М.Я. Вильнер о направленности стратегии пространственного развития России

7234Уважаемые друзья, коллеги, партнеры, пользователи сайта ИТП «Град», предлагаем Вашему вниманию статью научного руководителя института «Теринформ», почетного академика РААСН, почетного архитектора Российской Федерации Марка Яковлевича Вильнера о направленности стратегии пространственного развития России.

Рассматривая широко известные наборы ключевых факторов, оказывающие влияние на развитие современных государств (по крайней мере в течение ближайшего отрезка их истории), можно остановиться на представлении, что их судьбы определяются характером:

– участия в мировом научно-техническом прогрессе и пользования его результатами; включая влияние внешних связей на их социальное и экономическое развитие;

– культуры их общества (как совокупности связанных с его историческим опытом знаний и представлений, их отражения в образе жизни, характере и результатах основных видов деятельности);

– исторически сложившейся и осуществляемой деятельностью их граждан по пространственно-организованному обустройству среды их обитания.

Характер участия общества в мировом научно-техническом прогрессе и пользовании его результатами определяет технологии обустройства среды жизнедеятельности его граждан, его структуризацию по набору основных видов их профессий, а в сочетании с характером культуры определяет и его социальную структуру.

Характер культуры общества определяет направленность использования им достижений научно-технического прогресса (для блага основных слоев общества и цивилизации, для блага преимущественно политической и экономической элиты, для установления господства в мире…), особенности статуса и поведения его экономической и политической элиты.

Характер обустройства среды обитания граждан, начиная с его пространственной организации, определяет условия формирования человеческого капитала и степень связности функционирования частей государства как предпосылок поддержания его целостности, повышения интенсивности и устойчивости экономического развития.

Решение задач управления пространственной организацией обустройства территории страны, ориентированное на среднесрочную и долгосрочную перспективу, начинается с формирования и проведения стратегии ее пространственного развития.

Стратегия пространственного развития страны в конечном счете определяется:

– направленностью проводимой органами власти политики;

– сложившимися условиями ее реализации (характеризуемыми в первую очередь: демографической ситуацией; структурой общества; человеческим капиталом и технологиями его формирования; состоянием систем правового и нормативного, технического и административного регулирования использования и обустройства территории страны; ее природными условиями и ресурсами; структурой ее пространственного каркаса, районирования и зонирования, составом и характером инфраструктур в привязке к ним и возможностью использования их услуг потребителями);

– составом, характером и последовательностью мер, предлагаемых для реализации принятой стратегии (определением направленности планируемого развития пространственного каркаса, районирования и зонирования территории, изменений состава и характера реализующих это развитие инфраструктур и мер, способствующих возможности эффективного пользования ими; планируемыми изменениями характера систем правового и нормативного, технического и административного регулирования использования и обустройства территории страны).

Направленность проводимой органами власти страны политики определяется характером выбора ее экономической и политической элиты. На подходящем к завершению отрезке истории, после поражения СССР в холодной войне, определились рамки возможных альтернатив этого выбора с позиций, которые у ее различных представителей далеко не всегда совпадают. Могут рассматриваться различные аспекты их позиций, в том числе связанные с приоритетностью эгоистичных или прагматичных подходов, последствия выбора которых окажут значимое влияние на характер стратегии пространственного развития. В частности, этот выбор может быть нацелен:

1. На продолжение роста сверхдоходов части представителей верхушки элиты, позволяющей им интегрироваться в состав элиты ряда развитых стран, путем ориентации экономики России преимущественно на вывоз ресурсов за рубеж в условиях низкой материальной заинтересованности большей части ее граждан активно участвовать в обеспечении прогрессивного характера экономического и социального развития страны, связанной с занижением доли их доходов, ценой обострения социальной напряженности, снижения Россией конкурентоспособности, а в дальнейшем и способности оставаться великой державой.

2. На поддержание роли России в качестве великой державы путем оптимизации характера ее пространственного, социального и экономического развития, создания предпосылок его прогрессивного характера и устойчивости при снижении остроты проблем расслоения общества мерами, способствующими удовлетворению материальной заинтересованности работающих граждан в повышении интенсивности и качества своего вклада в обеспечение этого; ценой повышения требований к доле своего вклада в развитие страны, при некотором снижении доли своих доходов.

При первой направленности состав, характер мер, предлагаемых для реализации принятой стратегии, останется преимущественно инерционным, способствующим дальнейшему:

– притоку трудовых и интеллектуальных ресурсов преимущественно в Московскую и Санкт-Петербургскую городские агломерации за счет продолжающегося оттока их из регионов страны (преимущественно из Сибири и Дальнего Востока, особенно из сельской местности и малых городских поселений);

– развитию инфраструктур, ориентированных на создание предпосылок роста вывоза ресурсов за рубеж.

При второй направленности состав, характер мер, предлагаемых для реализации принятой стратегии, будет обеспечивать:

а. Проведение конструктивных изменений характера систем правового и нормативного, технического и административного регулирования использования ресурсов и выбора мер обустройства территории страны (характера и территориального распределения: использования природных ресурсов; структуры общества, его социального и экономического развития, начиная с мер формирования и интенсификации использования человеческого капитала; пространственной организации обустройства территории; развития инфраструктур) путем перехода к системе, способствующей поддержанию прозрачности процесса принятия управленческих решений, высокого профессионализма и гражданской ответственности лиц, принимающих их, на основе использования передовых человеко-машинных информационных технологий.

б. Планирование на среднесрочную и долгосрочную перспективу изменений пространственной организации обустройства территории страны, определяющее:

– развитие ее пространственного каркаса (иерархически построенной сети населенных мест и связывающих их коммуникаций), способствующее интенсификации развития и использования человеческого капитала (это в первую очередь: значимый рост количества городов, способных осуществлять часть столичных функций, с формированием соответствующих городских агломераций, инновационных центров и территориально-хозяйственных комплексов; развитие систем расселения курируемых ими регионов; развитие на федеральном уровне системы скоростных пассажирских, начиная с железнодорожных, наземных коммуникаций, связывающих эти города и интегрированные с ними системы пригородного сообщения, в системы связей международного уровня), повышающее возможность пользования услугами инфраструктур федерального уровня их потребителями в регионах страны;

– районирование и зонирование ее территории, определяемое предлагаемым развитием пространственного каркаса (это в первую очередь иерархически построенное членение территории страны по составу территориальных объектов как объектов регулирования градостроительной деятельности; функциональных и средовых зон в них, на основе которого устанавливается система градостроительных регламентов), способствующее повышению эффективности использования и обустройства территории страны.

в. Планирование на среднесрочную и долгосрочную перспективу изменений состава и характера реализующих предусматриваемые изменения пространственного каркаса страны инфраструктур федерального уровня (с использованием инновационных технологий, способствующих повышению возможности пользования их услугами всех потребителей в регионах страны).

г. Принятие мер, способствующих опережающему развитию: транспортных инфраструктур федерального уровня – узлов транспортных коммуникаций федерального значения во взаимодействии с узлами межрегиональных систем расселения и пригородного транспорта, связывающих эти узлы скоростных наземных коммуникаций, коридоров и отдельных видов этих коммуникаций федерального значения; систем создания предпосылок обеспечения взаимной согласованности функционирования инфраструктур федерального уровня положениями соответствующих документов территориального планирования; систем иерархически дифференцированных по территориальным уровням стандартов требований и технологий обеспечения их соблюдения, создающих предпосылки эффективного регулирования градостроительной деятельности (это в первую очередь требования к качеству среды, сформированной этой деятельностью, а также к определяющим характер ее регулирования положениям, материалам и действиям: документов территориального планирования и градостроительного проектирования, включая требования к структуре их содержания и технологии разработки; актов ее правового и технического нормативного регулирования, включая требования к структуре их содержания и технологии обеспечения соблюдения их положений; административно-управленческих структур, включая требования к контролю эффективности принятых ими решений и мониторинга их исполнения, организации обмена соответствующим российским и зарубежным опытом, мер создания предпосылок активного участия реципиентов реализации градостроительных решений в подготовке их принятия, включая требования к обеспечению их информирования и просвещения; систем информационного обеспечения, включая требования к структуре их содержания и технологии ведения; систем организации разработки научных основ, методологий, методик и технологий управления пространственным развитием; систем подготовки, поддержания требуемого уровня квалификации и сертификации лиц, профессионально участвующих в этой деятельности).

д. Принятие для городов, способных осуществлять часть столичных функций, решений о субвенциях и других мерах (направленных на развитие и стимулирование вложений инвестиций бизнеса на инфраструктуры федерального уровня, а не через посредничающие территориальные органы власти) для каждого из видов инфраструктур федерального уровня (социальных, производственных, транспортных и других инженерных, обеспечения сохранения и рационального использования природной и историко-культурной среды; защиты граждан, их собственности и среды жизнедеятельности от опасных внешних воздействий природных или техногенных процессов и терроризма).

е. Принятие для городов, способных осуществлять часть столичных функций, решений, способствующих развитию на инновационной основе особо значимых объектов федерального уровня (для социальных инфраструктур: инновационных, научно-исследовательских и образовательных, культурных, рекреационно-курортных, рекреационно-туристических и спортивных центров; для производственных инфраструктур: научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров, профилированных специальных образовательных, проектных и проектно-строительных центров; для инженерных инфраструктур: узлов систем энергоснабжения федерального значения; связывающих эти узлы коммуникаций систем энергоснабжения; связывающих эти узлы коммуникаций систем энергоснабжения; узлов федерального значения систем водоснабжения, отведения и очистки стоков, удаления и переработки отходов, информационно-коммуникационного обеспечения).

 

X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка