А.Н. Береговских выступила на Всероссийском муниципальном форуме «Местное самоуправление: современные вызовы»

В Москве 18-19 сентября Издательский дом «Бюджет» совместно с Союзом финансистов России и при поддержке Федерального Собрания Российской Федерации провел Всероссийский муниципальный форум «Местное самоуправление: современные вызовы». Мероприятие было приурочено к подведению итогов XI Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами».

Участие в мероприятии приняли главы муниципальных образований, руководители местных финансовых органов и экономических служб, члены представительных органов муниципальных образований, сотрудники финансовых органов субъектов Российской Федерации, ведущие эксперты.

В повестку форума был включен широкий спектр вопросов, связанных с развитием городов и муниципальных районов, в том числе проблемы стратегического и территориального планирования, градостроительной деятельности, реализации принципов смарт-сити («умного города») и т.д.

 Работу первого дня мероприятия открыло пленарное заседание «Местное самоуправление: финансово-экономический аспект».

Участникам для обсуждения были предложены следующие вопросы:

-   Современные технологии в управлении имуществом: ИТ-тренд или реальный способ повысить доходы бюджетов.

-  Актуальные изменения в федеральном законодательстве и их влияние на доходную базу местных бюджетов.

-  Полномочия местного самоуправления: вопросы оптимизации и финансового обеспечения.

-  Актуальные вопросы новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации.

-  Федеральные механизмы содействия развитию муниципальных образований.

В рамках работы секции «Муниципальные финансы: от бюджета потребления к бюджету развития» участники обсудили проблемы совершенствования межбюджетных отношений на региональном и местном уровне; вопросы повышения налоговых и неналоговых поступлений в местные бюджеты и оптимизации расходных обязательств муниципалитетов; типовые формы соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов, в т.ч. в рамках реализации национальных и региональных проектов; новые формы управления финансами, а также меры, принимаемые ОМСУ района по привлечению инвестиций.

Второй день форума был посвящен обсуждению вопросов градостроительства и стратегического планирования на муниципальном уровне и практике внедрения и развития современных технологий в городском хозяйстве. 

С докладом «Цифровая информационная модель как инструмент эффективного управления городским развитием» выступила советник РААСН, профессор МААМ, председатель Совета Национальной Гильдии Градостроителей, руководитель ИТП «Град» Анна Николаевна Береговских.

Свое выступление докладчик начала с тезиса о том, что бюджет предназначен для финансового обеспечения эффективности управления любым объектом – будь то город или предприятие. При этом важен баланс между двумя основными составляющими – доходом и расходом.

Часто, чтобы улучшить финансовое состояние компании или благополучие города, мы говорим о том, как увеличить доходную часть бюджета. И именно доходной части посвящаем всё своё внимание. В городском управлении мы ищем способы увеличения налогооблагаемой базы: за счёт повышения налоговых ставок; за счёт увеличения количества объектов налогообложения. В управлении компанией мы хотим повысить стоимость предоставляемых услуг или производимых товаров, увеличить их количество.

А если посмотреть на эту ситуацию с другой стороны – как оптимизировать расходы? Как обеспечить высокую эффективность бюджетных затрат? Как меньшим количеством денег добиться большего блага?

В управлении компанией – это новые методики и технологии, за счёт разработки и внедрения которых повышается производительность труда и качество продукта. В городском управлении – это тоже новые методики и новые технологии. Идеология комплексного подхода к управлению развитием городов может быть реализована через создание и внедрение в систему управления цифровых информационных моделей.

 Главные задачи модели это не только:

- экономия бюджетных средств на бесконечные внесения изменений в генеральные планы, правила землепользования и застройки, документацию по планировке территорий и программы комплексного развития инфраструктур, как минимум на 80%;

-  увеличение налогооблагаемой базы на 30-40% за счёт 100% деления территории муниципального образования на земельные участки и учёта их в ЕГРН;

-  увеличение поступлений в бюджет от НДФЛ на 10-20% за счёт создания новых рабочих мест посредством улучшения инвестиционного климата и за счёт развития городских сервисов в условиях комфортной городской среды.

Главная задача CIM – обеспечить эффективность бюджетных затрат на создание (реконструкцию) объектов инфраструктуры!

В связи с этим встает резонный вопрос – за счёт чего?

- за счёт синхронизации строительства соподчинённых инфраструктур во времени и пространстве.

- за счёт выбора наилучшего варианта развития транспортной, социальной и коммунальной инфраструктур, обеспечивающего максимальное качество среды за минимальные средства.

 Например, что лучше? 3 детских сада по 100 мест с доступностью 500 метров или 1 на 300 мест с доступностью 1000 метров?

Правильнее слепо соблюсти действующий норматив или, посчитав затраты на строительство и последующую эксплуатацию объектов с учётом качества предоставляемых образовательных услуг, внести изменения в нормативы и принять правильное решение?

Чтобы решить проблему транспортного коллапса, что лучше? Построить пять транспортных развязок и 10 подземных переходов или обеспечить качество общественного транспорта и ввести платность парковки для личного автомобильного транспорта?

По мнению А.Н. Береговских, необходимо научиться моделировать ситуации городских преобразований и их последствий! От BIM к CIM!

Как это работает?

- все планируемые объекты включены в состав базы данных, характеризующей современное состояние и использование территории;

- семантика отражает не только физические свойства объекта (наименование, мощность, этажность и т.д.), но и период реализации, стоимость строительства, стоимость эксплуатации, индекс качества услуги и оценочные характеристики влияния объекта на среду.

CIM обеспечивает оценку качества среды на современном этапе и после реализации различных вариантов градостроительных преобразований и выдаёт показатели по требуемым бюджетным затратам.

Оптимальное соотношение цены и качества является критерием выбора лучшего варианта.

Для реализации предлагаемого подхода, по мнению докладчика, необходимо территориальное планирование (в широком смысле) перевести из внутриведомственного подчинения (в регионах и городах оно по-прежнему находится в ведении строительных подразделений) на надведомственный уровень. Социально-экономическое, пространственное и бюджетное планирование должно обеспечивать инфраструктурное развитие городов во взаимосвязи с инвестиционным развитием, обеспечивающим жилищное строительство и создание рабочих мест, формирующих налогооблагаемую базу.

Для обеспечения оптимального баланса бюджетных доходов и расходов на улучшение городской среды необходимо обеспечить постоянный мониторинг изменений и возможность перенастройки планируемых мероприятий инфраструктурного развития в зависимости от развития инвестиционного.

Инструментом гибкого регулирования и управления процессами городских преобразований может стать цифровая информационная модель – CIM.

 

С презентационными материалами участников можно ознакомиться на сайте мероприятия. 

X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка