Механизмы повышения привлекательности общественного транспорта на примере Омска

Аватар пользователя Роман Ковалев

Материал подготовлен во время обучения по образовательной программе Высшей школы урбанистики (курс повышения квалификации по профессии «Градостроитель» «Основы градостроительного регулирования и транспортного планирования»).



Эффективность. Смена парадигмы

Важно правильно оценивать эффективность ОТ. Самым обсуждаемым аспектом эффективности в Омске считается экономические показатели. Сегодня в Омске эффективный транспорт – прибыльный транспорт. При этом муниципальные предприятия убыточны и требуют дотаций, частные - прибыльны, но тоже требуют дотаций. Это не современный подход, порожденный скрещением в мозгах людей экономического невежества и святой веры в частное предпринимательство, как антагониста ужасного государства. Эффективный транспорт – это функция города, как водопровод, канализация и т.д. Это то, что делает город городом. Подходы к экономической оценке, релевантные для парикмахерской или лотка с мороженным, не работают с общественным транспортом. Экономический эффект городского транспорта не прямой и влияет на привлекательность города, его конкурентность в борьбе за человека; влияет на экономическую деятельность жителей города, позволяя горожанам быть более эффективными.

Итак, первый пункт повышения привлекательности ОТ – правильное понимание того, что такое общественный транспорт и как необходимо оценивать его экономическую эффективность.

Общественный договор. Стратегия развития

Проводить реформы не объяснив, что, как и зачем – первый и самый большой шаг к провалу. Повысить привлекательность ОТ невозможно, не договорившись с жителями о том, как это будет сделано. Договориться с жителями можно только тогда, когда всем понятна стратегия развития ОТ. К сожалению, в Омске такой стратегии нет, все решения принимаются кулуарно, не объясняются. Естественно – допустим эти решения были бы верными – они наталкиваются на сопротивления жителей, подогретые частными перевозчиками, чьи интересы не были учтены.

Второй важный аспект – широкая общественная дискуссия с включением всех заинтересованных сторон: горожане, эксперты, перевозчики, которая станет основой для разработки стратегии развития ОТ.

Передовой опыт. Эксперименты

Взявшись за разработку стратегии развития ОТ, вы удивитесь что транспортная наука не стояла все это время на месте. Страны с наиболее эффективными транспортными системами выработали систему мер по оптимизации общественного транспорта.

В первую очередь, речь идет о приоритете общественного транспорта над личным. Для всех жителей выгодно, чтобы как можно больше людей использовали для ежедневных поездок общественный транспорт. Чем больше людей выбирает ОТ, тем выше его эффективность: снижается загруженность улиц, повышается мобильность, избавляясь от лишнего транспорта, улицы превращаются в общественные пространства, где развивается бизнес, улучшается экология. Личный автомобиль никому не нужен в городе кроме его владельца. Понимая важность приоритета ОТ, можно переходить к проектным решениям, которые зафиксируют этот приоритет на улицах города: выделенные линии, платная парковка для личного транспорта, снижение скорости потока до 40 км/ч.

Изменение траснпортной политики. Проектные решения

В Омске не до конца уничтожены трамвайные линии и существует недостроенная инфраструктура метро – это дает возможность для планирования системы ЛРТ. При нынешнем бюджете и системе управления городом всерьез говорить о быстром развитии скоростного трамвая невозможно. Хорошим вариантом мог бы стать система BRT. Метробус требует гораздо меньше вложений в инфраструктуру, но позволит зафиксировать на городских улицах и в головах людей новую транспортную политику, продемонстрировать преимущества эффективного ОТ, повысить привлекательность ОТ. Автобус, ходящий по расписанию и без пробок – это чудо, которое перевернет сознание омичей.

Ввести Спецификацию общественного транспорта

Перестроить структуру общественного транспорта, разделив его на два уровня: общегородской и локальный.

  • Общегородской общественный транспорт

Связывает городские районы, позволяя жителям быстро и комфортно перемещаться по всему городу.

Сформировать систему общегородского общественного транспорта может система внеуличного, например, легкого рельсового транспорта (скоростной трамвай).

Выполняя схожую с метрополитеном функцию, ЛРТ более экономичен, экологичен. Для его строительства можно использовать существующие трамвайные пути, модернизировав их. Для надежной коммуникации полицентричного города необходимы и альтернативные связи, которые могут быть обеспечены за счет автобусного движения по выделенным линиям на магистральных улицах.

  • Локальный общественный транспорт

Связывает территории внутри городского района, обеспечивает транзит от жилых районов к общественным подцентрам и доступ к линиям общегородского транспорта.

Такие маршруты должны иметь более разветвленную сеть и не повторять общегородские линии. Подвижной состав должен формироваться из автобусов и троллейбусов. Средняя продолжительность поездки не должна составлять больше 10 минут

За счет создания капиллярной сетки локальных маршрутов каждый житель Омска получит доступ к высококачественному общественному транспорту, сможет эффективнее планировать свои поездки и экономить время.

Мысли по обустройству транспортной системы Омска

Параллельное наведение порядка в структуре перевозчиков, ликвидация автобусов малой вместительности, радикальное снижение доли наличного расчета приведет к изменению восприятия городского транспорта: из хаотичного, опасного, неудобного и непредсказуемого ОТ превратится в самый эффективный и удобный способ перемещения по городу.

В итоге для повышения привлекательности общественного транспорта в Омске необходимо сделать три вещи:

  • Пересмотреть подход к оценке эффективности ОТ
  • Разработать совместно с жителями и экспертами, стратегию развития ОТ
  • Начать действовать

 

 

Комментарии

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
АНТИСПАМ
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка