А.Н. Береговских выступила с предложениями на заседании Экспертного совета в ГД РФ

 Вопросы формирования эффективной системы документов территориального планирования и градостроительного зонирования как основы комплексного и устойчивого развития территорий обсудили в Москве 26 марта на заседании Экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству.С вступительным словом выступил депутат ГД ФС РФ, Председатель Экспертного совета В.И. Ресин, традиционно сделав краткий обзор достижений отрасли и обратив внимание на множество нерешённых задач, упомянув при этом, что на настоящий момент в Градостроительный кодекс РФ внесли уже 99 поправок.

Участники вполголоса стали предлагать темы для 100-й поправки…

Н.Н. Антипина, статс-секретарь, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ, рассказала о состоянии дел по реализации целевых моделей «Разрешение на строительство и территориальное планирование» и «Регистрация прав», отметив при этом, что несмотря на почти стопроцентное наличие документов территориального планирования и градостроительного зонирования во всех регионах, качественные документы есть только в 22 регионах (кто посчитал и оценил, в докладе не было сказано), и что только качественная документация может обеспечить ожидаемые эффекты в сферах улучшения инвестиционного климата и качества городской среды.

С состоянием дел в системе территориального планирования в РФ на всех уровнях власти и местного самоуправления участников Экспертного совета познакомила Е.С. Чугуевская, обратив внимание на утверждение новых требований к цифровому описанию объектов, утверждённых в рамках работы по совершенствованию ФГИС ТП.

Системные предложения по кардинальной перестройке документов территориального планирования, градостроительного зонирования и по планировке территорий сделал А.Н. Колонтай, заместитель директора ГАУ «Институт генплана Москвы».

А.С. Курбатова поделилась опытом масштабной работы по созданию электронного комплекса документов территориального планирования и градостроительного зонирования по единым требованиям в Московской области.

Председатель Совета НП «Национальная Гильдия Градостроителей», советник РААСН, профессор МААМ, генеральный директор ИТП «Град» А.Н. Береговских выступила с предложениями, направленными на создание системы, обеспечивающей комплексное и устойчивое развитие территорий.

Предлагаем вашему вниманию тезисы выступления Анны Николаевны.

 Прежде всего следует сказать, что Градостроительным кодексом РФ документы территориального планирования и градостроительного зонирования не определены как система. Кодекс не выстраивает иерархии документов и не устанавливает однозначной соподчинённости и даже их согласованности между собой.

В настоящее время, несмотря на почти стопроцентное наличие утверждённых документов территориального планирования, они не обеспечивают комплексное и устойчивое развитие всех российских территорий, так как определяют только инфраструктурное развитие и то не в полной мере. Жилищная и промышленная политика, формирование комфортной городской среды, иное инвестиционное развитие оторваны от территориального планирования.

Правила землепользования и застройки устанавливают только градостроительный регламент по отношению к территориальным зонам, подлежащим застройке, но исключающим из сферы своего влияния лесной фонд, земли сельскохозяйственного назначения, территории общего пользования, к которым относятся улично-дорожная сеть, площади, набережные, парки и скверы – территории повышенной социальной ответственности, где, безусловно, осуществляется и градостроительная деятельность, часто напрямую противоречат документам территориального планирования, не соответствуют решениям документации по планировке территорий и не создают условий для размещения объектов федерального, регионального и местного значения, предусмотренных документами территориального планирования.

Документы территориального планирования и градостроительного зонирования не составляют основу комплексного и устойчивого развития территорий, так как оторваны от стратегического целеполагания. Также отсутствуют механизмы комплексной реализации документов территориального планирования, законом установлены три отдельные программы развития транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, которые не включают в себя мероприятия по развитию рекреационной инфраструктуры, административной и многих других.

Необходимо принятие срочных и решительных мер направленных на обеспечение комплексного и устойчивого социально-экономического и пространственного развития территорий РФ, её регионов и муниципальных образований.

Цели и задачи в виде приоритетов и целевых показателей территориального планирования должны определяться стратегиями социально-экономического и пространственного развития. Региональные и местные нормативы обеспеченности населения объектами инфраструктуры (взамен нормативам градостроительного проектирования) должны устанавливаться исходя из целевых показателей, определённых региональными и муниципальными стратегиями.

Территориальное зонирование должно прийти на смену категориям земель и устанавливать регламент использования всех территорий, в том числе лесных, сельскохозяйственных и других.

Территориальное планирование, градостроительное зонирование и планировку территорий (как минимум, общего пользования, а также территорий, предназначенных для создания объектов федерального, регионального и местного значения) необходимо перевести из формы отдельных документов в форму открытой электронной целевой модели управления развитием территорий, обеспеченной системой мониторинга и возможностью ежегодной настройки в зависимости от реальной инвестиционной деятельности и бюджетной обеспеченности. Градостроительное зонирование в системе должно выполнять роль неизменяемой (как минимум 7-10 лет) правовой основы, обеспечивающей гарантии прав собственности на недвижимость и права на город всем жителям.

Это картина будущего, к которой мы в любом случае придём. При хорошей организации, если руководствоваться посланием Президента и действительно осуществить прорыв в экономике и пространственном развитии страны, переход можно осуществить за 3 года, в том числе на перестройку законодательной базы потребуется 1 год.

В то же время, если нет возможности совершить реформу, можно пойти по традиционному пути – пути устранения точечных проблем, в том числе:

- установить обязательность принятия стратегий социально-экономического и пространственного развития, утверждающих приоритеты и целевые показатели развития относительно зафиксированных показателей современного состояния;

- установить обязательность утверждения нормативами градостроительного проектирования параметров обеспеченности и доступности объектов регионального и местного значения на основе целевых показателей с определением поэтапного их достижения;

-  обеспечить полную преемственность решений территориального планирования и градостроительного зонирования, определив однозначное главенство документов территориального планирования;

-  в целях отделения территорий приватного назначения от территорий общего пользования красными линиями установить обязательность утверждения проектов межевания существующих территорий общего пользования, в том числе улично-дорожных сетей;

- в целях установления главенства решений территориального планирования (в соответствии со стратегиями) перед документами градостроительного зонирования установить право документа территориального планирования решать вопросы по изменению границ населённых пунктов (тысячи людей годами стоят в очереди на получение земельного участка под строительство жилого дома в стране демографического кризиса!) или изменению функционального назначения территорий (в том числе путём выкупа), а также исключить норму об обязательности принадлежности существующего земельного участка одной территориальной зоне (оставив такую норму для образуемых и изменяемых земельных и иных участков);

-   установить норму об обязательности принятия единой комплексной программы реализации документов территориального планирования, включающей в себя подпрограммы развития коммунальной, транспортной, социальной и иных инфраструктур, а также программы реализации жилищной политики, программы «комфортная городская среда» и другие программы, принятые в соответствии со стратегиями или приоритетными национальными проектами;

-  установить главенство решений документации по планировке территорий перед правилами землепользования и застройки, разработанной и утверждённой в соответствии с ними, сведения о которых внесены в ЕГРН;

-   установить обязательность создания электронных целевых моделей управления развитием территорий регионов и входящих в их состав муниципальных образований, включающих в себя базу данных о существующих и планируемых объектах, обеспечивающих ведение мониторинга и внесения необходимых ежегодных изменений. Это позволит исключить регулярную (в среднем раз в 3 года) полную переработку всех документов территориального планирования и градостроительного зонирования без обеспеченности их согласованности. Модель также должна обеспечивать межведомственное и межуровневое взаимодействие, в том числе обеспечивать внесение сведений о границах населённых пунктов, территориальных зонах, красных линиях, зонах размещения объектов федерального, регионального и местного значения, границах образуемых и изменяемых земельных участков в ЕГРН, принимая из него сведения о ЗОУИТ, объектах культурного наследия, земельных участках и объектах капитального строительства для учёта в деятельности по территориальному планированию. Модель должна иметь в том числе открытый портал и обеспечивать бесплатный доступ к информационно-аналитическим ресурсам (государство приобретёт намного больше за счёт инвестиционного развития, роста экономики, чем за продажу сведений, необходимых для развития предпринимательской активности).

Озвученные предложения направлены на создание системы, обеспечивающей комплексное и устойчивое развитие территорий, полностью реализуемы и создадут благоприятные условия для последовательного улучшения качества среды и инвестиционной привлекательности российских территорий.

В заключении своего выступления А.Н. Береговских отметила, что в случае поддержки этих предложений членами Экспертного совета Национальная гильдия градостроителей готова принять участие в подготовке соответствующих законопроектов.

 

Кроме того, сообщаем, что с учётом мнений других экспертов, выступивших на заседании, предложений членов Совета Национальной гильдии градостроителей и всех заинтересованных в создании комплексной системы управления развитием территорий страны в ближайшее время предложения будут доработаны и направлены от имени Национальной гильдии градостроителей в Государственную Думу и профильные министерства.

X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка