О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 29.12.2017 № 455-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Аватар пользователя Вероника Пашнина

В конце декабря прошлого года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2017 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – федеральный закон), которым, помимо Градостроительного кодекса Российской Федерации, были внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», иные федеральные законы.

Проект принятого федерального закона был подготовлен в целях расширения возможностей участия граждан в принятии решений органами исполнительной власти в области градостроительной деятельности и направлен на реализацию поручений Президента Российской Федерации о развитии института общественных слушаний по градостроительной деятельности, данных по итогам конференции «Форум действий» Общероссийского движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ».

Основные задачи нововведений – повышение уровня информированности граждан о градостроительном проекте и снижение временных и организационных затрат со стороны жителей на проведение общественных обсуждений.

Суть вступивших в силу изменений состоит в том, что наряду с публичными слушаниями федеральным законом предусматривается проведение общественных обсуждений. Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» общественные обсуждения и публичные слушания являются формами общественного контроля. Какую из форм использовать, решают непосредственно органы местного самоуправления. В связи с этим возникает вопрос, вправе ли данные органы закрепить в соответствующих нормативно-правовых актах проведение и общественных обсуждений, и публичных слушаний либо они должны выбрать одну из форм?

Для начала разберемся более подробно в произошедших изменениях. Так, федеральный закон в качестве альтернативы публичным слушаниям (данный институт также остается в действующем законодательстве – в первых редакциях законопроекта предлагалось полное исключение института публичных слушаний из правового поля и замена его новым институтом общественных обсуждений) закрепил проведение общественных обсуждений по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. На решение законодателя сохранить институт публичных слушаний повлияло замечание Комитета Государственной Думы Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления о том, что еще в 2010 году Конституционный суд Российской Федерации своим определением указал, что федеральный законодатель, определив публично-правовой институт – публичные слушания, дал возможность заинтересованному лицу представить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений, которая не только выражает предложения по обсуждаемым вопросам, но и в ходе обсуждения выявляет разногласия и позволяет в процессе спора прийти к коллективному согласованному решению, что электронные институты общественных обсуждений в принципе исключают [1].

В целом, можно выявить два отличия между процедурами проведения общественных обсуждений и публичных слушаний:

  1. Общественные обсуждения проводятся с использованием информационных систем и интернета. При этом в целях соблюдения прав граждан, не имеющих доступа к сети, при проведении общественных обсуждений предоставляется доступ к официальному сайту, информационным системам в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) помещениях органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций.
  2. В процедуре общественных обсуждений отсутствует этап проведения собрания или собраний участников, который, как уже было сказано выше, является неотъемлемой частью публичных слушаний.

Поэтапный порядок проведения общественных обсуждений и публичных слушаний приведен в табл. 1.

 

Таблица 1 – Отличия между процедурами проведения общественных обсуждений и публичных слушаний

Общественные обсуждения

Публичные слушания

1) оповещение о начале общественных обсуждений;

1) оповещение о начале публичных слушаний;

 

2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;

 

2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;

3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях;

 

3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;

 

4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;

4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений;

5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний;

 

5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений

6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний

 

Здесь стоит оговорить, что согласно федеральному закону, в ходе работы экспозиции или экспозиций должны быть организованы: консультирование посетителей экспозиции, распространение информационных материалов о проекте, подлежащем рассмотрению. Консультирование посетителей экспозиции осуществляется представителями уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления или созданного им коллегиального совещательного органа и (или) разработчика проекта, подлежащего рассмотрению. В свою очередь, участники общественных обсуждений или публичных слушаний имеют право вносить предложения и замечания по проекту в письменной или устной форме. Таким образом, на наш взгляд, проведение экспозиции в ходе общественных обсуждений в какой-то мере является альтернативой проведению собрания, так как участник может получить полноценную консультацию и оставить свои предложения и замечания.

Возвращаясь к вопросу о том, можно ли в муниципальном нормативно-правовом акте закрепить проведение как общественных обсуждений, так и публичных слушаний обратимся к части 2 статьи 18 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», в которой говорится о том, что общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах. Следовательно, закрепление одновременно двух форм общественного контроля не будет противоречить законодательству. Такая практика может быть актуальной, например, для муниципальных образований, в границах которых расположена межселенная территория. По проектам, касающимся населенных пунктов, такие муниципалитеты будут иметь возможность проводить публичные слушания, а на межселенной территории, где зачастую не требуется очное собрание участников ввиду отсутствия жителей, – общественные обсуждения. Возвращаясь к вышесказанному, отметим, что в том случае, если муниципальным правовым актом закреплена только такая форма общественного контроля как общественные обсуждения, но появилась необходимость обеспечения личного участия граждан, то явку населения, а также консультирование посетителей можно обеспечить в ходе проведения экспозиции. Конкретные виды документов территориального планирования и градостроительного зонирования с указанием формы общественного контроля могут быть закреплены в муниципальных нормативно-правовых актах об общественном контроле. Также не противоречит законодательству указание непосредственно при принятии решения о подготовке градостроительной документации той формы общественного контроля, которая будет применяться в данном конкретном случае.

Кроме того, федеральным законом устанавливаются требования к информационным системам и сайтам, предназначенным для проведения общественных обсуждений, в соответствии с которыми они должны будут обеспечивать возможность проверки участником таких обсуждений полноты и достоверности отражения своей позиции и возможность получать информацию об итогах общественных обсуждений, о количестве их участников. В случае, когда муниципалитетом не планируется создание единой информационной системы для проведения общественных обсуждений, сервисы, предусматривающие проведение общественных обсуждений с использованием сайта или существующих информационных систем, могут быть разработаны для конкретного проекта. Требования к таким сервисам могут быть установлены непосредственно в техническом задании на разработку градостроительной документации.

ИТП «Град» имеет опыт создания подобных ресурсов для информирования граждан о ходе разработки генерального плана города Симферополя (рис. 1), а также для учета мнения жителей Омска и Новокузнецка об уровне благоустройства разных районов их города (рис. 2).

Рисунок 1 – Ресурс для информирования граждан о ходе разработки генерального плана города Симферополя

Рисунок 2 – Ресурс для учета мнения жителей Омска и Новокузнецка «Где-Где?!»

Также федеральным законом устанавливаются обязанности организатора общественных обсуждений или публичных слушаний, требования к участникам и их обязательная идентификация, порядок оформления и учета результатов.

Реализация требований федерального закона предполагает решение органами местного самоуправления ряда вопросов, среди них:

-              выбор одной из форм общественного контроля или использование обеих;

-       создание единой информационной системы для проведения общественных обсуждений или использование автономных ресурсов для каждого рассматриваемого проекта.

Принятые решения в срок до 01.07.2018 должны быть закреплены в муниципальных правовых актах.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что положения нового федерального закона при всей их неоднозначности в случае эффективной реализации действительно могут способствовать оптимизации процесса проведения обсуждений по градостроительным проектам, а также повышению открытости и прозрачности данных процедур. Вместе с тем, остаются вопросы, связанные с применением федерального закона на муниципальном уровне, требующие детальной проработки и уточнения. Продуктивность работы нового института общественного контроля покажет практика.

 

  1. Решение Конституционного суда Российской Федерации от 15.07.2010 № 931-О-О/2010.

 



Комментарии

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
АНТИСПАМ
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка