Предложения А.Н. Береговских по доработке проекта Единого плана улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации

В соответствии с поручением первого заместителя председателя Правительства России И.И. Шувалова Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов осуществляет сбор предложений по подготовке плана мероприятий по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности.

Предлагаем вашему вниманию предложения члена рабочих групп АСИ, советника РААСН, профессора МААМ, председателя Совета НП «Национальная Гильдия Градостроителей», генерального директора ИТП «Град» Анны Николаевны Береговских.

 

«Концепцией новой модели работы по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности в 2018 году», подготовленной Минэкономразвития России совместно с АСИ по поручению Правительства РФ, совершенно справедливо отмечено, что «для предпринимателя важна предсказуемость, понятность и прозрачность регуляторной среды». Концепция определяет цели и задачи новой модели, опираясь на цифровую экономику, которая предъявляет особые требования к гибкости и скорости реакции государства на запросы бизнеса.

Пространственную основу такой регуляторной среды формирует комплекс взаимно согласованных и дополняющих друг друга решений документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территорий, программ комплексного развития транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, других документов планирования. В настоящее время в большинстве городов и других поселений комплексность решений в сфере пространственного планирования и градостроительного регулирования отсутствует, что является существенным препятствием развития бизнеса, провоцирует постоянное увеличение количества судебных споров между уполномоченными властными структурами, предпринимателями и собственниками недвижимости, что является существенным сдерживающим фактором развития страны в целом.

К сожалению, рассматриваемый проект Единого плана улучшения инвестиционного климата не предусматривает даже в перспективе обеспечение комплексности, согласованности и доступности решений в названной сфере. Проект Единого плана не направлен на реализацию главного тезиса Послания Президента РФ – «Все проекты, приоритеты: пространственное развитие, инвестиции в инфраструктуру, в образование, здравоохранение и экологию, в новые технологии и науку, меры поддержки экономики, содействие талантам, молодежи – все это призвано работать на одну стратегическую задачу – прорывное развитие России».

Единый план предусматривает ряд мероприятий по созданию единой электронной картографической основы (ЕЭКО) во всех регионах страны до мая 2021 года, включающий в себя приведение документов территориального планирования к новым требованиям, что, безусловно, важно и нужно. В то же время в Единый план в отношении качества документов включён только один пункт на 2019 год – «Установление единых требований к разработке генеральных планов городов и их качеству». Почему речь только о генеральных планах и только городов? Почему ничего не сказано о требованиях к качеству правил землепользования и застройки, об обязательности их соответствия генеральным планам? Почему нет даже упоминания о программах развития инфраструктур, которые также должны полностью соответствовать генеральным планам, хотя даже Президент РФ нашёл место для этого вопроса в своём послании, определив развитие инфраструктуры основной государственной задачей, без решения которой невозможно создать комфортную бизнес-среду!

Считаю, что Единый план остро необходим, но представленная редакция нуждается в кардинальной переработке. В проекте отсутствует единство мер, это лишь сборка отдельных часто противоречащих друг другу мероприятий.

 

Существующие проблемы и пути решения

Действующим Градостроительным кодексом РФ документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документация по планировке территорий не определены как система. Кодекс не выстраивает иерархии документов и не устанавливает однозначной соподчинённости и даже их согласованности между собой.

В настоящее время, несмотря на почти стопроцентное наличие утверждённых документов территориального планирования, они не обеспечивают комплексное и устойчивое развитие всех российских территорий, так как определяют исключительно инфраструктурное развитие и то не в полной мере. Жилищная и промышленная политика, формирование комфортной городской среды, иное инвестиционное развитие, осуществляемое посредством предпринимательской деятельности, оторваны от территориального планирования.

Правила землепользования и застройки устанавливают только градостроительный регламент по отношению к территориальным зонам, подлежащим застройке, но исключающим из сферы своего влияния лесной фонд, земли сельскохозяйственного назначения, территории общего пользования, к которым относятся улично-дорожная сеть, площади, набережные, парки и скверы – территории повышенной социальной ответственности и инвестиционной привлекательности. Правила часто напрямую противоречат генеральным планам, а порой создают непреодолимые препятствия для реализации решений генеральных планов.

Документы территориального планирования и градостроительного зонирования не составляют основу комплексного и устойчивого развития территорий, так как не только не согласованы между собой, но и оторваны от стратегического целеполагания. Также отсутствуют механизмы комплексной реализации документов территориального планирования, законом установлены три отдельные программы развития транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, которые не включают в себя мероприятия по развитию рекреационной инфраструктуры, административной и многих других. Программы развития инфраструктур не обязаны соответствовать решениям генерального плана и быть согласованными между собой.

Информационное обеспечение градостроительной деятельности находится на очень низком уровне, никак не связано с информационным обеспечением инвестиционной деятельности и очень слабо взаимодействует с ЕГРН и другими государственными системами и реестрами.

 

Для того чтобы обеспечить прорыв в развитии страны, а это возможно лишь при объединении усилий государства, муниципальных образований и предпринимательского сообщества, необходимо принятие системных мер, а следовательно Единый план должен:

– установить обязательность принятия стратегий социально-экономического и пространственного развития, утверждающих приоритеты и целевые показатели (индикаторы) развития относительно зафиксированных показателей современного состояния;

– установить обязательность утверждения нормативами градостроительного проектирования параметров обеспеченности и доступности объектов регионального и местного значения на основе целевых показателей с определением поэтапного их достижения в соответствии с этапами реализации документов территориального планирования;

– обеспечить полную преемственность решений документов территориального планирования и градостроительного зонирования, определив однозначное главенство документов территориального планирования. Более правильным было бы объединение генеральных планов и правил землепользования и застройки в один документ посредством дополнения утверждаемой части генерального плана картой градостроительного зонирования и дополнения текстовой части описанием градостроительных регламентов. Такое решение обеспечило бы однозначную синхронизацию решений и значительную экономию муниципальных ресурсов (финансовых и организационных) на постоянное приведение решений двух документов к их согласованности, при этом, как правило, результаты такого приведения далеки от идеальных;

– в целях отделения территорий приватного назначения от территорий общего пользования красными линиями установить обязательность утверждения проектов планировки и межевания территорий общего пользования, в том числе улично-дорожных сетей;

– в целях установления главенства решений документов территориального планирования (в соответствии со стратегиями) перед документами градостроительного зонирования установить право документа территориального планирования решать вопросы по изменению границ населённых пунктов (тысячи людей годами стоят в очереди на получение земельного участка под строительство жилого дома в стране демографического бедствия!), а также исключить норму об обязательности принадлежности существующего земельного участка одной территориальной зоне (оставив такую норму для образуемых и изменяемых земельных и иных участков);

– установить норму об обязательности принятия единой комплексной программы реализации документов территориального планирования, включающей в себя подпрограммы развития коммунальной, транспортной, социальной и иных инфраструктур, а также программы реализации жилищной политики, программы «комфортная городская среда» и другие программы, принятые в соответствии со стратегиями или приоритетными национальными проектами;

– установить главенство решений документации по планировке территорий перед правилами землепользования и застройки, разработанной и утверждённой в соответствии с ними (уточняющими, детализирующими их), сведения о которых внесены в ЕГРН;

– установить обязательность создания цифровых целевых моделей управления развитием территорий регионов и входящих в их состав муниципальных образований (посредством расширения функций государственных ИСОГД), включающих в себя базу данных о существующих и планируемых объектах, обеспечивающих ведение мониторинга и внесение необходимых ежегодных изменений. Это позволит исключить регулярную (в среднем раз в 3 года) полную переработку всех документов территориального планирования и градостроительного зонирования без обеспеченности их согласованности. Модель также должна обеспечивать межведомственное и межуровневое взаимодействие, в том числе обеспечивать внесение сведений о границах населённых пунктов, территориальных зонах, красных линиях, зонах размещения объектов федерального, регионального и местного значения, границах образуемых и изменяемых земельных участков в ЕГРН, принимая из него сведения о ЗОУИТ, объектах культурного наследия, земельных участках и объектах капитального строительства для учёта в деятельности по территориальному планированию и планировке территорий. Модель должна иметь в том числе открытый портал и обеспечивать бесплатный доступ к информационно-аналитическим ресурсам (государство приобретёт намного больше за счёт инвестиционного развития, роста экономики, чем за продажу сведений, необходимых для развития предпринимательской активности) всему предпринимательскому сообществу и населению, что обеспечит гражданский контроль со стороны общества;

– законодательно обязать уполномоченные в сфере правового регулирования ведомства на подготовку и утверждение всего спектра нормативно-правовых, нормативно-технических, инструктивных, рекомендательных и методических документов и материалов, а также на своевременное внесение в них изменений. Существующее низкое качество документов и принимаемых решений во многом является следствием отсутствия этих документов и системы повышения квалификации.

 

Если оставить обозначенную проблему без должного государственного внимания, пустить ход событий «на самотёк», прорыв в сферах государственного управления и социально-экономического развития страны, красной нитью прошедший сквозь весь текст Послания Президента РФ, озвученного 1-го марта 2018 года, не просто можно поставить под сомнение, он обречён на провал!

Сформулированные предложения направлены на создание системы, обеспечивающей комплексное и устойчивое развитие территорий за счёт объединения усилий государства и предпринимательского сообщества, полностью реализуемы и создадут благоприятные условия для последовательного улучшения качества среды и инвестиционной привлекательности российских территорий.

Все предложения органично встраиваются в новые приоритетные направления развития России – «Цифровую экономику» и «Открытое правительство».

Затраты на обеспечение комплексности и системности решений будут значительно ниже, чем на решение точечных задач, но эффекты превзойдут ожидания как в части социальных эффектов (повысится качество среды и соответственно уровень доверия власти со стороны населения), так и в части коммерческих эффектов (существенно сократятся финансовые и временные затраты в сравнении с пошаговым получением разрешений, которые завтра могут быть отменены) и бюджетных эффектов (своевременное и рациональное перераспределение средств на строительство или реконструкцию объектов инфраструктуры).

 

Обсуждение обозначенных выше вопросов пройдет в рамках VII научно-практической конференции «Градостроительное планирование и управление, качество среды и предпринимательский климат» в Омске 24-28 апреля.

 

Приглашаем принять участие в работе мероприятия.

С программой конференции можно ознакомиться на сайте Института в разделе.  

X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка