Завершен 2 этап внедрения системы управления развитием территории г.Новосибирска

Аватар пользователя Маглов Эдуард
Маглов Эдуард

В 2013 году ИТП «Град» завершил работы по 2 этапу реализации проекта «Разработка технологии и реализация комплекса геоинформационных систем предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций в области градостроительства в электронной форме с использованием геоинформационного портала города Новосибирска» по заказу Департамента строительства и архитектуры Мэрии города (далее ДСиА). 

Автор фото - Gelio (Степанов Слава)

После завершения работ прошло некоторое время, в данный момент проект находится в стадии активной технической поддержки, поэтому можно отдышаться, оглянуться назад и спокойно рассказать о том, что же мы создали. Данной статьей я хочу начать серию публикаций о выполненных работах в проекте, их результатах и принятых решениях. Предлагаю сначала взглянуть  на проект в целом, а в следующих статьях сделаю акценты на решении отдельных задач.

Про цели и задачи проекта


Основную цель проекта можно сформулировать следующим образом:  «Формирование единого информационного ресурса непротиворечивых и полных данных по объектам градостроительной деятельности в процессе предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций, организация доступа к данным информационных систем в смежных подразделениях, публикация данных заинтересованным лицам».

Таким образом, в результате работ требовалось получить:

  • единое хранилище данных по предоставленным услугам;
  • систему поддержания данных в актуальном состоянии по результатам предоставленных услуг;
  • систему контроля над сроками предоставления услуг;
  • публичный информационный ресурс;
  • возможность обмена данными со смежными информационными системами.

Про первый этап


Второй этап работ стал продолжением первого этапа, выполненного в 2011-2012 годы. В рамках первого этапа была подготовлена платформа автоматизации муниципальных услуг и проведены работы по их автоматизации в рамках работы комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска:

  • по предоставлению земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов;
  • по формированию земельных участков в целях их предоставления для строительства без предварительного согласования места размещения объекта;
  • по предоставлению земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объектов с проведением торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов;
  • по утверждению границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения;
  • по развитию застроенной территории.

Всего была проведена автоматизация более 20 процессов предоставления услуг и осуществления функций, в работу с системой вовлечено более 25 сотрудников ДСиА.

Выполнение работ первого этапа, опыт эксплуатации системы позволили более точно сформировать требования к функциональным возможностям программного обеспечения.

Про задачи второго этапа


Результаты первого этапа убедили, что актуальность данных при автоматизации процессов предоставления услуг заметно улучшилась, поэтому необходимо (1) автоматизировать все процессы предоставления услуг.

Однако функционирование каждого процесса периодически требует внесения изменений в части состава и порядка административных процедур, в части содержания форм этих процедур, в части оформления шаблонов проектов документов. Поэтому решено было (2) создать инструменты конфигурирования процессов.

Существование изолированного сегмента локальной вычислительной сети (далее ИЛВС) осложняло подключение к единой базе данных целого отдела, а также специалистов, подготавливающих схемы расположения земельных участков и градостроительные планы. Необходимость в ИЛВС была связана с использованием в работе планшетов топографической основы М 1:500 и законодательными ограничениями по их использованию. Таким образом, потребовалось (3) реализовать механизм контролируемой передачи планшетов топографической основы М 1:500 на рабочее место специалиста в открытой сети.

Практически в каждом отделе  существовали локальные ресурсы данных. Как правило, это были небольшие базы данных на MS Access, файлы ГИС MapInfo, реестры в MS Excel. Многие из них были выявлены в первом этапе, значительную часть этих локальных ресурсов предстояло (4) выявить, проанализировать необходимость в таких данных, импортировать эти данные в единое хранилище.

Помимо локальных ресурсов существовали ранее созданные информационные системы (АИСОГД), а также информационные системы других подразделений мэрии: система электронного документооборота мэрии на платформе «EOSforSharepoint» (далее СЭД), система автоматизированного учета муниципального имущества (далее САУМИ) департамента земельных и имущественных отношений. Каждая из этих систем обладает набором данных, которые потребуются в процессах предоставления услуг, поэтому потребовалось (5) реализовать интеграцию с этими информационными системами.

Обеспечения публичности данных решено было реализовать посредством (6) создания публичной web-карты.

Для систематизированного хранения утвержденной градостроительной документации в базе данных требовалось (7) создание системы требований к градостроительной документации, а также инструментов проверки соответствия документации этой системе, инструментов загрузки документации в базу данных.

Про процессы предоставления услуг


Расширен список автоматизированных муниципальных услуг и функций. К процессам, разработанным на первом этапе, присоединились:

  • подготовка и утверждение градостроительного плана земельного участка;
  • предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства;
  • предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка;
  • предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства;
  • подготовка внесения изменений в правила землепользования и застройки;
  • прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения;
  • принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение;
  • подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства;
  • подготовка и выдача разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию.

По каждой из этих услуг выполнены работы от обследования существующего состояния до внедрения готового решения с обучением пользователей. Более подробно о том, какие работы выполняются при автоматизации процесс предоставления услуги, поговорим в следующих статьях.

На начало октября 2013 года мы располагаем следующей статистикой:

  • разработано и запущено в работу более 35 процессов;
  • в системе с процессами предоставления услуг активно работают более 40 сотрудников из 13 отделов;
  • административных процедур в работе более 1 500;
  • завершенных административных процедур более 50 000.

Про инструменты


Для автоматизации новых процессов предоставления услуг и осуществления функций, а также для внесения изменений в уже внедренные процессы созданы соответствующие инструменты:

Указанные инструменты позволяют обеспечить независимость заказчика работ от исполнителя при необходимости внести изменения во внедренные решения по истечении сроков гарантийного обслуживания.

Про топографическую основу М 1:500


Значительной частью работ стало создание механизма передачи планшетов топографической основы М 1:500 из закрытой сети на рабочие места специалистов в открытой сети мэрии. При этом требовалось соблюсти условия:

  • планшет не хранится на компьютере исполнителя;
  • планшет невозможно сохранить в виде геопривязанного изображения;
  • совокупная площадь одновременно загруженных в систему планшетов не должна превышать 25 000 кв. км.

Для решения задачи был разработан сервис заказа и предоставления планшетов на основе протокола Web Map Service. Для организации канала контролируемой передачи данных из ЗЛВС в открытую сеть мэрии потребовалось установить аппаратный сетевой экран, что успешно сделали наши партнеры, специализирующиеся на защите данных.

Задачу успешно решили, а значит специалистов, которые регулярно работают с планшетами топографической основы М 1:500 при подготовке схем расположения земельных участков, градостроительных планов и ситуационных схем, удалось вызволить из подполья подключить к общей сети мэрии, к общим данным, к единому информационному пространству, корпоративной почте и прочим «ИТ-радостям».

Кроме того, решение этой задачи позволило организовать доступ к работе с планшетами сотрудников смежных подразделений мэрии, например, для создания схем расположения рекламных объектов.

Про интеграцию и объединение ресурсов


К моменту начала работ в различных подразделениях сотрудники заказчика вели множество информационных ресурсов с пространственными объектами различного характера, реестрами документов. Требовалось проанализировать какие из этих ресурсов потребуется вести в дальнейшем,  какие нужны как справочная информация, а какие уже устарели. Соответственно, данные необходимо систематизировать и импортировать в единую БД, а также разработать и внедрить процесс актуализации этих данных.

Для предоставления услуг очень важно оперативно получать информацию о движении документов по земельным участкам, о данных входящей  корреспонденции мэрии, утвержденных документах мэрии, данных ИСОГД. Поэтому в рамках работ выполнена интеграция с:

  • системой электронного документооборота мэрии г. Новосибирска. Осуществляется импорт из СЭД входящей корреспонденции ДСиА и утвержденных документов, экспорт исходящей корреспонденции ДСиА и отчетности об исполнении поручений;
  • системой учета муниципального имущества. Осуществляется импорт сведений о земельных участках, сформированных и формируемых, документах о предоставлении прав на эти участки.
  • информационной системой обеспечения градостроительной деятельности. Выполняется регистрация в ИСОГД подготовленных и утвержденных документов.

.

О том, как объединить данные с разных источников, не потерять их часть и избежать дублирования, а также о сюрпризах интеграции с другими системами поговорим в отдельной статье.

Про публичную карту


Для публикации пространственных данных создан web-карта по адресу  gis.novo-sibirsk.ru. Сейчас на ней опубликовано 10 слоев, в том числе территориальное зонирование, красные линии и охранные зоны объектов культурного наследия. Также открыты WMS и WFS сервисы предоставления опубликованных на карте данных.

Про систему требований


В части работ по проверке и размещению градостроительной документации выполнены следующие работы:

  • разработана система требований к градостроительной документации;
  • редактор системы требований к градостроительной документации;
  • модуль проверки градостроительной документации на соответствие системе требований;
  • модуль импорта градостроительной документации в базу данных.

Таким образом, становится возможным хранить в базе данных в едином формате градостроительную документацию, разработанную различными проектными организациями. Такая унификация и систематизация данных создаст основу для разработки инструментов анализа предлагаемых проектных решений.

Про результаты


Коротко о результатах 2 этапа. Нам удалось:

  • сформировать единое хранилище актуальных данных об объектах градостроительной деятельности;
  • создать систему подготовки документов на основе ранее внесённых данных;
  • сформировать автоматизированную систему контроля за исполнением поставленных задач;
  • получить набор инструментов по конфигурированию процессов предоставления услуг;
  • организовать контролируемую передачу планшетов топографической основы М 1:500 на рабочее место каждого специалиста департамента, а при необходимости и специалистов смежных подразделений мэрии;
  • исключить повторное внесение данных о документах специалистами ДСиА в систему электронного документооборота мэрии;
  • получать актуальные сведения о документах ДЗиИО в контексте участка, по которому ведется работа;
  • создать web-карту для публикации данных;
  • получить набор инструментов по приведению градостроительной документации к единой структуре.

Хорошим показателем можно считать тот факт, что с января по октябрь 2013 года специалистами ДСиА создано в системе более 5 000 документов. Каждый из этих документов связан с объектами градостроительной деятельности разного рода, по каждому из этих документов можно увидеть историю его подготовки от момента регистрации заявления до выдачи заявителю. Дальше эта цифра будет только расти.

На самом деле результатов значительно больше, и каждый блок работ дал множество результатов менее значимых для проекта в целом, но более значимых для отдельных специалистов.

Сегодня наша служба технической поддержки активно работает по обращениям специалистов заказчика, устраняет замечания, возникшие в процессе эксплуатации системы, проводит обучение для новых сотрудников, корректирует внедренные решения по новым изменениям в подготовке документов.

В завершении хочется поблагодарить сотрудников департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска за профессионализм, понимание и терпение которых нам очень помогают. Большое спасибо!

И конечно, большое спасибо всем сотрудникам нашей компании, принявшим в этом проекте участие.


В следующие публикации мы поговорим о разработке процесса предоставления услуги.


Статьи по теме:

X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка