Экспертное мнение о проекте Стратегии социально-экономического развития города Омска до 2030 года

087654Документом определено, что Стратегия предназначена для определения целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития города Омска на долгосрочный период.

Первая часть содержит анализ достигнутых результатов социально-экономического развития. Приведены данные по демографии и уровню жизни омского населения в сравнении с другими городами – миллионниками. Из 13 городов Омск до сих пор занимает 6 место по численности населения, но по всем остальным показателям проигрывает большинству городов.

К основным (интегральным) показателям, отражающим состояние города, можно отнести два показателя – отток населения и количество квадратных метров жилья, вводимого в год на душу населения. В 2017 году из Омска уехало 6300 человек и введено 0,27 кв метров жилья на человека, что является худшими показателями среди всех российских городов – миллионников.

Такое положение дел, казалось бы, должно было заставить задуматься и попытаться выяснить – что не так в Омске?

К сожалению, ни о каких просчётах в системе управления Омском в анализе не сказано. Главное, не выявлены причины оттока населения! Кто уезжает из Омска? Вероятно, не самые бездарные люди.

Нет данных о балансе распределения трудовых ресурсов. Кто и где работает в Омске? А сколько омичей работает не в Омске?

Сколько человек и где учится в Омске?

Что в Омске может привлекать жителей других поселений области и других регионов?

Стратегические цели и задачи должны быть определены в увязке со стратегическими целями и задачами Российской Федерации и Омской области, должны определить приоритеты, обеспечивающие прорыв социально-экономического развития города, так как Омск по всем характеристикам (в том числе приведённым в свод-анализе) способен занять вполне достойное место.

Странно, что стратегические цели России, приведённые в рассматриваемом проекте Стратегии, не соответствуют национальным целям, сформулированным в 204-м Указе Президента РФ.

Глубоко ошибочным представляется положение о разработке проекта Стратегии с учётом (а фактически, на основании) действующего Генерального плана, что и повлекло за собой подмену смыслов документов. В данном случае Информация о планируемых на территории города Омска мероприятиях в рамках реализации направлений Стратегии (Приложение 3) представляет собой план реализации действующего с 2007 года Генерального плана, к которому существует множество вопросов, и который требует существенной переработки.

Так, основная стратегическая цель – содействие развитию человеческого капитала (что, безусловно, правильно) – будет реализовываться посредством: строительства и реконструкции детских образовательных организаций и совершенствования дошкольного и школьного образования; обеспечения населения доступным и комфортным жильём за счёт капитального ремонта многоквартирных домов во исполнение судебных решений, предоставления земельных участков многодетным семьям, приобретения жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья; проведения текущих мероприятий по развитию культуры и досуга. Задача создания условий и возможностей для успешной самореализации молодёжи будет решена за счёт строительства Единого молодёжного центра, ремонта нескольких муниципальных организаций в сфере молодёжной политики и поддержки волонтёрского движения.

Достижение стратегической цели – повышения качества городской среды – также запланировано через реализацию нескольких мероприятий по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры. Причём в отличие от перечня мер, направленных на развитие человеческого капитала, данный перечень содержит мероприятия, требующие областного и федерального финансирования. Перечень детализирован настолько, что включает в себя и строительство аэропорта «Фёдоровка», и метрополитена, и гидроузла, и строительство развязок, и восстановление поручней и очистку от краски стен в подземных переходах, и многое другое. Перечень похож на сборку мероприятий из всех невыполненных ранее программ, а также дополнительных специальных и случайных заявок заинтересованных лиц.

Третья стратегическая цель – содействие развитию экономики – будет реализована за счёт создания условий для повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и развития внешнеэкономических связей посредством: включения программы развития экономики города в федеральные и областные программы цифровизации экономики; актуализации современной «миссии» города Омска, разработки новых брендов Омска и Омской области. Предусмотрено содействие созданию новых рабочих мест и повышению уровня доходов населения исключительно за счёт развития гостинично-сервисного центра за внебюджетные деньги. Далее следует перечень проектов, реализовать которые планируют предприятия города Омска также за свои средства.

Каким образом будут действительно реализованы три стратегические цели, и какие закладываются показатели достижения этих целей, не ясно.

Особенного внимания требует четвёртая стратегическая цель – повышение эффективности системы муниципального и общественного управления. Возможно, что именно здесь мы найдём ответы на предыдущий вопрос.

Цель будет реализована за счёт решения стратегических задач: территориального развития (актуализация генерального плана, нормативов градостроительного проектирования и правил землепользования и застройки, выполнение инженерных изысканий и текущей деятельности бюджетного учреждения «Омскархитектура»); повышения эффективности управления муниципальным имуществом за счёт совершенствования финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий; обеспечения открытости деятельности местного самоуправления за счёт ряда стандартных мероприятий и устранения административных барьеров за счёт совершенствования системы закупок и противодействия коррупции.

Реализация целей предусмотрена в большей или меньшей доле тремя предложенными сценариями (борьба за выживание, трансформация, территория комфорта).

Самый «прорывной» сценарий ставит целью увеличение численности населения в Омске на 2,5 тысячи человек в год. А средняя обеспеченность жильём с 24,1 кв метра должна к 2030 году достичь 25 кв метров!

Но при этом предусматривается ежегодный рост вводимого жилья – с 500 тыс. кв м в 2018 году до 800 в 2030!

Кто же будет жить в этих новых домах, которые планируется построить за счёт сноса частными инвесторами массивов индивидуальной частной застройки в соответствии с решениями действующего генерального плана (в мероприятиях по реализации Стратегии такие территории конкретно обозначены)?

Одним из индикаторов повышения качества городской среды определена «Актуализация материалов Генерального плана В СООТВЕТСТВИЕ К СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ – на 100% к 2024 году, причём вне зависимости от выбора сценария!

Индикаторы по направлению повышения эффективности муниципального управления определены весьма скромно, достижение их, видимо, не вызовет особого напряжения, кроме как повышение уровня удовлетворённости населения деятельностью органов местного самоуправления от 1,2% на текущий момент до 33, 38 и 45 соответственно по вариантам сценариев.

Как отозваться на такой проект Стратегии?

Думаю, что документ этот подготовлен в рамках текущей деятельности нескольких подразделений администрации города без особой заинтересованности авторов и без взаимного согласования действий. Такое мнение можно подтвердить при прочтении различных разделов, содержащих в себе совершенно разную степень подробности проработанности текста (на мой взгляд, излишняя подробность только портит восприятие Стратегии, уводит от главного).

Главное, что такая стратегия (на мой, безусловно, взгляд) ничего не изменит в жизни города и никак не повлияет на его социально-экономическое развитие.

Что делать? Искать выход, думать.

На известный тезис «критикуя – предлагай!» ПРЕДЛАГАЮ!

Например, можно рассмотреть четвёртый сценарий развития Омска – Развитие через экономику знаний.

Исходя из главной цели – наращивание человеческого капитала как драйвера социально-экономического развития, представляется целесообразным предпринимать меры, направленные не только на снижение оттока молодого талантливого населения, но и на привлечение молодых одарённых и способных людей в Омск.

Как?


1. Улучшить систему образования на всех ступенях.

Высшее образование необходимо развивать по направлениям, наиболее востребованным в настоящее время, креативным, модным. Для определения этих направлений нужно проанализировать образовательный рынок в Омске и, как минимум, в Сибирском и Уральском федеральных округах, в Казахстане. Необходимо понять, от чего мы должны оттолкнуться и какие ниши занять.

Учить нужно новому, и учить хорошо!

В России сформировался пул высокопрофессиональных преподавателей-экспертов, которые готовы ездить по стране.

Придётся найти преподавателей не только в Омске, но и в других городах России, а также за рубежом. Активно использовать зарубежные практики, в том числе привлекая иностранных преподавателей и организовывая стажировки для студентов.

 

Какие это могут быть направления?

-          Ландшафтные архитекторы, региональные и городские планировщики (градостроители), урбанисты (социологи, модераторы, аналитики).

-          Технологии «Умных городов».

-          Медицина и оздоровление.

-          Литература, музыка, изобразительные искусства.

-          Многое-многое другое (нужно провести тщательное исследование).

 

Надо сделать пространственный и экономический анализ образовательного рынка и предложить кластеризацию особых наиболее ярких омских образовательных проектов, которые нужно сделать знаменитыми.

Например, насколько широко известны сегодня Высшая школа милиции и Кадетский корпус, которые имеют глубокие исторические корни и готовы не только к возрождению, но и к развитию?

Сильнейший политехнический университет. Результат очевиден: Омск – крупнейший промышленный центр России. В Омске сосредоточены организации – разработчики программного обеспечения мирового уровня, двигатели цифровой экономики в России.

Медицина в Омске также на хорошем счету. И отдельные специализации привлекают пациентов даже из соседних регионов, а в отдельных случаях и из-за рубежа.

Переработка сельскохозяйственной продукции не нуждается в дополнительных хвалах.

Расширение и повышение качества образовательного рынка может дать быстрый (возможно, что самый быстрый) эффект демографических изменений. В Омск приедут тысячи молодых людей из Омской области, из ХМАО – Югры, из ЯНАО, из Казахстана и других регионов.

Чем больше вузов и других образовательных учреждений, тем больше открывается возможностей для молодых людей, тем больше их будет. Второй эффект – это создание семей в Омске приехавшими молодыми людьми.

 

Как удержать молодых людей, получивших образование в Омске?

-          Созданием комфортной городской среды (благоустройство, красота, удобство, разнообразие развлечений и отдыха).

-          Широким рынком высокооплачиваемых рабочих мест (по возможности – креативных). Рабочие места создаются лидерами в целях реализации их же идей. Здесь нужно учитывать, что уникальные предприятия часто создаются там, где есть соответствующие кадры.

-          Доступным и разнообразным дошкольным и школьным образованием. Это повлияет на выбор постоянного места жительства молодых семей, которые хотят дать хорошее воспитание и образование своим детям.

-          Доступным жильём. Большое значение имеет арендное социальное жильё, в том числе и для студентов. Важны и общежития, которые могут стать центрами формирования креативных культур.

-          Высоким уровнем досуга (театры, музеи, стадионы, парки, кафе).

 2. Преобразовать городскую среду.

Преобразование городской среды происходит далеко не только за счёт благоустройства общественных пространств. Омским жилым районам необходимы качественные социально-экономические изменения, необходима сознательно и планомерно внедряемая джентрификация.

В спальные левобережные микрорайоны необходимо вдохнуть и дневную активную многообразную жизнь.

Массивы индивидуальной частной застройки в центре города и на его окраинах требуют другого образа жизни.

Многие бывшие или неэффективно используемые и приближенные к центру промышленные зоны должны получить своё другое назначение. Может быть, это будут новые образовательные организации, креативные деловые кварталы – центры генерации творческих идей и зарождения бизнес-проектов, технопарки и лаборатории новых технологий. Может быть, здесь будет уместно строить новые сценарии жизнеустройства с использованием лофта.

Среда повседневности должна соответствовать современным требованиям в каждом омском квартале!

Уникальная среда должна быть создана во множестве городских центров и подцентров (местоположение которых уже определено Мастер-планом).

 3. Поддерживать и развивать бизнес-инициативы.

Бизнес-среда будет создана городской атмосферой, сочетающей в себе знания, творчество и красоту.

В качестве поддержки предпринимательских инициатив необходимо создать понятную и открытую систему управления развитием городских территорий, сформировав в её составе подсистему инвестиционного развития.

Подсистема должна содержать всю необходимую правовую и аналитическую информацию, необходимую для принятия решения о создании или развитии бизнес-проекта. Все услуги в оформлении бизнеса должны быть электронными и безбарьерными. Растущему бизнесу должны быть созданы все налоговые преференции.

Власть здесь может строить отношения с бизнесом по принципу «Поливай то, что растёт!».

4. Подготовить правильную стратегию и реализовать её.

Стратегия должна стать документом, содержащим договорённости местного самоуправления, региональной государственной власти, бизнеса и общества о желаемом будущем города Омска, о целях городских преобразований и задачах, которые необходимо решить (стратегия развития миллионного города не может замыкаться только на вопросах местного значения).

 

Я привела только один взгляд на решение проблемы и ни в коем случае не настаиваю на его однозначной правильности.

И этим отзывом лишь в очередной раз хочу обратить внимание всех заинтересованных лиц на то, что Город нуждается в Идеях. Только Идеи и их целенаправленное продвижение смогут изменить ситуацию к лучшему.

 

 

С уважением,

руководитель ИТП «Град»,

советник РААСН, профессор МААМ,

Председатель Совета

Национальной Гильдии Градостроителей

А.Н. Береговских

Сайт Администрации города Омска – http://admomsk.ru/web/guest/news/-/asset_publisher/mh3W/content/778144

Материалы для скачивания: 
X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка