Озеленение пустующих городских пространств как долгосрочная инвестиция в развитие города

Аватар пользователя Вероника Пашнина

Представляем вашему вниманию перевод отрывка из доклада Алана Маллаха The Empty House Next Door, опубликованного в мае 2018 года. В докладе освещается такой способ благоустройства городов как переориентация пустующих городских пространств в парки, городские сады и другие зеленые территории. В этом отрывке Маллах утверждает, что превращение пустырей в общественные сады и парки следует рассматривать не как временную стратегию благоустройства, а скорее как долгосрочный сдвиг парадигмы, который определяет приоритетность «озеленения» города. 

Забытые и заброшенные пространства – это привычная часть американского пейзажа, от рядового дома в Северной Филадельфии и пустующей фабрики в Детройте до разрушающегося фермерского поместья в пасторальном Канзасе. Такие места ухудшают качество жизни проживающих рядом людей, уменьшают стоимость находящейся по соседству собственности и сокращают местные налоговые поступления. Но как ни парадоксально, эти территории могут стать центрами городского притяжения.  Тысячи свободных коммерческих и промышленных зданий были преобразованы в жилые квартиры, а свободные участки обрели новую жизнь в качестве общественных садов и парков.

Возможно, самая эффективная стратегия использования пустырей, появившаяся за последнее десятилетие, – их озеленение: использование для выращивания плодово-ягодных культур, винограда и деревьев. Однако данная идея не является принципиально новой. Европейские сады – небольшие участки для людей, живущих в городских районах с высокой плотностью, выделяемые для выращивания растений, появились еще в XIX веке и до сих пор широко распространены. В Соединенных Штатах создание общественных садов восходит к «садам победы» Второй мировой войны.

На этом фото дети в Новом Орлеане высаживают «сад победы». 1942


Сегодняшний подход, заключающийся в популяризации бережного отношения к экологии, не нов, но его интерпретация в современном мире значительно отличается от парадигм прошлого. Несмотря на то, что функции продовольственной безопасности и рекреации, которые были приоритетом для европейских защитников садов XIX века, по-прежнему имеют значение, сегодня озеленение пустырей может выступить важным этапом благоустройства города.

Поскольку в 1980-х и 1990-х годах в старых американских городах разрастались пустые участки, общинное садоводство активно пропагандировалось общественными организациями и часто поощрялось местными должностными лицами как временная мера для сохранения объектов, ожидающих перепланировки. Однако число таких садов нельзя запланировать, ведь их существование зависит от количества людей, желающих заниматься садоводством и готовых обустраивать данное пространство. Поскольку пустыри продолжают разрастаться, особенно в старых городах, людям нужно найти другие способы их использования.


Важным шагом в переходе от общественных садов к более широкому подходу по озеленению пустующих территорий было сотрудничество между Cleveland Neighborhood Progress (CNP) – городской некоммерческой организацией – и Кентским государственным университетом архитектуры под руководством Бобби Рейтчел и Терри Шварц. В результате этого партнерства появилось видение того, как тысячи пустырей могут стать инвестицией в будущее своего города. Одним из плодов данного сотрудничества была публикация «Справочника по повторному использованию земель Кливленда» – каталога вариаций использования свободных земель с подробной информацией о расходах и материалах, необходимых для воплощения каждой идеи.

В 2009 году был проведен конкурс на лучшую идею повторного использования земли, в котором мог поучаствовать каждый житель Кливленда. Благодаря грантам в размере 500 000 долларов США появилась возможность для реализации 56 проектов на 15 акрах пустующей земли, включая проекты, ориентированные на окружающую среду, такие как карманные парки, дождевые сады и сельскохозяйственные проекты, включая фруктовые сады и виноградники.

Совсем недавно в Детройте и Балтиморе были созданы еще более подробные справочники по повторному использованию свободных земель. Кливленд не одинок в изучении потенциала свободных участков. Второй пионерский город – Филадельфия, где главную роль сыграло почти 200-летнее Пенсильванское садоводческое общество (PHS). Хотя PHS поддерживало общинные сады в Филадельфии с 1970-х годов, в последние годы круг их интересов расширился, теперь он охватывает всеобъемлющую и многогранную общую экологическую стратегию. Особо стоит отметить две инициативы в Филадельфии, одну из которых курирует PHS.

Программа PHS LandCare признает, что число пустырей в городах значительно превосходит число организаций или лиц, желающих или способных превратить их в сады, виноградники или парки, что приводит к тому, что они так и остаются заброшенными. Чтобы решить эту проблему, PHS разработала недорогой подход, который включает в себя только базовые действия: посадку деревьев и возведение простых ограждений. Сегодня PHS при поддержке города Филадельфии установила и поддерживает программу LandCare на более чем 7 000 пустырях по всему городу.


Видео, где показана трансформация заброшенных территорий по программе PHS LandCare.

 Вторая инициатива в Филадельфии касается проблемы почти всех старых американских городов: двойного переполнения канализации, где одна и та же система обрабатывает как санитарные, так и ливневые потоки. В периоды сильных ливней происходят выбросы канализационных вод в реки и озера. Это является основным источником загрязнения воды. До недавнего времени для предотвращения данной проблемы тратились миллиарды долларов на строительство отдельных канализационных систем либо массивных подземных туннелей и резервуаров-хранилищ.

Столкнувшись с этой проблемой, городские власти поняли, что пустующие территории могут стать альтернативным решением проблемы. Вместо того, чтобы использовать традиционную ливневую канализацию, потоки воды можно направить в зеленые насаждения, где она могла бы постепенно просачиваться через землю и наполнять подземный водоносный слой. Такая стратегия будет намного более экологически безопасной, а также уменьшит потребность в массивных резервуарах для хранения и позволит городам соблюдать требования EPA при меньших затратах. Филадельфия была первым городом в США, воплотившим эту идею в реальность: там был разработан подробный план и 25-летняя стратегия реализации, которая была одобрена EPA в 2012 году.

По оценкам властей, реализация этой стратегии озеленения позволит сэкономить 5,6 млрд долларов бюджета Филадельфии. Аналогичные меры предпринимаются в других местах: Милуоки, Сиракузы, Кливленд и Детройт.

Стратегии, впервые внедренные в Кливленде и Филадельфии, были подхвачены сотнями городов и поселков Соединенных Штатов, в то время как исследования выявили очевидные плюсы от озеленения в виде улучшения здоровья граждан, появления более здоровой пищи, снижения уровня преступности и повышения стоимости недвижимости. Однако нерешенным остается вопрос: действительно ли данные меры превратятся в долгосрочную стратегию или это лишь временные усилия? 

За несколько лет, прошедших с начала новаторских усилий Филадельфии и Кливленда, некоторые города действительно преуспели в озеленении. Однако в большинстве городов максимум, что делается для озеленения – регулярно подстригается трава. Можно сказать, что существуют два препятствия к озеленению.

Первое – нехватка ресурсов. Хотя стоимость озеленения отдельной территории не так велика, количество пустырей настолько огромно, что общая стоимость существенна. The Cuyahoga County Land Bank потратил 2,2 млн долларов с 2011 по 2015 год только лишь на очищение от мусора и стрижку травы на пустырях. Стоимость превращения каждого пустыря в сад, парк или виноградник в рамках программы Re-Imagining Cleveland обычно составляла от 3000 до 6000 долларов, что не так много, но если умножить данную сумму на количество пустырей, ожидающих озеленения, получается большая цифра. Кливленд испытывает трудности с привлечением инвестиций для расширения своей программы.

Филадельфия выделяет на озеленение больше средств, чем любой другой город, и тем не менее подавляющее большинство пустых земель в этом городе все еще ждут своей очереди. В отличие от проектов экономического развития проекты по озеленению редко дают прямые денежные доходы, а выгоды от повышения стоимости имущества, улучшения здоровья или снижения уровня преступности, как правило, отражаются косвенным образом.

Еще одна проблема – долгосрочность проектов по озеленению. Поддержание зеленых насаждений в привлекательном виде – процесс трудоемкий: хотя некоторые проекты по озеленению длятся по много лет, другие, как правило, забрасываются.

Во многих районах просто не хватает заинтересованных жителей, чтобы начать такие проекты. 

В основе этих проблем лежит более широкий вопрос: следует ли рассматривать экологизацию как краткосрочную переходную меру или все же это стратегия долгосрочного использования городских земель? Такие города, как Детройт, Кливленд и Балтимор теряют население в течение многих десятилетий, у них нет реальной перспективы восстановить прежний уровень населения в обозримом будущем. Тем не менее, многие местные чиновники видят в озеленении, как минимум, краткосрочный промежуточный шаг к восстановлению привлекательности своих городов.

Часто озеленение недооценивается по сравнению с другими формами государственных инвестиций, так как земля по факту так и остается пустой.

Отношение к озеленению как к не более чем краткосрочной стратегии препятствует восстановлению качества жизни городов и, в конечном счете, их экономическому развитию. В то же время определенные районы каждого города имеют потенциал для восстановления. Планировщики в городах должны оценить, какие районы имеют наибольший потенциал для развития. Они также должны установить прочные основополагающие правила для долгосрочного озеленения, ведь озеленение и благоустройство города могут стать мощным стимулом для его экономического и социального возрождения.

Так, в городах с небольшим количеством пустующих пространств, где они могут даже являться временным явлением, озеленение может стать краткосрочной или временной мерой для сохранения и поддержания таких территорий. В других случаях озеленение следует рассматривать как долгосрочную стратегию. 

 

Оригинал статьи опубликован в электронном журнале Next City 2 июля 2018 года.



Комментарии

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
АНТИСПАМ
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка