Комплексное планирование инвестиционного развития территории муниципального образования

Актуальность

В настоящее время, планирование инвестиционного развития территории является одним из важнейших элементов муниципального управления. Как правило, цели, задачи и мероприятия в области деятельности по обеспечению инвестиционного развития территорий формулируются органами местного самоуправления в градостроительных документах (в том числе, в генеральных  планах) и муниципальных программах, предусматривающих строительство объектов местного значения в сфере транспортной, инженерной и социальной инфраструктур.

В настоящее время, Градостроительным кодексом РФ (ст. 26) предусмотрен механизм реализации генеральных планов, предусматривающий разработку и утверждение долгосрочных целевых программ, пришедший на смену разработке плана реализации генерального плана.

В 2012 г. утверждена Дорожная карта «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства». Этот документ определил, что в скором времени для органов местного самоуправления городских поселений и городских округов станет обязательным утверждать долгосрочные программы по реализации генеральных планов, предусматривающие мероприятия по строительству транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры в соответствии с документами территориального планирования и источники их финансирования, а также введение дифференцированного подхода к  перечню обязательств застройщика (устанавливаемых органом местного  самоуправления) по созданию городской инфраструктуры в зависимости от инвестиционной привлекательности муниципального образования.

Сегодня решения генерального плана касаются множества сфер (транспорт, коммунальная инфраструктура, социальная инфраструктура и др.).

При этом, за планирование развития этих сфер зачастую отвечают разные органы местного самоуправления. Отдельными органами власти в пределах их полномочий регулярно разрабатываются целевые программы. Фактически, мероприятия распределены по разным документам, комплексный мониторинг их реализации требует значительного времени сотрудников органов местного самоуправления.

Определение работы

Комплексное планирование инвестиционного развития территории муниципального образования предполагает разработку проекта долгосрочной целевой программы по реализации генерального плана, а также совокупности аналитических и маркетинговых документов, которые необходимы для принятия обоснованных управленческих решений по реализации градостроительной политики (концепция инвестиционного развития территории и план реализации генерального плана).

Цель работы

Цель разработки комплекса документов по планированию инвестиционного развития территории – создание единой системы мероприятий, необходимых для реализации долгосрочной политики по развитию территории муниципального образования (в том числе, по реализации генерального плана).

Состав работы

Подход Института к разработке комплекса документов по планированию реализации генеральных планов имеет ряд особенностей, обеспечивающих формирование системного видения о будущих инвестиционных процессах на территории города:

  1. Составление полного перечня необходимых мероприятий по реализации генерального плана (в т.ч., по строительству объектов местного значения) с указание сроков реализации, стоимости, источников финансирования и др.
  2. Наглядное графическое представление мест реализации планируемых мероприятий на схемах (картах).
  3. Применение современных  методов математического моделирования для выявления перспективных инвестиционных площадок на территории муниципального образования и оценки их инвестиционной привлекательности.
  4. Выявление инвестиционных площадок на территории города, определение их архитектурно-планировочных и технических характеристик.
  5. Определение основных мероприятий по освоению каждой из инвестиционных площадок. Определение стоимости, сроков реализации источников финансирования и других характеристик мероприятий по освоению каждой из инвестиционных площадок.
  6. Определение показателей коммерческого эффекта и бюджетного эффекта от освоения каждой инвестиционной площадки с применением математических методов оценки потенциальной экономической эффективности реализации проектов на рынке недвижимости.
  7. Описание последовательности действий всех субъектов градостроительных отношений (частные инвесторы, органы местного самоуправления, органы государственной власти и т.д.) в процессе освоения инвестиционных площадок.
  8. Составление инвестиционных паспортов для каждой инвестиционной площадки.
  9. Разработка проектов градостроительных планов земельных участков для каждой из инвестиционных площадок.
  10. Подготовка наглядных карт (схем) инвестиционного освоения территория (отображаются инвестиционные площадки на территории города и их характеристики).
  11. Подготовка материалов для создания инвестиционного web-портала, либо непосредственное создание инвестиционного web-портала и его наполнение.

Преимущества подхода

  1. Обеспечивается комплексное видение всего спектра мероприятий, необходимых для реализации генерального плана.
  2. Обеспечивается оценка стоимости и сроков реализации всех мероприятий.
  3. В Концепции инвестиционного развития оценивается привлекательность участков территории муниципального образования и рассчитываются затраты на их освоение, что позволяет:
    • сформировать предложения по дифференцированию подхода к созданию городской инфраструктуры;
    • использовать Концепцию для повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования, разработки маркетинговых материалов, привлечения инвесторов.

Виды конечных результатов выполнения работы

В состав документов по планированию инвестиционного развития территорий муниципальных образований входят:

  • Концепция инвестиционного развития территории муниципального образования;
  • План реализации генерального плана;
  • Долгосрочная целевая программа по реализации генерального плана либо комплексная разработка (корректировка) документов социально-экономического планирования на основе изменений в градостроительной документации субъекта РФ и муниципальных образований.

Опыт выполнения подобных работ

Институтом территориального планирования «Град» накоплен большой опыт разработки документов, содержащих в себе концепцию инвестиционного развития территории и планы реализации генерального плана муниципальных образований (в том числе, городских округов). Всего насчитывается более 70 проектов, в том числе:

  1. Разработка комплексного проекта развития территории муниципального образования «Город Магадан», в состав которого вошли программа инвестиционного развития и план реализации генерального плана.
  2. Программа инвестиционного освоения территории города Ханты-Мансийск.
  3. Программа инвестиционного освоения территории городского округа Новый Уренгой.
  4. Разработка комплексной системы управления развитием территории городского округа Салехард, в том числе корректировка проекта плана реализации генерального плана.
  5. Разработка плана реализации Генерального плана муниципального образования городской округ город Ишим.
  6. Создание системы градостроительного кадастра (комплексный проект системы управления территориальным развитием) городского округа г. Нижневартовск, в том числе доработка существующего проекта плана реализации генерального плана и создание электронной модели поэтапного освоения территории города и программа инвестиционного освоения территории городского округа.
  7. Разработка комплексной системы управления территории г. Лабытнанги, в том числе программы поэтапного инвестиционного освоения территории.

 В разделе «Для заказчика» предложено типовое градостроительное задание на разработку комплекса документов планирования реализации генерального плана городского округа, городского поселения.

Добавьте материалы к проекту

X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка