ПРОЕКТЫ МЕЖЕВАНИЯ КАК ОСНОВА КОМПЛЕКСНЫХ КАДАСТРОВЫХ РАБОТ

Аватар пользователя Гемпик Екатерина

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р утверждены целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, в том числе целевая модель «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества», предусматривающая организацию и проведение комплексных кадастровых работ, направленных на повышение количества земельных участков, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), с границами, установленными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Целевое значение доли количества земельных участков в ЕГРН с границами, установленными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в общем количестве земельных участков, учтенных в ЕГРН, к 31.12.2021 должно достигнуть 80 процентов, а в перспективе – 100 процентов. Для достижения целевого показателя в установленный срок должны быть организованы и выполнены кадастровые работы.

Целевая модель – не единственный программный документ, определяющий комплексные кадастровые работы в качестве необходимого условия повышения качества сведений ЕГРН.

План мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 № 2236-р, контрольным сроком завершения кадастровых работ по уточнению границ земельных участков в массовом порядке и внесения всех необходимых сведений в ЕГРН определил март 2018 года. Ответственными за реализацию мероприятия являются Минэкономразвития России, Росреестр и органы местного самоуправления.

Качество данных ЕГРН, а также официальные открытые данные органов власти однозначно свидетельствуют о недостижимости вышеуказанного результата к марту 2018 года. Так, согласно плану мероприятий («дорожной карте») по внедрению в Ямало-Ненецком автономном округе в 2017–2021 годах целевой модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности по направлению «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества», утвержденному распоряжением Правительства ЯНАО от 14.02.2017 № 85-рп, доля количества земельных участков в ЕГРН с границами, установленными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в общем количестве земельных участков, учтенных в ЕГРН, на февраль 2017 года составила 55 процентов.

Внесение всех необходимых сведений в ЕГРН при определенных условиях могло быть осуществлено к марту 2018 года в рамках отдельно взятого муниципального образования, но не на уровне региона, и, тем более, всей страны.

В отсутствие активных действий со стороны ответственных лиц показатели целевой модели также не будут достигнуты в установленные сроки.

Достижение заветного результата призваны обеспечить комплексные кадастровые работы.

Федеральный закон от 22.12.2014 № 447-ФЗ, устанавливающий на законодательном уровне порядок проведения за счет средств федерального и (или) региональных, местных бюджетов кадастровых работ по уточнению границ земельных участков в массовом порядке, вступил в силу в январе 2014 года. Однако такие работы до настоящего времени массово не выполнялись.

Согласно п. 1 ст. 42.2 гл. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – ФЗ № 221-ФЗ) заказчиком комплексных кадастровых работ является уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа.

Согласно п. 2 ст. 42.2 гл. 4.1 ФЗ № 221-ФЗ финансирование выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) бюджетов муниципальных районов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий из федерального бюджета.

К основным причинам нежелания правоприменителя использовать предложенный механизм можно отнести огромный объем работ и ограниченность финансовых ресурсов.

Так, в опубликованных Итогах законодательной деятельности Сахалинской областной Думы за 1 полугодие 2017 года отмечается следующее:

1. Для проведения комплексных кадастровых работ необходимо в первоочередном порядке обеспечить разработку и утверждение проектной документации (проекты межевания территории), что потребует дополнительных временных и финансовых затрат.

2. Доля проектной документации у муниципальных образований Сахалинской области в среднем составляет не более 22 процентов.

3. По предварительным подсчетам Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области, потребность в средствах на проведение комплексных кадастровых работ в отношении земельных участков – 5,4 млрд руб. (из них 5,26 млрд руб. необходимо для выполнения кадастровых работ в отношении земель лесного фонда, являющихся собственностью Российской Федерации) [1].

Федеральным законом от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на субсидии на проведение комплексных кадастровых работ в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 – 2020 годы)» (далее – Программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2013 № 903, выделено 500 000 тыс. руб. Для стабилизации ситуации Росреестром в Минэкономразвития России направлено предложение о продлении сроков реализации программы до 2021 года и увеличении финансирования.

Правила определения общего объема средств федерального бюджета, ежегодно предусматриваемых на финансовое обеспечение проведения комплексных кадастровых работ, предоставления и распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на указанные цели приведены в Приложении № 7 к Программе.

В соответствии с ч. 3 ст. 42.6 ФЗ № 221-ФЗ комплексные кадастровые работы на территории населенных пунктов выполняются только при наличии утвержденного в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории соответствующего элемента или соответствующих элементов планировочной структуры.

В этой связи критериями отбора для предоставления субсидий является гарантийное письмо о выполнении требования о наличии для территорий населенного пункта, включенных в перечень кадастровых кварталов для комплексных кадастровых работ, утвержденных проектов межевания территории соответствующих элементов планировочной структуры, а также об актуализации соответствующих актов.

Согласно ч. 2 ст. 42.1 ФЗ № 221-ФЗ в результате выполнения комплексных кадастровых работ:

-             осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков;

-          осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке;

-             обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами;

-        обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;

-           обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.

Согласно требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – ФЗ № 373-ФЗ):

-           подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков;

-      применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, а также не планируется размещение линейных объектов, допускается подготовка проекта межевания территории без подготовки проекта планировки территории.

Росреестр, разъясняя вопросы выполнения комплексных кадастровых работ, в протоколе совещания по вопросам выполнения комплексных кадастровых работ на территории субъектов Российской Федерации от 04.05.2017, проведенного в режиме видео-конференц связи при участии представителей Управления Росреестра по Астраханской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Астраханской области, Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области, органов власти Астраханской области, а также органов местного самоуправления, на территории которых проводятся кадастровые работы в Астраханской области, указал следующее [2]:

-        ФЗ № 221-ФЗ не запрещено выполнение комплексных кадастровых работ в отношении всего кадастрового квартала, если проект межевания территории утвержден только в отношении элемента планировочной структуры;

-     определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков возможно только в рамках данного элемента планировочной структуры, тогда как уточнение местоположения границ земельных участков и исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости возможно в отношении всего кадастрового квартала.

С учетом вышеизложенного для обеспечения организации комплексных кадастровых работ и получения софинансирования органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо обеспечить, в первую очередь, разработку и утверждение:

-    проектов межевания территорий, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения (в границах которых не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, а также не планируется размещение линейных объектов (далее – территории, не подлежащие развитию);

-        проектов планировки территории и проектов межевания территорий общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.

Отсутствие необходимости утверждения проектов межевания всех территорий кадастровых кварталов, в отношении которых планируется выполнение комплексных работ, позволит значительно сократить вышеуказанные расходы в части расходов на разработку и утверждение документации по планировке территории.

Немаловажное значение для качественного и своевременного выполнения комплексных кадастровых работ (а значит, с оптимальными временными и финансовыми затратами) имеет выбор разработчика проекта.

И если для разработки проектов межевания территорий, не подлежащих развитию, может быть достаточно дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений и некоторого опыта подготовки и выполнения кадастровых работ, то для разработки проектов планировки и межевания территорий общего пользования, а также обоснования местоположения территорий, не подлежащих развитию, просто необходимо наличие знаний, умений и характеристик, а также опыта работы, предусмотренных профессиональным стандартом «Градостроитель» [3].

 

  1. Итоги законодательной деятельности Сахалинской областной Думы за 1 полугодие 2017 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Сахалинской областной Думы. Режим доступа: http://www.dumasakhalin.ru/activity/results/article4817 (дата обращения 10.02.2018).
  2. Разъяснения Росреестра по выполнению комплексных кадастровых работ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области. Режим доступа: https://augi.astrobl.ru/press-release/razyasneniya-rosreestra-po-vypolneniyu-kompleksnyh-kadastrovyh-rabot (дата обращения 10.02.2018).
  3. Приказ Минтруда России от 17.03.2016 № 110н «Об утверждении профессионального стандарта «Градостроитель» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 10.02.2018).

 Примечание: статья опубликована в сборнике материалов ежегодной научно-технической конференции ИТП "Град" "Градостроительной планирование и управление, качество среды и предпринимательский климат" (24-28 апреля 2018 года). Омск, 2018. 186 с.

Комментарии

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
АНТИСПАМ
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка