, Голышмановского, Упоровского, Сорокинского районов Тюменской области), 2 концепции пространственного развития поселений (городское поселение Лянтор и сельское поселение Усть-Юган (Ханты-Мансийский автономный округ), 1 концепция пространственного развития городского округа (Охинский городской округ (Сахалин). Подготовка концепций требовала определения точек роста и зон, соответствующих приоритетным направлениям развития экономики территории. Для этих целей департаментом ССЭП разрабатывались прогнозы размещения инвестиционных объектов, относящихся к приоритетным направлениям развития экономики соответствующих муниципальных образований и региона.

Сейчас подготовка концепций пространственного развития ведется для еще 9-ти муниципальных районов Тюменской области, в том числе для Ишимского, Вагайского, Омутинского, Юргинского, Армизонского, Исетского, Бердюжского, Викуловского, Ялуторовского районов.

 

 

ЯНАО

 

В 2017 году Институт «Град» приступил к разработке дизайн-проекта по благоустройству общественных территорий уникального логистического центра полуострова Ямала и Арктики города Лабытнанги.

Правила благоустройства призваны создать необходимые условия для развития городской среды, установить новые стандарты благоустройства, современные требования к архитектурно-художественному облику зданий и сооружений, к стилевому решению малых архитектурных форм, рекламных конструкций и элементов наружного освещения, к качеству покрытий и зелёных насаждений.

 

«Опыт Лабытнанги интересен и показателен во многом для других территорий. По сути, его руководство – одни из первых в стране среди небольших городов привлекли экспертов для проектирования современной комфортной городской среды, поставив перед исполнителем работы задачу всестороннего и комплексного видения благоустройства для того, чтобы городская идентичность была верно выражена в материальной среде и узнаваема, – подчеркивает руководитель проекта Георгий Пашнин. – Главной особенностью проекта можно назвать его прикладной характер. Мы предлагаем конкретные вещи по обустройству территории. Дизайн лавочек, уличных фонарей, дорожных столбов, ограждений напрямую влияет на общее впечатление об уровне развития города и его материальной культуры. Если сформирована качественная инфраструктура, все элементы городского пространства продуманы и выполнены с любовью, заботой о жителях, то у горожан появляется ответное чувство. На этом каркасе закладываются основы уважения к городу, гордости. Людям нравится место, которое согласуется с их представлениями о комфорте, а не обманывает ожидания; им хочется «пускать корни», оставаться на этой земле, участвовать в ее развитии. Человек вкладывает в город, а город дает человеку импульс для роста, желание жить здесь и сейчас. И наоборот. Если не вкладывать в городскую среду, оставаться источником ежедневных разочарований населения, то многие жители предпочтут переехать туда, где действительно уютно жить».


 

Поиск вариантов для создания видения будущего развития города и определение проблемного поля проектирования Лабытнанги начался с исследования ценностей места и активного диалога с жителями территории. Именно ценности уюта и тепла, культурные коды северного города, который делится теплом, стали основой для главных идей будущих перемен городской среды.

Среди общих принципов проектирования специалисты Института определили не столько оживить северный пейзаж яркими цветами, сколько разработать правила использования ярких акцентов, определить их пропорциональные соотношения к основным цветам; спроектировать элементы благоустройства, позволяющие полноценно использовать городскую среду в условиях полярной зимы, а также подготовить сценарии эффективного развития общественных пространств.



«После изучения города и общения с жителями для нас стало очевидно, что благоустройство Лабытнанги должно предусматривать создание всесезонной городской среды. Да, здесь холодно и темно и кажется, что это ведь север – зачем здесь общественные пространства, пешеходные дорожки, озеленение и так далее? Ведь всего два месяца в году этим всем можно будет пользоваться. Но так кажется только на первый взгляд: суровые условия не заставляют людей прятаться все время дома. Люди хотят общаться, гулять, взаимодействовать. И если большую часть года на улице зима, то нужно создать такие условия, которые позволят людям комфортно жить.

Прежде всего, разрабатывая дизайн-проект, мы определились с цветом и светом – именно они должны задавать тон всей гостиной среде. Особое внимание было уделено освещению территорий общего пользования, дворовых пространств и улиц в условиях полярной ночи.

Дальше мы предложили базовые сценарии для общественных пространств города, которые предусматривают использование зимой. Комфортная пешеходная инфраструктура, учитывающая особенности длительной зимы, также будет дополнительным приглашением жителей выйти из дома. Каждым своим предложением мы старались провоцировать людей на выход на улицу, на взаимодействие, общение», – делится особенностями работы ведущий аналитик проекта Роман Ковалев.

Набор принципов, которые были заложены в проекте, можно назвать северный городской стиль. Источником вдохновения послужил успешный мировой опыт благоустройства городов с похожими суровыми климатическими условиями.

Приметы природы севера стали использоваться в визуальных ходах и решениях. Этот подход распространился на выбор строительных материалов, форм и цветов. Принцип ярких акцентов призван разнообразить визуальную среду, при этом его присутствие обосновывается, прежде всего, функциональной и композиционной необходимостью.



Справка

Целью стартовавшего в 2017 году приоритетного национального проекта «Формирование комфортной городской среды» определено создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории Российской Федерации. Все муниципальные образования должны принять и реализовывать муниципальные программы по созданию современной городской среды с учётом мнения граждан на основе правил и концепций благоустройства.

  

ХМАО

Командой Института был реализован ряд проектов в Ханты-Мансийском автономном округе, в том числе в 2017 году выполнена научно-исследовательская работа «Подготовка проекта по внесению изменений в генеральный план города и проекта по внесению изменений в правила землепользования и застройки города Радужный».

В рамках проекта комплексно решены задачи актуализации документов территориального планирования и градостроительного зонирования городского округа в связи с изменениями действующего законодательства в сфере градостроительства и земельно-имущественных отношений, обеспечения преемственности действующих документов управления развитием территории: стратегиям социально-экономического развития регионального и муниципального уровня, схеме территориального планирования ХМАО – Югры, нормативам градостроительного проектирования региональными и муниципальным.

С целью определения основных проблем и перспектив развития отдельных жизнеобеспечивающих сфер и параметров городской среды, которые бы соответствовали современным ожиданиям населения, работа проектировщиков началась с комплексного социологического исследования предпочтений жителей города. Исследование состояло из трех самостоятельных блоков. Первый блок – интервьюирование экспертов, второй блок – общественное участие граждан – деловая игра «Радужный – город моего будущего» с применением интерактивной карты, третий блок – опрос населения городского округа Радужный.



Генеральным планом определен временной горизонт прогнозирования территориального развития города – 2035 год. На основе стратегии социально-экономического развития города рассчитана прогнозная численность населения на расчетный срок реализации генерального плана. Определены территории перспективного жилищного строительства, планируется увеличение объема проектного жилого фонда на 74%, при этом показатель средней жилищной обеспеченности возрос на 20%. Особое внимание было уделено формированию территорий для индивидуального жилищного строительства.

Разработаны предложения по развитию застроенных территорий, направленные на улучшение жилищных условий, состояния и качества жилищного фонда, а также на упорядочение промышленных территорий, коммунально-складских зон и расширение зон рекреационного назначения.

Генеральным планом учтены решения схемы территориального планирования ХМАО – Югры в части размещения 10 инвестиционных площадок в сфере развития агропромышленного, строительного, нефтегазоперерабатывающего комплексов, научно-инновационной деятельности. В границах городского округа определено их местоположение и установлена соответствующая функциональная зона.

Утверждаемой частью документа территориального планирования является установление или изменение границ населенного пункта. Несмотря на то что граница города Радужного была установлена предыдущим документом и внесена в Единый государственный реестр недвижимости, на современном этапе возникли спорные вопросы по смежным границам Нижневартовского лесничества. По итогу согласительных процедур в рамках земельного, лесного законодательства, действующего в первой половине 2017 года, изменена граница населенного пункта, определены границы городских лесов, даны рекомендации по иным вопросам земельно-имущественных отношений.

С учетом актуальной версии функционального зонирования внесены изменения в карту градостроительного зонирования в составе правил землепользования и застройки. Для территориальных зон установлены градостроительные регламенты, соответствующие утвержденному классификатору видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

  

РЕСПУБЛИКА КРЫМ

 

Комплексный проект управления развитием территории Черноморского района Республики Крым, разработанный командой ИТП «Град», в 2017 году вышел на финальный этап согласования с федеральными органами исполнительной власти.

Черноморский район наряду с Симферополем также должен войти в число передовых территорий, где будет выполнено предписание Минстроя России об актуализации или разработке градостроительной документации на основании действующих российских нормативно-правовых актов.

Глава администрации Черноморского района республики Крым Людмила Глушко уже выразила благодарность Институту за оказанную поддержку и содействие по вопросам разработки проекта стратегии социально-экономического развития муниципального образования до 2035 года, а также подготовки научно-исследовательской работы по теме «Разработка пилотного проекта совершенствования системы управления развитием территории муниципального образования Черноморский район республики Крым», направив в адрес генерального директора ИТП «Град» А.Н. Береговских соответствующее письмо.

 

Справка

Первым утвержденным генеральным планом, созданным в рамках российского законодательства после воссоединения Крыма с Россией, в Республике стал проект генплана городского округа Симферополь (25 августа 2016 года Горсовет Симферополя единогласно принял генплан столицы Крыма), спроектированный ИТП «Град».

  

ОМСК

 

В 2017 году продолжалась работа над проектом концептуального мастер-плана Омска, шел совместный поиск механизмов для дальнейшего развития такого сложного пространственного и социального организма, каким является наш город. Результаты комплексных исследований и проектные решения по приоритетным направлениям развития Омска были представлены на ежегодном Рождественском саммите Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД) и III урбанистических чтениях в рамках конференции Института, где параллельно с лекционной частью велась работа практических площадок. Мастер-план стал настоящей творческой лабораторией, где генерируются яркие идеи, рождаются новые методы городских преобразований, развиваются личностные потенциалы.

Напомним, всего специалистами ИТП «Град», инициировавшими его создание, было организовано и проведено больше 20 открытых мероприятий (стратегические сессии, интерактивный опрос, проектные сессии, дискуссии с профессиональным сообществом, написание эссе, соц. исследования), в которых в разных форматах и формах приняли участие больше двух тысяч омичей. Результаты каждой встречи были обсуждены и интегрированы в мастер-план, отдельным блоком выделены городские ценности, способные стать основой будущих перемен. Документ учитывает вызовы, стоящие перед городом, изменяющиеся политические и экономические условия, сильные стороны Омска, а также предполагает гибкий пересмотр проекта и его актуализацию.

Страница разработки концептуального мастер-плана Омска.

 

В 2018 году Институт продолжает исследовать, разрабатывать концептуальные подходы и возможные варианты лучших решений по созданию комплексных информационно-аналитических систем управления развитием территорий; планомерно, системно и упорно переходить от «градостроительства» к комплексному «градоустройству».




 

 

 

 

X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка