Разъяснения Департамента недвижимости Минэкономразвития России по вопросам устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель

Департамент недвижимости Минэкономразвития России подготовил разъяснения относительно деятельности межведомственных рабочих групп, созданных в субъектах Российской Федерации в целях решения вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и государственного лесного реестра (ГЛР).

В письме Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 25.12.2017 № Д23и-7377 изложено следующее.

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 06.07.2017 № ДК-П13-182пр совместным письмом Рослесхоза и Минэкономразвития России от 18.09.2017 № ИВ-03-54/13151/26356-ВА/Д23и в органы исполнительной власти направлены Указания для региональных межведомственных групп (далее, соответственно – Указания, Рабочие группы).

Согласно Указаниям, направлением деятельности Рабочих групп является проведение работ по выявлению случаев незаконного возникновения прав на земельные участки, которые в соответствии со сведениями ГЛР относятся к землям лесного фонда, а в соответствии с ЕГРН – к землям иных категорий.

При этом применение Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – ФЗ № 280-ФЗ) не зависит от деятельности Рабочих групп.

В соответствии с ФЗ № 280-ФЗ орган регистрации прав изменяет границы лесных участков, лесничеств, лесопарков (если эти сведения содержатся в ЕГРН) в следующих случаях:

  • изменение категории земель, к которой отнесен земельный участок, предоставленный из земель лесного фонда, в связи с установлением границ населенного пункта, в том числе образованного из ликвидированных лесного поселка или военного городка, или изменением границ населенных пунктов, территориальных зон;
  • изменение границ лесных участков, лесничеств и лесопарков при выявлении пересечения с границами земельных участков;
  • образование земельного участка в границах лесничества, лесопарка, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 01.01.2016, зарегистрированы в ЕГРН и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов.

С учетом изложенного Департамент недвижимости Минэкономразвития России отмечает, что применение положений федеральных законов не основывается на деятельности Рабочих групп, поэтому само по себе нерассмотрение вопроса о пересечении границ земельных участков с границами земельных участков из состава земель лесного фонда, лесничества и лесопарка Рабочей группой не является основанием для отказа в применении органами регистрации прав положений статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и иных федеральных законов, измененных ФЗ № 280-ФЗ.

В частности, вопросы о принадлежности земельного участка к определенной категории земель должны решаться на основании положений статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – ФЗ № 172-ФЗ), которые являются нормами прямого действия.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации ФЗ № 280-ФЗ устанавливает приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключив возможность произвольного толкования статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными ГЛР.

Также законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не установлены требования о необходимости отражения в проекте генерального плана сведений государственного лесного реестра. Указание таких сведений в генеральных планах, правилах землепользования и застройки будет являться избыточным. При этом представляется целесообразным в случае выявления при подготовке документов территориального планирования противоречия в сведениях государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости устранить взаимоисключающий характер сведений в соответствии с ФЗ № 280-ФЗ до направления таких документов на согласование.

В соответствии со статьей 14 ФЗ № 172-ФЗ отнесение земельных участков к определенной категории земель осуществляется в силу положений ФЗ № 172-ФЗ без принятия акта о переводе земельного участка из одной категории в другую, за исключением случая, предусмотренного частью 11 статьи 14 ФЗ № 172-ФЗ. При этом положения части 11 статьи 14 ФЗ № 172-ФЗ применяются независимо от наличия в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации и (или) лесоустроительной документации сведений о нахождении земельного участка в границах лесного фонда.

При предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует руководствоваться положениями статей 39.11 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, которые не содержат такого основания для отказа в предоставлении земельного участка, как пересечение границ земельного участка с границами лесных участков, лесничеств, лесопарков.

Также пересечение границ земельного участка с границами лесных участков, лесничеств, лесопарков не является препятствием для изменения вида разрешенного использования земельного участка в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

 

Материалы подготовлены юристом отдела градостроительных исследований и методического обеспечения ООО «ИТП «Град» В.С. Поповой.

 

X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка