«Шаг назад»: новый порядок информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости

6 февраля 2014 года на официальном интернет-портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ от 03.02.2014 № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме» (далее соответственно Постановление № 71, Правила). Документ вступает в силу 14.02.2014.

Постановлением № 71 признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 18.07.2008 № 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости», введены новые требования, существенно отличающиеся от ранее действовавшего порядка.

Правилами определен порядок направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН), в орган кадастрового учета, в том числе в случаях:

- установления или изменения границ между субъектами РФ, границ муниципального образования, границ населенного пункта;

- установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий;

-   утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений.

Правилами установлено, что обязательным приложением к направляемым в вышеуказанных случаях в орган кадастрового учета документам, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства РФ карта (план) соответствующего объекта землеустройства.

При этом в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений карта (план) должна изготавливаться в отношении каждой территориальной зоны, устанавливаемой в соответствии с правилами землепользования и застройки.

Кроме того, во всех вышеуказанных случаях, направляемая в орган кадастрового учета карта (план) должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации.

Таким образом, Постановлением № 71 введено обязательное требование о предваряющем передачу соответствующих сведений процессе землеустройства, что, казалось бы, устраняет существующее в течение ряда лет противоречие между процессами землеустройства, ведения ГКН и градостроительной деятельностью.

При более детальном рассмотрении оказывается, что противоречия не только не исчезли, но и еще более усугубились. Более того, созданы условия для возникновения административных барьеров и коррупции, перечеркнут успешный опыт реализации информационного взаимодействия, подтвержденный реальными достижениями.

Во-первых, начинающий набирать обороты процесс передачи данных фактически приостановлен до утверждения и размещения Росреестром требований к электронным образам бумажных документов, XML-схемам.

Перспектива утверждения вышеуказанных требований, согласно Постановлению № 71, от 3 месяцев до полугода.

При этом остаются неясными мотивы возврата к «электронным образам бумажных документов» при наличии актуальных схем, применяемых для формирования документов в формате XML, утвержденных и размещенных на официальном сайте Росреестра до момента утверждения Постановления № 71.

Ввиду отсутствия специального порядка вступления в силу Правил и разъяснений о порядке их применения к ранее возникшим правоотношениям также будут фактически прекращены (до выяснения всех обстоятельств) работы по уже заключенным договорам, предусматривающим подготовку XML-документов, содержащих сведения, подлежащие передаче в ГКН.

Во-вторых, нивелируется значение градостроительной документации как законного основания установления или изменения границ населенных пунктов (документы территориального планирования муниципальных образований), установления или изменения границ территориальных зон (правила землепользования и застройки).

Вместо установления корректных требований к составу и содержанию градостроительной документации, предусматривающих координатное описание устанавливаемых или изменяемых границ и последующую подготовку XML-документов, вводится обязательный этап землеустройства.

Основными регламентирующими документами в сфере землеустройства являются Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее – ФЗ № 78-ФЗ) и принятые в его развитие нормативные правовые акты:

- Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 № 214 «Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации»

- Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 514 «Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства»;

- Постановление Правительства РФ от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению»;

- Постановление Правительства РФ от 20.08.2009 № 688 «Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства»;

- Приказ Минэкономразвития РФ от 03.06.2011 № 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства»;

- Приказ Минэкономразвития РФ от 14.11.2006 № 376 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства».

Примечательно, что ни в один из вышеуказанных актов, за исключением ФЗ № 78-ФЗ ‑ в 2011 году, с момента его утверждения не вносились изменения.

Отсюда специфические требования к форме предоставляемых документов. Так, предоставление землеустроительной документации на экспертизу, предоставление землеустроительного дела для размещения в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства (до установления и размещения требований к электронному образу бумажного документа на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети Интернет), в электронном виде не предусмотрено.

В-третьих, существенно увеличивается количество административных процедур, предваряющих факт передачи сведений о границах между субъектами РФ, границах муниципального образования, границах населенного пункта; границах зон с особыми условиями использования территорий; границах территориальных зон.

С учетом «устраненных» противоречий процесс установления или изменения территориальных зон, например, дополняется следующими (выделены подчеркиванием):

1. Принятие решения о подготовке (внесении изменений) правил землепользования и застройки;

2. Подготовка правил землепользования и застройки (проекта внесения изменений в такие правила);

3. Проверка органом местного самоуправления правил землепользования и застройки (проекта внесения изменений в такие правила);

4. Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки (проекту внесения изменений в такие правила);

5. Утверждение правил землепользования и застройки (проекта внесения изменений в такие правила);

6. Принятие органом местного самоуправления решения о проведении землеустройства (ст. 4 ФЗ № 78-ФЗ);

7. Проведение торгов и заключение договора на выполнение работ по землеустройству (п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);

8. Подготовка исполнителем работ карт (планов) объектов землеустройства в отношении каждой территориальной зоны;

9. Согласование органом местного самоуправления карт (планов) объектов землеустройства (если предусмотрено договором на выполнение работ по землеустройству, согласно п. 3  Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 514);

10. Комплектование землеустроительного дела (ст. 22 ФЗ № 78-ФЗ, п. 9 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 03.06.2011 № 267);

11. Экспертиза землеустроительной документации (может проводиться по решению органов государственной власти, органов местного самоуправления или по инициативе заинтересованных лиц);

12. Передача экземпляра подготовленной землеустроительной документации (на бумажном носителе – до установления и размещения требований к электронному образу бумажного документа на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети Интернет) в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства (ст. 24 ФЗ № 78-ФЗ, п. 17 Правил);

13. Формирование электронного образа бумажного документа для целей передачи сведений в ГКН (до размещения на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети Интернет схем, используемых для формирования документов в формате XML);

14. Формирование документов в формате XML (после размещения на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети Интернет схем, используемых для формирования документов в формате XML);

15. Передача в ГКН электронного образа бумажного документа для целей передачи сведений в ГКН (до размещения на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети Интернет схем, используемых для формирования документов в формате XML);

16. Передача в ГКН документов в формате XML (после размещения на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети Интернет схем, используемых для формирования документов в формате XML).

С учетом нововведений количество необходимых процедур увеличивается как минимум на 8, не считая времени, необходимого для их реализации (напомним, что срок передачи сведений в ГКН остался неизменным – в течение 6 месяцев с даты принятия решения об установлении территориальной зоны).

Кроме того, существенно повышается трудоемкость выполняемых работ, а значит, их стоимость, и, соответственно, расходы государственных и муниципальных бюджетов.

И это несмотря на то, что эффективность подготовки XML-документов, непосредственно на основании сведений градостроительной документации подтверждена практикой.

Так, Институтом успешно выполнены работы по подготовке сведений о территориальных зонах и границе населенного пункта городского округа города Ялуторовска Тюменской области. Подготовленные сведения переданы в установленном порядке для размещения в ГКН и уже доступны для просмотра на публичной кадастровой карте.

Рисунок 1. Территориальные зоны городского округа города Ялуторовска на публичной кадастровой карте, общий вид

 

Рисунок 2. Учебно-образовательная зона на публичной кадастровой карте

 

Рисунок 3. Зона торгового назначения и общественного питания на публичной кадастровой карте

19 ноября 2013 года в ГКН, согласно Решению Тюменской городской Думы от 29.08.2013 № 1101, внесены сведения о границах части территориальных зон, также подготовленные Институтом.

В-четвертых, установление обязательности проведения землеустройства не существенно влияет на качество выполняемых работ, открытость и прозрачность реализуемых процедур.

Так, Приказом Минэкономразвития РФ от 14.11.2006 № 376 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства» не установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в приеме документов в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, не предусмотрена проверка качества указанных данных.

Проверка качества подготовленной землеустроительной документации предусмотрена только при проведении государственной экспертизы землеустроительной документации, которая в соответствии с ФЗ № 78-ФЗ не является обязательной и проводится по инициативе органов власти или заинтересованных лиц. Кроме того, при проведении экспертизы срок выполнения мероприятий (без учета времени, необходимого для устранения выявленных ошибок) увеличивается на срок от 56 до 116 дней (сроки указаны на основании Постановления Правительства РФ от 04.04.2002 № 214).

В-пятых, признание утратившим силу Постановления Правительства РФ от 18.07.2008 № 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости» и введение требований, предъявляемых новыми Правилами, не предусмотрено Планом мероприятий («дорожной картой») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 01.12.2012 № 2236-р.

Более того, принятые нововведения препятствуют скорейшей реализации запланированных мероприятий, например, внесения в ГКН сведений о границах охранных и защитных зон, а также внесения в ГКН сведений о границах населенных пунктов.

В-шестых, в открытых источниках отсутствует информация о соблюдении требований законодательства, предусматривающих размещение проекта Постановления № 71 для целей проведения независимой антикоррупционной экспертизы, оценки регулирующего воздействия.

Подтвердить правоту или ошибочность представленных суждений предстоит на практике. Несомненно одно, принятие подобных решений (с учетом значительности последствий для органов власти всех уровней, а также субъектов экономической деятельности) без проведения публичных обсуждений и привлечения профессионального сообщества, общественных советов при органах власти – недопустимо для открытого государства и информационного общества.

С текстом Постановления № 71 и Правил можно ознакомиться в приложении к новости.

Материалы для скачивания: 
X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка