Анна Береговских выступила в Томске на конференции «Проблемы современного градостроительства в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока»

В Томске 21 июня открыла свою работу конференция «Проблемы современного градостроительства в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока», организатором которой выступила Ассоциация Сибирских и Дальневосточных Городов совместно с Администрацией города Томска.

В конференции приняли участие представители органов местного самоуправления, главные архитекторы муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока, представители предприятий-разработчиков и поставщиков программно-технических решений для градостроительной сферы, эксперты в области архитектуры, градостроительства и территориального планирования, в том числе советник РААСН, профессор МААМ, председатель Совета НП «Национальная Гильдия Градостроителей», генеральный директор ИТП «Град» Анна Николаевна Береговских.

С приветственными словами к гостям и участникам мероприятия обратились генеральный директор исполнительной дирекции АСДГ Зайцев Михаил Анатольевич и заместитель Мэра, начальник департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска Касперович Анна Александровна.

Открыла деловую программу конференции панельная дискуссия «Новое в Градостроительном кодексе. Изменения в законодательстве Российской Федерации в сфере строительства в 2017-2018 гг.» под модераторством заместителя начальника департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска по правовому обеспечению Греля Якова Валерьевича.

Основной задачей дискуссии стала оценка перспектив развития градостроительной отрасли, достаточности и реальности исполнения внесенных изменений. Участникам было предложено обсудить следующие вопросы:

– общественные обсуждения/публичные слушания но вопросам градостроительной деятельности;

– актуальные вопросы реализации документов территориального планирования;

– особенности градостроительного зонирования территории;

– разрешение на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.

 

С докладом «Оценка современного состояния и перспективы развития законодательства в сфере управления развитием территорий» выступила А.Н. Береговских.

Спикер очень подробно описала существующее состояние законодательства, сделав акценты на следующих моментах:

– Принятые документы территориального планирования и градостроительного зонирования (не менее 50%) не соответствуют действующим нормам Градостроительного кодекса РФ по составу и содержанию, так как были приняты до 2011 года.

– Принятые ДТП не согласованы друг с другом (как по вертикали, так и по горизонтали), не согласованы со стратегиями социально-экономического развития, нормативами градостроительного проектирования, с правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территорий (ДПТ) и программами комплексного развития (ПКР) инфраструктур.

– Нормативы градостроительного проектирования (НГП), как правило, содержат нормы, переписанные из других ведомственных норм, и не являются «ключом» от стратегий к генплану, не являются бюджетным обязательством реализации стратегии. Значение нормативов в регионах и муниципалитетах не осознано.

– 99% утверждённых документов территориального планирования не соответствуют требованиям к цифровому описанию объектов, утверждённых Минэкономразвития в феврале 2018 года Приказом № 10, а потому не могут быть использованы как полноценные информационные ресурсы в цифровом управлении.

– ДТП муниципальных образований, как правило, не содержат экономического обоснования ни с точки зрения бюджетных возможностей, ни с точки зрения прогнозируемого привлечения частных инвестиций, а потому являются нереализуемыми и требуют постоянного внесения изменений (актуализации).

– Действующий порядок согласования ФОИВами вносимых в документы территориального планирования изменений через ФГИС ТП «перекладывает» на муниципалитеты задачи федеральной и региональной власти по формированию решений в сфере защиты ведомственных интересов.

– Отсутствие сформированных земельных участков общего пользования муниципальной собственности (в том числе УДС) препятствует инвестиционному развитию как в части реализации инвестиционных проектов ресурсоснабжающих организаций (невозможность получения разрешения на строительство без земельных участков), так и при реализации всех других проектов развития, зависящих от инфраструктуры.

 

Далее докладчик процитировала основной тезис мартовского послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации: «Все проекты, приоритеты: пространственное развитие, инвестиции в инфраструктуру, в образование, здравоохранение и экологию, в новые технологии и науку, меры поддержки экономики, содействие талантам, молодежи – все это призвано работать на одну стратегическую задачу – прорывное развитие России».

Прорывное развитие России – это цель общей системы управления развитием территорий, каждый элемент которой (стратегия социально-экономического и пространственного развития, нормативы градостроительного проектирования, генеральный план, проекты планировки и межевания территорий, программы комплексного развития, правила благоустройства, правила землепользования и застройки, приоритетные проекты) является ее неотъемлемой частью и обеспечивает согласованность действий как по вертикали, так и по горизонтали.

По мнению спикера, сегодня России необходим последовательный переход от традиционного градостроительства к градоустройству и современному эффективному управлению развитием территорий, направленному на создание благоприятной среды жизнедеятельности и инвестиционного климата в российских регионах и муниципальных образованиях через внедрение цифровых целевых моделей.

В настоящее время вопросам территориального планирования и пространственного развития все больше стали уделять внимание на уровне Федерации. Так, в соответствии с поручениями Правительства РФ, данными во исполнение перечня поручений Президента РФ от 27 декабря 2017 г. № Пр-321 ГС и от 1 марта 2018 г. № Пр-436, Минэкономразвития России совместно с заинтересованными органами федеральной и региональной власти, АСИ, РСПП, ТПП РФ подготовлен проект плана системных изменений предпринимательской среды «Трансформация делового климата» (ТДК), являющийся логическим продолжением «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы.

В состав проекта ТДК включён план мероприятий по направлению «Территориальное планирование», над содержанием которого работает специально созданная Агентством стратегических инициатив рабочая группа.

Участники группы готовят предложения, направленные на совершенствование федерального законодательства в сфере территориального планирования, среди которых:

– Установление обязательности принятия стратегий социально-экономического и пространственного развития, утверждающих: приоритеты и целевые показатели (индикаторы); планировочную структуру; цели и задачи территориального планирования.

– Установление обязательности утверждения региональными и местными нормативами градостроительного проектирования параметров обеспеченности и доступности объектов регионального и местного значения на основе целевых стратегических показателей с определением поэтапного их достижения в соответствии с этапами реализации ДТП.

– Объединение генеральных планов с комплексной программой развития транспортной, коммунальной, социальной и иных инфраструктур. Включение в состав материалов по обоснованию технико-экономического обоснования и функционально-транспортного моделирования для крупных и крупнейших городов (агломераций).

– Установление обязательности утверждения проектов планировки и межевания территорий общего пользования, в том числе улично-дорожных сетей.

– Установление обязательности создания цифровых целевых моделей управления развитием территорий регионов и входящих в их состав муниципальных образований и их агломераций (посредством расширения функций ИСОГД), включающих в себя базу данных о существующих и планируемых объектах, обеспечивающих ведение мониторинга и внесение необходимых ежегодных изменений.

– Разработка и утверждение обязательных требований к пространственным данным, содержащимся в государственных и региональных информационных ресурсах и используемым в процессе территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий.

– Законодательное закрепление понятия «агломерация» как формат межмуниципального сотрудничества в области осуществления градостроительной деятельности и установление основных принципов, порядка формирования, особенностей управления развитием городских агломераций.

– Принятие нормы, устанавливающей правовой статус нормативных ЗОУИТ, отображённых в документах территориального планирования и зонирования, до установления таких зон уполномоченными органами. При этом сведения о нормативных ЗОУИТ, внесённые в ЕГРН, могут использоваться как установленные.

– Исключение нормы об обязательности принадлежности существующего земельного участка одной территориальной зоне (оставив такую норму для образуемых и изменяемых земельных и иных участков).

– Установление норм и правил по созданию и использованию государственных и муниципальных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) при подготовке и реализации всех необходимых для управления развитием территорий документов (при создании цифровой модели, объектов) планирования, зонирования, планировки территорий.

В заключительной части выступления Анна Николаевна анонсировала выход в свет своей новой монографии «От градостроительства к градоустройству», ставшей результатом многолетнего труда и поиска лучших подходов к разработке комплексных проектов, обеспечивающих системное управление развитием территорий регионов и городов; сочетающей в себе и теоретические положения, и практические примеры, и конкретные предложения по наиболее целесообразному, на взгляд автора, пути перехода на новый цифровой уровень планирования и управления развитием российских территорий с использованием новейших ИТ-технологий.

Подробная информация о книге и способах ее приобретения представлена на сайте Института по адресу: https://itpgrad.ru/node/305

 

Отдельный большой блок вопросов конференции был посвящен цифровому градостроительству.

Председатель комитета геоинформационного обеспечения департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска Сидоренко Сергей Владимирович выступил модератором панельной дискуссии «Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, их роль в управлении территорией города, в информационных ресурсах региона».

Участники рассмотрели необходимые условия успешного развития проектов по созданию ИСОГД, ряд реализованных проектов, представленных разработчиками, попытались ответить на вопросы, существует ли типовое решение и как его интегрировать с уже внедренными системами, обсудили роль ИСОГД как поставщика данных в муниципальные и региональные геоинформационные системы.

На правах принимающей стороны с первым докладом об информационном обеспечении градостроительной деятельности в городе Томске выступил С.В. Сидоренко.

Генеральный директор «Геокад плюс» Горн Геннадий Викторович рассказал присутствующим о программных решениях возглавляемой компании, сделав анализ успешных внедрений.

Опытом развития системы управления градостроительством территории муниципального образования и информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Нижневартовска поделился Ракитский Алексей Алексеевич, начальник управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижневартовска.

О ведении ИСОГД в городе Красноярске рассказал Волков Максим Валентинович, исполняющий обязанности руководителя управления архитектуры администрации города Красноярска, а о региональной геоинформационной системе территориального планирования Кемеровской области – директор ООО «КАДСИТИ» Процун Алексей Викторович.

 

О месте и роли ИСОГД в системе управления развитием территорий регионов и городов на примере выполненных Институтом «Град» проектов рассказала Анна Николаевна Береговских, подчеркнув необходимость решительного перехода от документов к цифровому управлению развитием территорий.

По мнению спикера, основными задачами ИСОГД являются:

– необходимость стать частью информационно-аналитической системы управления развитием территории города;

– утверждение системы требований, обеспечивающей разработку, использование, мониторинг и внесение изменений во все виды решений;

– обеспечение возможности внесения изменений в решения по конкретным видам объектов планирования или регулирования;

– развитие методов математического моделирования, использования больших данных и других инновационных технологий в подготовке и использовании решений;

– осуществление постоянного взаимодействия с жителями, предпринимателями, собственниками и всеми заинтересованными лицами.

Комплексное и устойчивое развитие территорий обеспечивается через качество и согласованность документов стратегического, территориального, градостроительного и инфраструктурного планирования. При этом информационные системы обеспечения градостроительной деятельности должны обеспечивать открытость всех принятых решений и автоматизацию всех функций и услуг, направленных на улучшение инвестиционного климата. Далее докладчиком были представлены и прокомментированы проекты, реализованные ИТП «Град» на территории Тюменской и Сахалинской областей, Приморского края, ЯНАО, ХМАО – Югры, Республики Крым и др.

 

С презентациями А.Н. Береговских можно ознакомиться в приложении к данной новости.

X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка