Применение системы земельных платежей ИАС «Градоустройство» для повышения эффективности управления земельно-имущественными ресурсами муниципалитетов

Аватар пользователя Удовенко Евгений
Удовенко Евгений

Земля – это одно из основных богатств России. От того, насколько грамотно мы сможем ею распорядиться, зависит развитие нашего государства и общества, благосостояние народа. Органы государственной власти, органы местного самоуправления наделены полномочиями по распоряжению землей. Построение эффективной системы управления землей, пополнение бюджетов за счет грамотного и эффективного распоряжения землей становятся определяющими задачами.

Для эффективного управления земельными ресурсами и принятия правильных управленческих решений необходимо иметь полную, достоверную и оперативную информацию о текущем состоянии земельных ресурсов, их динамике развития, возможности прогнозировать и планировать развитие. Источниками такой информации являются данные различных органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов по учету недвижимости, юридических и физических лиц. Ввиду большого числа источников информации, разнообразных форматов данных требуется создать единое информационное пространство для удовлетворения максимального числа потребителей.

Совместное использование единых данных подразделениями, уполномоченными в сферах архитектуры и градостроительства, земельно-имущественных отношений позволит оперативно и с меньшим количеством ошибок предоставлять земельные участки, сокращать сроки оформления правоустанавливающей и исходно-разрешительной документации, повысит качество исполнения муниципальных функций и предоставления муниципальных услуг. Автоматизация технологических процессов органов местного самоуправления и создание единого информационного пространства может значительно повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления, увеличить поступления в местные бюджеты от вновь образованных и переданных в собственность или в аренду земельных участков, создать благоприятные условия для инвестиций на территории.

Для решения этих задач в области управления земельными ресурсами, муниципальным имуществом, мы расширили возможности нашей технологической платформы – информационно-аналитической системы «Градоустройство», создав подсистему «Управление землей и недвижимостью».

В настоящий момент подсистема «Управление землей и недвижимостью» позволяет решать следующие ключевые задачи:

  • формирование реестра земель для решения задач сбора земельного налога и арендной платы, содержащий полную и достоверную информацию о землях, расположенных на них объектах капитального строительства;
  • обеспечение эффективного взаимодействия подразделений органов власти всех уровней через создание единого информационного ресурса, аккумулирующего сведения о текущем использовании территории;
  • создание эффективной системы использования земель для реализации социальных задач, инфраструктурных проектов, управление развитием территорией в совокупности с увеличением доходов местных бюджетов за счет использования системы земельных платежей, прогнозирования поступлений доходов от арендной платы и земельного налога, анализа и регулирования дифференцированных ставок арендных платежей, земельного налога;
  • формирование эффективной системы управления, направленной на повышение качества исполнения муниципальных функций и предоставления муниципальных услуг подразделений, уполномоченных в сферах градостроительства и земельно-имущественных отношений;
  • автоматизация технологических процессов подразделений, уполномоченных в сфере земельно-имущественных отношений, автоматизированное выполнение договорной работы, расчетов размера арендной платы, рутинных финансовых операций, осуществление начислений и разнесения и контроля платежей, начисление пени, ведения претензионной работы с должниками, автоматизированное формирование документов, оперативное получение аналитических и типовых отчетных форм.

Единая технологическая платформа

Широкое применение в органах власти информационных технологий, призванных повысить качество в решении стоящих перед ними задач, породило множество инструментов реализации для выполнения отдельных задач конкретных подразделений. В муниципалитетах внедряются различные информационные системы, предназначенные для автоматизации отдельных структурных подразделений в области управления градостроительной деятельности, управления муниципальным имуществом, управления финансами. Каждое подразделение в своих информационных системах накапливает и использует данные, которые либо формирует самостоятельно, либо получает из других подразделений, служб, иных информационных систем. В результате муниципалитеты имеют множество информационных систем, которые требуется поддерживать, тратя большие финансовые ресурсы на их сопровождение и интеграцию между собой. Для осуществления взаимодействия подразделений муниципалитеты в лучшем случае вынуждены дорабатывать информационные системы, внедряя различные подсистемы интеграции, а в худшем – вынуждены довольствоваться ручным вводом данных, извлекая информацию из файлов либо с бумажных носителей. При этом отсутствует инструмент для совокупной обработки этих данных, проверки их взаимного соответствия.

Разрозненность информационных систем приводит к дублированию, противоречивости и неактуальности данных, содержащихся в них, не позволяет органам власти и их структурным подразделениям оперативно взаимодействовать между собой, быстро принимать эффективные управленческие решения.

Позиция Института территориального планирования «Град» заключается в использовании инфраструктурного подхода в наполнении информационных систем актуальными и достоверными данными, а именно, в распределении ответственности за каждый вносимый в систему вид данных, организацию оперативного доступа ко всему массиву данных, организацию обновления информации в рамках процессов исполнения муниципальных функций и предоставления муниципальных услуг, предоставлении актуальных и достоверных данных широкому кругу лиц на понятной картографической основе.

Мы видим решение в виде использования в муниципалитетах комплексной информационной системы, объединяющей информационные ресурсы муниципалитетов на основе единой технологической платформы, единой для всех подразделений администрации базы данных, единой цифровой картографической основы, используя единые справочники и классификаторы – информационной системы, позволяющей организовать процессы предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере градостроительства и земельно-имущественных отношений полностью в электронном виде.

Разработанная нашим Институтом  информационно-аналитическая система «Градоустройство» является технологической платформой, обеспечивающей информационную поддержку и автоматизацию технологических процессов в области управления территориями и недвижимостью. ИАС «Градоустройство» представляет собой единую систему учета, регистрации, хранения и предоставления потребителям градостроительной информации. Система строится на основе единого хранения пространственных и семантических данных в единой базе данных. Для решения отраслевых задач разработаны отдельные подсистемы, подключение которых позволяет наращивать функциональные возможности. Одна из ключевых подсистем – «Управление землей и недвижимостью».

Как и в ИАС «Градоустройство», архитектура подсистемы «Управление землей и недвижимостью» также построена по модульному принципу. Каждый модуль подсистемы реализует определенный функционал, который впоследствии может быть расширен в соответствии с потребностями пользователей. Подсистема основана на ядре ИАС «Градоустройство», что позволяет использовать единые справочники и классификаторы, применять все функциональные возможности заложенные в ИАС «Градоустройство», от поиска и отображения информации на карте до межведомственного информационного взаимодействия в рамках автоматизированных процессов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Подсистемы ИАС "Градоустройство"Состав подсистемы "Управление землей и недвижимостью"

Рис. Состав ИАС «Градоустройство», подсистемы «Управление землей и недвижимостью»

Какую же пользу принесет внедрение комплексной информационно-аналитической системы в органах власти?

Доходы — муниципалитетам

Хроническая недофинансированность местных бюджетов является проблемой для большинства муниципальных образований, и увеличение поступлений в местные бюджеты становится определяющей задачей. Основным источником доходов органов местного самоуправления являются земельные ресурсы и муниципальное имущество. Арендная плата, земельный налог, доходы, полученные от продажи земельных участков – важные источники пополнения бюджета муниципальных образований. 

Основным фактором, влияющим на увеличение поступлений по земельному налогу, является максимальное вовлечение в экономический оборот неучтенных земель и имущественных объектов, выявление «ничейной» земли, полнота учета объектов налогообложения, дифференцированный подход к оценке земли с позиции местоположения, обеспеченностью инфраструктуры, целевого использования и установка экономически обоснованных налоговых ставок по местным налогам, перехода к оценке на основе рыночной стоимости, проведение работ по уточнению кадастровой стоимости земли.

Помимо поступлений от налогов, существенную роль также играют неналоговые поступления, основную долю которых составляют доходы от использования муниципального имущества. Одним из возможных путей увеличения от неналоговых источников может быть увеличение поступлений от имущества и земель, находящихся в муниципальной собственности и земель, собственность на которые не разграничена. Увеличение неналоговых доходов можно получить за счет выявления неиспользованных земельных участков, постановку их на учет, продажу либо предоставление в аренду, передачу муниципального имущества в аренду или временное пользование.

Использование комплексной автоматизированной информационной системы является ключевым инструментом при решении этих задач.

  ведение реестров земельных участков

Рис. Формирование реестров земельных участков с комплексной информацией о расположенных на них объектах капитального строительства

ИАС «Градоустройство» совместно с подсистемой «Управление землей и недвижимостью» представляет собой средство учета, хранения, проведения всестороннего анализа данных с использованием геоинформационных технологий, позволяющей осуществлять следующие функции:

  • ведение реестров земельных участков, на основе массива данных, получаемых из различных источников – ГКН, ЕГРП, ФНС, архивов муниципалитетов с возможностью их сопоставления и отображения на карте;
  • автоматизированное обновление данных по земельным участкам, на основе получаемых сведений из Росреестра, ФНС;
  • занесение всего спектра архивных документов муниципалитетов, границ фактического землепользования в информационную систему с целью последующего сопоставления и анализа, в т ч. с использованием спутниковых снимков высокого разрешения;
  • ввод исчерпывающей информации по каждому объекту имущества и земельному участку, в т.ч. не поставленных на кадастровый учет;
  • поддержка всевозможных связей земельных участков с объектами системы - расположенными на земельных участках объектов капитального строительства, адресных данных, арендаторов, правообладателей, документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и т.д.;
  • выявление проблемных земельных участков и объектов имущества по различным характеристикам (не прошедшие кадастровый учет, с ошибочно внесенной информацией), выявление кадастровых и налоговых ошибок с отображением на карте города, а именно:
    • пересечение границ земельных участков и объектов капитального строительства;
    • пересечение и наличие пустот между границами смежных земельных участков, дублирование объектов;
    • некорректное заполнение сведений о земельном участке, в т.ч. местоположение, вида права и формы собственности, виды разрешенного использования;
    • наличие существующих объектов капитального строительства без оформленных земельных участков;
    • предоставление земельных участков в размерах, не отвечающих нормативным требованиям;
    • анализ существующего землепользования на соответствие документам территориального планирования;
  • хранение результатов кадастровой оценки земельных участков разных периодов, истории изменений кадастровой стоимости по каждому земельному участку;
  • хранение истории изменений по характеристикам земельных участков;
  • автоматизированные расчеты земельного налога, арендной платы;
  • подготовка аналитических и статистических отчетов в виде тематических карт, диаграмм, графиков, списков;
  • взаимосвязь сведений по земельным участкам, землеустроительных дел с градостроительной базой данных и документами ИСОГД.

Рис. Отображение сведений ГКН, космических снимков высокого разрешения

построение тематических карт

Рис. Построение тематических карт на основе атрибутивной информации

совместное использование градостроительной документации

Рис. Использование градостроительной документации при формировании земельных участков

 

Одним из резервов роста поступлений в бюджет является усиление контроля за полнотой и своевременностью внесения арендной платы за землю, а также проведение эффективной претензионно-исковой работы с должниками.

Для решения данных задач мы реализовали поддержку следующих функций:

  • автоматизированный расчет пени по различным методикам, начисление пени на образовавшуюся задолженность в ручном либо автоматизированном режиме;
  • контроль поступлений платежей по арендной плате и пени, разнесение платежей в соответствии с назначением платежа вручную либо в автоматическом режиме;
  • поиск и выборка информации по должникам и их задолженностям, автоматизированное формирование актов сверки и уведомлений арендаторам о размере долга и необходимости погашения задолженности.

выборки должников, задолженностей

Рис. Выборка и отображение сведений о должниках, задолженностях, договорам

подготовка шаблона претензии

Рис. Подготовка шаблона документа «письмо арендатору с претензией» в редакторе

 

Технологическая платформа ИАС «Градоустройство» позволяет систематизировать информацию о должниках и задолженностях, организовывая различные реестры – должников, претензий, правовых документов с их взаимной увязкой между собой, договорами аренды и другими объектами системы. К данным реестрам можно применять аналитический потенциал ИАС «Градоустройство», производить сложные выборки в соответствии с необходимыми критериями, используя пространственно-аналитическую подсистему  визуально отображать информацию.

Для решения задач по оптимизации земельных платежей мы добавили возможность осуществлять прогнозирование по поступлениям арендной платы исходя из текущей ситуации либо специально смоделированной. Прогнозирование земельных платежей и моделирование позволит определять возможное увеличение или уменьшение земельных платежей вследствие изменения различных прогнозируемых факторов (коэффициентов расчета, инфляции, методики расчета, ставок налога и др.).

Для осуществления аналитических отчетов в области планирования управления земельными ресурсами в систему требуется внести планируемые показатели и целевые индикаторы и строить запросы с их учетом. Встроенное в ИАС «Градоустройство» средство визуального создания запросов и редактор шаблонов форм позволяют непосредственно пользователям добавлять необходимые отчеты.

 Перечень отчетов, которые можно формировать из информационной системы для анализа эффективности управления в области земельных отношений достаточно широк, приведу лишь некоторые из возможных:

  • Сумма доходов от арендной платы за использование земельных участков, в зависимости от формы собственности;
  • Сумма доходов от уплаты недоимок по арендной плате;
  • Сравнение доходов по земельному налогу, арендной плате в динамике по годам;
  • Доля земель, являющихся объектами налогообложения, к общей площади;
  • Доля (площадь) земель в аренде, оформленных в муниципальную собственность и т.д.;
  • Сравнение фактически полученных показателей (площади земельных участков, суммы доходов и т.д.) с планируемыми.

Таким образом данный аналитический потенциал информационной системы можно использовать в качестве инструмента управления развитием территории за счет совершенствования системы платежей за землю. 

Качественные услуги — населению

Одной из ключевых задач муниципального управления является повышение качества жизни населения. К ведущим показателям качества жизни относится качество и доступность государственных и муниципальных услуг для населения и организаций. В настоящее время все муниципальные услуги подлежат регламентации и переводу в электронный вид. Зачастую перевод услуг в электронной вид на местах происходит очень медленно и формально, административные процедуры в регламентах описаны номинально и не содержат четкого порядка выполнения. Перечень услуг, их наименование, порядок и сроки исполнения значительно отличаются от одного муниципалитета к другому. Процессы и согласования, описанные в административных регламентах, абсолютно непрозрачны ни для населения, ни для самих чиновников. Особенно сильно это проявляется в сфере земельных отношений, например, при предоставлении земельных участков.

Автоматизированные системы, используемые в муниципалитетах при осуществлении предоставления муниципальных услуг и функций, часто не связаны ни с системой межведомственного взаимодействия, ни информационными системами других подразделений, содержащих необходимые данные. Часть процессов выполняется и согласовывается без использования информационных систем, «на бумаге». Зачастую сотрудники подразделений муниципалитетов, уполномоченных в сферах архитектуры, земельно-имущественных отношений взаимодействуют друг с другом с помощью обмена файлами, бумажными документами, а то и просто по телефону, получая необходимую информацию. Все это приводит к затягиванию сроков, уменьшению контролируемости процессов, многократному вводу данных в различных информационных системах.

Наш подход, который мы осуществляем при внедрении информационных систем, заключается в оптимизации бизнес-процессов подразделений, исключении бумажного согласования между подразделениями, получение юридически значимых электронных документов из информационной системы.

 предоставление услуг в автоматизированном виде

 Рис. Перспективная схема предоставления услуг в автоматизированном режиме

Внедрение подсистемы «Управление землей и недвижимостью» в отделах земельно-имущественных отношений муниципалитетов, в органах архитектуры и градостроительства, в которых уже внедрено либо планируется использование ИАС «Градоустройство», позволит качественно оптимизировать и увязать между собой процессы исполнения муниципальных функций и предоставления муниципальных услуг подразделений за счет:

  • формирования единого информационного пространства и ликвидации информационной изолированности подразделений архитектуры и земельно-имущественных отношений;
  • оптимизации технологических процессов с использованием механизмов электронного согласования результатов выполнения административных процедур;
  • прозрачности и контролируемости прохождения административных процедур;
  • создания открытой базы градостроительных данных, созданной на единой технологической платформе;
  • возможности интеграции с сервисами межведомственного электронного взаимодействия, в т.ч. с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

Автоматизацию — чиновникам 

Подсистема «Управление землей и недвижимостью» позволяет снизить трудоемкость работ, связанных с оформлением договоров аренды и купли-продажи земельных участков за счет автоматизации процессов ведения финансово-договорной работы:

  • ведение реестров заключенных договоров аренды, купли-продажи, соглашений об их продлении, расторжении или внесении изменений с возможностью группировки по типам, статусам и т.д., поиска и фильтрации договоров по различным реквизитам, объектам аренды, арендаторам;
  • возможность оформления в одном договоре нескольких объектов с одним арендатором или множеством лиц на стороне арендатора с выделением произвольных долей по каждому арендатору;
  • автоматизированную подготовку текста договора аренды, купли-продажи, соглашений о продлении, расторжении или внесения изменений в договор, протокола расчета размера арендной платы, актов и других правовых документов;
  • внесение изменений в договора, расторжение и продление договоров, в т.ч. на неопределенный срок, оформление дополнительных соглашений;
  • расчет арендной платы, ведение лицевых счетов арендаторов, контроль поступления арендных платежей, разнесение платежей по договорам в ручном режиме либо путем импорта из электронных платежных документов.

формирование пакета документов по договору 

Рис. Автоматизированное формирование пакета документов по договору аренды

  широкие возможности настройки подсистемы

 Рис. Широкие возможности настройки подсистемы

 

Каждый год особый труд у специалистов отделов земельно-имущественных отношений вызывает необходимость массовой корректировки договоров аренды с перерасчетом арендных платежей, подготовки уведомлений арендаторов о внесенных изменений в различных случаях: при утверждении результатов новой кадастровой оценки, нового коэффициента инфляции, изменений нормативных правовых актов, регулирующих размеры арендной платы.

В целях облегчения данного труда подсистемой предусмотрена выборка договоров аренды, затрагиваемых изменениями, автоматический расчет новых размеров арендной платы с переводом в архивное состояние старого расчета, автоматизированная подготовка необходимых документов и уведомлений.

В настоящее время федеральным законодательством установлено несколько способов определения размера арендной платы при аренде земельных участков: на основании кадастровой стоимости либо рыночной стоимости земельных участков, по результатам торгов (конкурсов, аукционов) и в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития РФ. В целях гибкого регулирования размеров арендной платы, органы государственной власти зачастую меняют порядок определения размера арендной платы, внося изменения в формулы расчета, органами местного самоуправления оптимизируются значения коэффициентов, участвующих в расчете. 

автоматизированные расчеты размеров платы

Рис. Автоматизированный расчет размера арендной платы

В целях минимизации ошибок пользователей системы и снижения трудоемкости при расчетах, был создан удобный механизм определения методик расчетов размера арендной платы, который позволяет настраивать формулы для расчета в соответствии с принятыми на данной территории нормативными правовыми актами, автоматически рассчитывать размер годовой арендной платы, размеры платежей в разрезе периодов расчета (квартал, месяц, полугодие, год и т.д.). и выбирать необходимую методику при подготовке расчета.

Значения коэффициентов, применяемых в формуле расчета, автоматически выбираются информационной системой на основании данных, содержащихся в базе данных:

  • из атрибутов объектов договора (например, кадастровая стоимость, удельный показатель кадастровой стоимости, площадь земельного участка, и т.д.);
  • из специализированных справочников коэффициентов (например, значение коэффициента из справочника видов разрешенного использования выбирается на основании вида разрешенного использования, указанного в атрибутах земельного участка, являющегося объектом аренды);
  • специализированных пространственных справочников, в которых значение коэффициента определяется принадлежностью к определенной территории, графический контур которой был предварительно внесен в базу данных.

поддержка пространственных справочников коэффициентов

Рис. Пространственные справочники

Важно отметить, что методики расчета могут быть настроены непосредственно пользователями системы без необходимости доработки программного средства.

Заключение

Функциональный состав подсистемы «Управление землей и недвижимостью» достаточно широк, но мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем совершенствовать подсистему согласно потребностям органов власти. Получив бесценный опыт внедрения системы земельных платежей в составе автоматизированной информационно-аналитической системы управления градостроительным развитием территории и земельными ресурсами города Новокузнецка и значительно доработав и улучшив систему, в этом году мы внедрили в муниципальных образованиях Сахалинской области ИАС «Градоустройство» с подсистемой «Управление землей и недвижимостью» в рамках работ по созданию  Геоинформационной системы Сахалинской области. Что из этого получилось и какого результата мы добились, расскажу в следующий раз.

интерактивная веб-карта Сахалинской области

О внедрении подсистемы «Управление землей и недвижимостью» в Сахалинской области

Комментарии

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
АНТИСПАМ
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка