О КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ К РАЗРАБОТКЕ ДОКУМЕНТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ УПОРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА И ПОСЕЛЕНИЙ, ВХОДЯЩИХ В ЕГО СОСТАВ

Аватар пользователя Роман Шлендер

Успешность социально-экономического развития территории как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе напрямую зависит от качества принимаемых управленческих решений на всех уровнях власти. Изменения, произошедшие за последнее время в социально-экономическом развитии страны, неразрывно связаны с изменениями в градостроительной политике, активными инвестиционными процессами, происходящими в различных отраслях производства, в том числе строительстве, инженерном освоении и благоустройстве территорий поселений различного типа.

В последние годы качество градостроительной документации переходит на новый уровень. Документы территориального и градостроительного развития, разработанные в предшествующие годы, не соответствуют формирующимся на сегодняшний день социальным запросам и потребностям жителей конкретной территории. Все это требует разработки комплексной градостроительной документации, учитывающей интересы всех слоев населения: от инвесторов до потребителей – муниципальных образований.

Отсутствие комплексного подхода при разработке документов территориального и градостроительного зонирования влечет за собой сохранение «болевых» зон градостроительного проектирования и как следствие замедление инвестиционных процессов на территории. Наиболее очевидными проблемами являются отсутствие согласованности и преемственности документов территориального планирования различных уровней, несоответствие в части функционального и градостроительного зонирования правил землепользования и застройки и генеральных планов поселений. Кроме этого, при подготовке правил землепользования и застройки в части установления границ территориальных зон и градостроительных регламентов должна быть обеспечена возможность размещения на проектируемой территории предусмотренных документами территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, что зачастую невозможно учесть при раздельной разработке градостроительной документации. При этом обеспечение качества градостроительной документации является непростой задачей даже в условиях комплексного проектирования.

Согласно Градостроительному кодексу РФ разработка документов территориального планирования должна основываться на стратегических документах социально-экономического планирования. Однако зачастую данный принцип не соблюдается. Кроме того, разработка документов территориального планирования должна учитывать возможные источники финансирования проектных мероприятий, что также в большинстве случаев игнорируется разработчиками градостроительной документации и в результате приводит к несоответствию запросов документов территориального планирования реальным возможностям местного бюджета.

Анализ существующего социально-экономического положения, учет стратегических приоритетов развития территории, оценка финансовых возможностей территории на текущий и прогнозные периоды должны проводится одновременно с разработкой документов территориального планирования. В результате проведения такого анализа удастся определить наиболее подходящий набор проектных мероприятий в документах территориального планирования, в полной мере соответствующим документам социально-экономического планирования и возможностям финансирования их на той или иной территории.

Учитывая тот факт, что стратегии социально-экономического развития, как правило, разрабатываются без учета пространственного аспекта развития территории, обеспечение высокого качества принимаемых решений в градостроительной документации, как видится, требует проведения ряда дополнительных исследований в части концептуального, стратегического видения развития территории, анализа инвестиционного потенциала проектируемой территории, выявления предпочтений жителей конкретной территории относительно качества среды.

Проведение данных исследований по сути становится базой для точечного проектирования и принятия взвешенных решений. Одновременно с этим обеспечивается исключение ошибок стратегического характера, так как проектирование территории начинается со стратегического видения развития территории и далее смещается к решению частных, конкретных задач.

Подход комплексного проектирования развития территории активно внедряется в проектах актуализации документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных районов Тюменской области. В частности, на завершающей стадии находится проект внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования Упоровского района Тюменской области.

Реализацию комплексного проекта Упоровского района условно можно разбить на 3 последовательных этапа:

1. Подготовительный этап, включающий:

 –  социологическое исследование предпочтений жителей района;

 – концепцию пространственного развития;

 – прогноз размещения инвестиционных объектов, относящихся к приоритетным направлениям развития экономики;

 – концепцию градостроительного зонирования;

2. Разработка градостроительной документации, включающая подготовку:

 – генеральных планов сельских поселений;

 – схемы территориального планирования района;

 – правил землепользования и застройки.

3. Подготовка сведений о границах муниципальных образований, населенных пунктов и территориальных зонах для внесения в единый государственный реестр недвижимости.

Разработка качественной документации потребовала проведения значительной подготовительной работы. Совместно с администрацией Упоровского района было проведено социологическое исследование, направленное на выявление общественного мнения о градостроительной ситуации на территории района. Основной целью такого исследования являлось обеспечение возможности трансляции мнения жителей относительно качества среды проживания, направлений пространственного развития в документы территориального и градостроительного зонирования (вопросы организации жилых территорий и общественных пространств, промышленных и коммунально-складских территорий). С учетом результатов прикладного социологического исследования осуществлялась работа по подготовке концепции пространственного развития территории и прогноза размещения инвестиционных объектов.

Основная цель концепции пространственного развития и прогноза размещения инвестиционных объектов – оценка потенциала пространственного и инвестиционного развития территории Упоровского района в целях обоснования градостроительных решений проектов документов о внесении изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования.

В основу концепции пространственного развития и прогноза размещения инвестиционных объектов были положены основные ориентиры документов стратегического планирования Тюменской области и Упоровского района (прогноз социально-экономического развития Тюменской области, схема территориального планирования Тюменской области, концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области, программы и концепции социально-экономического развития Упоровского района).

Разработка концепции пространственного развития района позволила:

    определить роль муниципального района и его поселений в социально-экономическом развитии Тюменской области;

    определить локальные системы расселения с учетом формирования поселенческих структур и выявления общественных центров различных рангов;

   сформировать модель пространственного развития территории на основе комплексной оценки состояния и использования территории и выявленных при этом экологического, социального и экономического каркасов территории Упоровского муниципального района (рис. 1, рис. 2, рис. 3, рис. 4);

Рисунок 1 – Схема социального каркаса территории Упоровского района




Рисунок 2 – Схема экономического каркаса территории Упоровского района

Рисунок 3 – Схема экологического каркаса территории Упоровского района

Рисунок 4 – Модель пространственного развития территории Упоровского района

-  выявить проблемы административно-территориального устройства Упоровского муниципального района и определить механизмы их преодоления.

При этом концепция пространственного развития в части социально-экономического развития территории основывалась на результатах прогноза размещения инвестиционных объектов. Необходимость проведения такой работы требовалась, чтобы органы местного самоуправления могли принимать эффективные и рациональные решения в сфере обеспечения благоприятного инвестиционного климата на территории Упоровского района. 

Прогноз размещения инвестиционных объектов позволил выявить точки роста и зоны, благоприятные для развития приоритетных направлений экономики Упоровского района и сформировать перечень инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Упоровского района (рис. 5.). Кроме этого была проведена оценка возможного количества новых рабочих мест и бюджетного эффекта в результате реализации инвестиционных проектов.

Рисунок 5 – Зоны, благоприятные для развития приоритетных направлений экономики Упоровского района

Важным элементом комплексного проекта Упоровского района также стала концепция градостроительного зонирования, представляющая собой совокупность ключевых решений по правому регулированию землепользования и застройки, содержанию проекта правил землепользования и застройки поселения, выявленных в результате всестороннего градостроительного исследования действующих правил землепользования и застройки.

Концепция градостроительного зонирования призвана решать следующие основные задачи:

  оценить правовой режим использования территории поселения и выявить основные проблемы;

 предложить обоснованные решения выявленных проблем, направленные на совершенствование системы градостроительного планирования, регулирования землепользования и застройки, посредством формулирования принципов градостроительного зонирования с учетом особенностей поселения и принятых решений по развитию территории;

   определить и обосновать состав общей части правил землепользования и застройки;

   определить и обосновать состав территориальных зон, предлагаемых к установлению на территории муниципального образования;

– определить содержание градостроительных регламентов территориальных зон, предлагаемых к установлению на территории муниципального образования.

Разработка проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки поселения на основе разработанной концепции градостроительного зонирования позволила привести градостроительное регулирование в соответствие с правовыми требованиями, избежать громоздких проектных и согласительных процедур, сосредоточиться на самых важных, актуальных вопросах режима использования территории.

Проведенные в рамках подготовительного этапа работ исследования позволили подойти более обоснованно к решениям, принимаемым в ходе непосредственной разработки документов территориального и градостроительного зонирования. При этом такой подход позволил:

  сократить время принятия ключевых градостроительных решений;

 минимизировать число ошибок при проектировании территории в генеральных планах и правилах землепользования и застройки сельских поселений;

  сократить сроки согласования с заказчиком, федеральными и региональными органами власти.

Одновременная разработка схемы территориального планирования Упоровского района и генеральных планов сельских поселений в свою очередь позволила добиться полного соответствия и преемственности решений документов территориального планирования районного и поселенческого уровня, которые затем были транслированы в правила землепользования и застройки.

Немаловажной работой, которую еще предстоит выполнить в рамках комплексного проекта Упоровского района, является подготовка сведений о границах муниципальных образований, населенных пунктов и территориальных зонах для внесения в единый государственный реестр недвижимости.

Надо отметить, что в рамках комплексных проектов Тюменской области отсутствуют документы реализации генеральных планов, к которым относятся программы комплексного развития социальной, транспортной и коммунальной инфраструктур. Учитывая требования законодательства к их разработке в части финансового обоснования мероприятий генерального плана, видится целесообразным также их включение в рамки комплексного проектирования. Аргументом в пользу применения такого подхода может служить необходимость обеспечения реализуемости документов территориального планирования с позиции бюджетных возможностей.


Статья опубликована в сборнике материалов VII ежегодной научно-практической конференции Института «Град», Омск, 2018. С.53-56.


 


Комментарии

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
АНТИСПАМ
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка