А.Н. Береговских в Совете Федерации выступила на парламентских слушаниях «Актуальные проблемы территориального планирования»

В Москве 6 июня Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера провел парламентские слушания на тему «Актуальные проблемы территориального планирования».

В мероприятии приняли участие представители Минэкономразвития РФ, Минстроя России, Министерства транспорта РФ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научных и экспертных организаций, а также представители организаций, осуществляющих разработку документов территориального планирования, в том числе генеральный директор ИТП «Град», Председатель Совета НП «Национальная Гильдия Градостроителей» Анна Николаевна Береговских.

В ходе парламентских слушаний участники обсудили следующие вопросы:

– основные направления государственной политики в сфере территориального планирования;

– взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при подготовке и утверждении документов территориального планирования;

– роль и значение Федеральной государственной информационной системы территориального планирования, информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в информационном обеспечении территориального планирования, эффективность функционирования указанных информационных систем;

– обеспеченность документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

– организационные, технические, отраслевые и иные проблемы подготовки документов территориального планирования;

– пути повышения качества разработки и реализации документов территориального планирования.

 

С докладом «Территориальное планирование как неотъемлемая часть системы управления развитием российских территорий» выступила А.Н. Береговских.

Спикер начала своё выступление с предложения переосмыслить цели территориального планирования – пора прекратить заниматься планированием ради планирования, планирование необходимо для улучшения качества жизни и среды, для создания благоприятного предпринимательского климата, а значит оценивать территориальное планирование нужно не по количеству утверждённых документов, а по изменившимся показателям качества жизни, среды и делового климата.

Спикер отметила, что процессы совершенствования законодательного и иного нормативно-правового обеспечения, внедрения новейших методологий и технологий в управление развитием территорий в стране происходят крайне медленно, недопустимо медленно, учитывая скорости развития нового века, скорости наступления и внедрения во все жизненные сферы четвёртой промышленной революции.

Территориальное планирование «оторвано» от стратегического социально-экономического развития в большинстве регионов и муниципальных образованиях и «зажато» узкими ведомственными рамками – как правило, за территориальное планирование отвечают региональные министерства и муниципальные департаменты строительства и архитектуры. Что уже совершенно справедливо изменено на федеральном уровне – за координацию деятельности по территориальному планированию отвечает Минэкономразвития России. Территориальное планирование не может регулироваться строительными ведомствами, так как имеет надведомственную сущность и должно обеспечить сбалансированное развитие всех социальных сфер и отраслей экономики на территории страны, её регионов и муниципальных образований за счёт эффективного планирования и реализации планов за счёт бюджетных средств и частных инвестиций. Нужен последовательный переход от традиционного градостроительства к современному управлению развитием территорий и градоустройству.

Также территориальное планирование «оторвано» и от всех других компонент, призванных обеспечивать системное управление развитием территорий, в том числе реализацию документов территориального планирования и своевременное их изменение, «настройку» на современное социально-экономическое и инвестиционное состояние дел.

Действующие информационные системы, ФГИС ТП и ИСОГД практически не связаны друг с другом и почти не вовлечены в действительное обеспечение деятельности по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий и их реализации за счёт комплексных программ развития инфраструктур и инвестиционной деятельности. Притом нормативы градостроительного проектирования вместо того чтобы играть роль «ключа» от конкретных стратегий, определяющих приоритеты развития и имеющих целевые показатели к конкретному планированию, размещающему соответствующие целевым показателям объекты, имеют формальный характер и в большинстве своём дублируют федеральные своды правил и прочие нормативные документы, определяющие общие требования к планировке и её ограничениям безотносительно к специфике регионов и муниципальных образований.

 

В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отметил: «Все проекты, приоритеты: пространственное развитие, инвестиции в инфраструктуру, в образование, здравоохранение и экологию, в новые технологии и науку, меры поддержки экономики, содействие талантам, молодежи – все это призвано работать на одну стратегическую задачу – прорывное развитие России».

Что необходимо сделать, чтобы главный итоговый тезис послания Президента РФ мог быть реализован?

По мнению А.Н. Береговских, необходимо:

-       комплексно пересмотреть всю законодательную и нормативно-правовую базу и единовременно внести кардинальные изменения, обеспечивающие системность управления развитием территорий, в том числе стратегическое социально-экономическое и территориальное планирование, нормативное регулирование, градостроительное зонирование, планировку территорий, программы развития транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур и т.д. Необходимо законодательно закрепить цели всей системы планирования – создание благоприятной среды жизнедеятельности, а это значит, что территориальное планирование должно предусматривать не только размещение инфраструктурных объектов, но и быть увязанным с жилищной и инвестиционной политикой, с реализацией приоритетного национального проекта «Комфортная городская среда», со всеми вопросами, обеспечивающими гармоничное сбалансированное и эффективное развитие всех территорий. Необходимо разрешить всё нарастающие ведомственные конфликты вокруг установления границ «категорий земель» посредством полного перехода на функциональное и территориальное зонирование с установлением в единой системе градостроительных, лесохозяйственных, сельскохозяйственных и иных регламентов. Необходимо обеспечить полную взаимную согласованность всех принимаемых государственных и муниципальных решений в целях обеспечения государственных гарантий прав граждан как на город, так и на собственность на недвижимость;

-       решительно перейти на цифровое управление и планирование – современные технологии позволяют обеспечить значительно более высокий уровень принятия решений, обеспечить их связность на всех этапах и уровнях планирования, обеспечить постоянный мониторинг и своевременное изменение в отдельных элементах системы. В планировании должны использоваться математические модели, методы пространственного анализа, научные методы оценки эффективности (бюджетной, коммерческой, социальной) решений. Нужен переход от утверждения стандартного набора бумажных документов к цифровым решениям, к утверждению не документов, а объектов планирования, регулирования или ограничений;

-       полностью изменить отношение к ИСОГД, которые до сих пор являются лишь архивами принимаемых документов. Продолжить более быстрыми темпами развитие ФГИС ТП как системы, обеспечивающей межведомственное и межуровневое взаимодействие по всем вопросам, связанным с планированием и реализацией решений по развитию территорий. Нужны информационно-аналитические системы управления развитием территорий, базовую основу которых составляют цифровые целевые модели управления развитием территорий, содержащие базы данных обо всех необходимых объектах, характеризующих современное состояние и использование территорий, обо всех ограничениях, разрешениях и объектах регулирования. Цифровые целевые модели не только в разы минимизируют так называемые «градостроительные ошибки», затраты времени и финансовых средств на внесение необходимых изменений, но и будут обеспечивать необходимой, в том числе аналитической, информацией потенциальных и действующих инвесторов, всех граждан через специально созданные открытые порталы;

-       утвердить единые требования к программному обеспечению, технологиям и базам данных обо всех объектах, необходимых для создания информационно-аналитических систем управления развитием территорий, взяв за основу требования к цифровому отображению объектов территориального планирования, утверждённые в феврале 2018 года приказом № 10 Минэкономразвития России. Требования должны включать обязательность совместимости систем с другими действующими и будущими системами, такими как ЕГРН, ЕЭКО и другими. При этом нельзя устанавливать обязанность использования только ныне утверждённого бесплатного тиражируемого ПО, это неминуемо станет сдерживать прогресс, убивать так и не созданную ещё честную конкуренцию на рынке подготовки проектов и решений в сферах управления развитием территорий и градоустройства;

-       запретить проведение аукционов на право подготовки проектов стратегий социально-экономического развития, нормативов градостроительного проектирования, документов территориального планирования, документации по планировке территорий, правил землепользования и застройки, программ комплексного развития транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, программ благоустройства и других подобных документов. Необходимо для достижения качественного результата обеспечить проведение конкурсов, преимущественно организованных как конкурсы на выполнение научно-исследовательских работ, так как в каждом таком проекте результат в большой степени зависит от всесторонности исследования, от выбора методов прогнозирования и аналитики;

-       организовать масштабную научно-исследовательскую и образовательную деятельность во всех сферах управления развитием территорий. Сегодня научная деятельность в территориальном планировании подчинена строительной науке. РААСН подведомственна Минстрою России, и в её структуре практически отсутствует возможность проведения научных и прикладных исследований, направленных на поиск лучших методов управления развитием территорий и градоустройства, а «градостроительство» существует лишь как планировочная составляющая «архитектуры». Необходимо придание статуса науки пространственному (территориальному) планированию и градоустройству.

 

Докладчик подчеркнула, что за один год не перестроить всю систему во всей стране, но принять соответствующую нормативную базу и разрешить экспериментальную деятельность по разработке и внедрению новых методик и технологий тем регионам и муниципальным образованиям, которые способны на «прорыв», необходимо! При этом для полного перехода на новый подход нужно определить переходный период.

А.Н. Береговских обратила внимание присутствующих на ключевую задачу, без которой «прорыв» невозможен. Самым сложным является не разработка «нового пути», не реализация его в отдельно взятых регионах, а «выращивание» новых специалистов, создание новой науки, новой российской школы управления развитием территорий и градоустройства для постоянной работы на благо комплексного и устойчивого развития территорий всей России.

А.Н. Береговских в завершении своего выступления сказала, что все эти предложения сейчас учитываются при подготовке системного плана «Трансформация делового климата» в разделе «Территориальное планирование» на площадке Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов с участием Минэкономразвития, регионов, городов и экспертного профессионального сообщества, при активном участии Национальной Гильдии Градостроителей и ИТП «Град».

 

Подводя итоги парламентских слушаний, первый заместитель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.М. Чернецкий высоко оценил предложения А.Н. Береговских, назвав их главными прозвучавшими на слушаниях словами.

Также А.М. Чернецкий обратился к заместителям министров Минэкономразвития и Минстроя России, рапортовавшим в своих докладах о почти стопроцентном завершении территориального планирования в стране, со словами: «Нельзя убаюкиваться цифрами, это не документы, а заметки на полях! Вы думаете, что вы вот так просто сейчас все эти документы оцифруете, и все всё будут видеть, все всё будут знать, и всё как-то само притрётся? Нужно обеспечивать согласованность и реализуемость решений! Нужны регламенты проникновения решений всех уровней в целостной системе управления!»

А.М. Чернецкий обратился ко всем участникам с просьбой направить свои предложения в Комитет в течение недели и пообещал, что все предложения будут тщательно изучены и проект резолюции будет серьёзно доработан.

X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка