Управление градостроительным развитием территории муниципального образования как условие улучшения инвестиционного климата

АННОТАЦИЯ

The competitiveness of territories and the quality of life are strongly connected with the condition of investment climate on corresponding territories. The investment climate is frequently estimated through two main categories: investment potential and investment risk. Infrastructural potential is an important constituent of investment potential. Therefore the development of infrastructural potential should be one of primary aims of public policy and policy of local government. The integrated project of territory town-planning development management is a system of documents and software which contains a complex of town-planning decisions aimed at the improvement of territory’s infrastructure potential.

Управление развитием территории осуществляется в целях повышения качества жизни населения, его благосостояния. В свою очередь, качество жизни человека неразрывно связано с конкурентоспособностью территории, на которой он проживает. В настоящее время большой научный и практический интерес представляет понятие «конкурентоспособность региона». В широком смысле, конкурентоспособность региона — это возможность регионов в условиях международной конкуренции обеспечивать сравнительно высокие доходы и уровень занятости населения[2], то есть его благосостояние. При этом в настоящее время особое значение приобретает «пространственное измерение» конкурентоспособности, то есть признание значения пространственных характеристик тех экономических субъектов, от деятельности которых зависит конкурентоспособность территории[3]. Отметим, что описанное понимание конкурентоспособности применимо к любой территории: субъекту РФ, всей стране или отдельному муниципальному образованию.

Понятию «инвестиционный климат» и вопросам, связанным с его оценкой, уделяется значительное внимание в современной экономической литературе, в том числе учебного характера[4]. Со степенью благоприятности инвестиционного климата тесно связана конкурентоспособность территории. В целом, инвестиционный климат (или инвестиционную привлекательность) территории[5] можно определить как условия инвестирования, влияющие на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования.

В России широкое распространение получила методика оценки инвестиционного климата, применяемая компанией ЗАО «Эксперт РА» в аналитическом исследовании «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России». Результаты этого рейтинга ежегодно публикуются в журнале «Эксперт» начиная с 1996 года. Инвестиционный климат территории в данном случае понимается как комплексная система, состоящая из двух подсистем: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. Инвестиционный потенциал и риск – это агрегированное представление большой совокупности факторов, влияющих на инвестиционный климат. Согласно методике «Эксперт РА», инвестиционный потенциал – это количественная характеристика, учитывающая насыщенность территории региона факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели, влияющие на потенциальные объемы инвестирования в регион. Инвестиционный потенциал региона складывается из девяти частных потенциалов, каждый из которых характеризуется группой показателей: природно-ресурсный, трудовой, производственный, инновационный, институциональный, инфраструктурный, финансовый, потребительский, туристический[6].

Поскольку в настоящее время особое значение приобретают пространственные характеристики экономических субъектов на территории, можно закономерно предположить, что влияние инфраструктурного потенциала на величину совокупного инвестиционного потенциала должно быть существенно. В качестве иллюстрации данного умозаключения проанализируем взаимосвязь величины ранга совокупного инвестиционного потенциала и величин рангов частных потенциалов (в том числе, инфраструктурного потенциала) за последние несколько лет (2005 – 2008 гг.) согласно рейтингам инвестиционной привлекательности регионов России, подготовленным компанией «Эксперт РА»[7]. Построенные модели линейной регрессии показали, что инфраструктурный потенциал оказывает достаточно существенное влияние на совокупный инвестиционный потенциал и, в целом, на инвестиционный климат территории. Частный коэффициент корреляции ранга инфраструктурного потенциала в построенных моделях по своей величине занимает 4 или 5 место среди 9-ти рассматриваемых параметров линейной регрессии, каждый из которых характеризует степень влиянии рангов одного из частных потенциалов на ранг совокупного инвестиционного потенциала. В связи с этим, представляется необходимым определить, каким образом может осуществляться управление развитием территории в целях повышения её инфраструктурного потенциала.

Применительно к экономике той или иной территории понятие «инфраструктура» можно определить как комплекс отраслей, соответствующих предприятий и организаций, сфер деятельности[8], а также объектов капитального строительства[9], обеспечивающих процесс и условия воспроизводства на данной территории[10]. Такое определение позволяет сделать вывод о том, что развитие инфраструктурного потенциала должно предполагать не только расчет общих социально-экономических параметров развития инфраструктуры, но и планирование изменения её пространственных характеристик. Последнее должно осуществляться в ряде аспектов: определение территорий жилой застройки, размещение объектов социально-культурно-бытового обслуживания, выделение рекреационных территорий, определение территорий для производственных нужд, размещение инженерной инфраструктуры, размещение транспортной инфраструктуры. Результатом принимаемых органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о развитии инфраструктуры должно быть размещение на территории комплекса объектов капитального строительства соответствующего вида и выделение зон определенного назначения.

Действующее законодательство РФ (в частности, Градостроительный кодекс РФ) указывает на то, что планирование развития территории по указанным выше направлениям осуществляется в виде территориального планирования, планировки территории и градостроительного зонирования[11]. Решения об инфраструктурном развитии территории закрепляются в соответствующих документах градостроительного проектирования. Следовательно, интенсивное повышение инфраструктурного потенциала территории возможно только при условии качественного и системного градостроительного проектирования. В то же время, органы местного самоуправления сталкиваются с рядом проблем при осуществлении управления градостроительным развитием территории в целях повышения инфраструктурного потенциала.

Первая проблема связана с обеспечением качества градостроительных решений и заключается в следующем. Решения стратегий и программ социально-экономического развития предполагают прогнозирование и планирование изменений следующих показателей нескольких групп:

– Демографические показатели (например, численность населения, средний размер семьи, половозрастной состав и т.д.);

– Показатели рынка труда (например, среднедушевой доход населения, структура занятости, уровень безработицы и т.д.);

– Показатели градообразующих производств (например, отраслевая структура выпуска, состав и объемы используемых ресурсов и т.д.);

– Показатели строительной отрасли (например, ожидаемые объемы строительства на территории, рентабельность строительной деятельности и т.д.);

– Непространственные показатели инфраструктурных объектов капитального строительства жилищного фонда, сферы социально-культурно-бытового обслуживания, транспортной и инженерной инфраструктуры (например, общая площадь объектов жилищного фонда, суммарная мощность общеобразовательных школ, уровень автомобилизации населения, показатели объемов потребления населением услуг инженерной инфраструктуры и т.д.).

–  Непространственные показатели экологической обстановки (например, объемы накопления различных отходов и т.д.);

– Некоторые другие непространственные социально-экономические показатели.

В целом, решения и показатели документов социально-экономического планирования сами по себе не имеют строгой привязки к пространственным характеристикам планируемых процессов. При разработке документов планирования социально-экономического развития территории практически полностью осуществляется планирование развития всех составляющих инвестиционного потенциала. Исключение составляет лишь инфраструктурный потенциал, управление которым предполагает планирование как непространственных, так и пространственных показателей. При этом, фактическая реализация решений документов социально-экономического планирования возможна только при разработке документов градостроительного проектирования, которая должна опираться на прогнозируемые и планируемые значения показателей перечисленных выше видов. Вместе с тем, такая последовательность принятия решений во многих муниципальных образованиях зачастую не выполняется, так как либо документы социально-экономического планирования на территории не разработаны, либо разработанные документы социально-экономического планирования и документы градостроительного проектирования вступают в противоречия друг с другом. Ситуация осложняется тем, что в федеральном законодательстве РФ не закреплены даже самые общие требования к составу и содержанию стратегий и программ социально-экономического развития муниципальных образований. Соответственно, сформировать универсальную методику преобразования в процессе градостроительного проектирования социально-экономических показателей в пространственные (площади земельных участков, расстояния между различными объектами и т.п.) представляется крайне сложной задачей.

Вторая проблема подготовки градостроительной документации заключается в том, что в нашей стране широко распространена обособленная подготовка различных документов градостроительного проектирования различными разработчиками. В такой ситуации, каждый разработчик вынужден тратить значительное время на сбор исходной информации и на обработку данных проектов других разработчиков. В результате, общее время подготовки документов оказывается достаточно велико, что, в конечном счете, значительно замедляет реализацию основных целей и задач социально-экономического развития территории.

Третья проблема, препятствующая успешному управления инфраструктурным потенциалом через разработку и реализацию градостроительных решений, связана с отсутствием в Градостроительном кодексе РФ требований к представлению документов градостроительного проектирования в цифровом виде.

Стремление решить названные проблемы на уровне муниципального образования привело к формированию подхода к разработке комплексного проекта управления градостроительным развитием территории муниципального образования (далее также – комплексный проект). Комплексный проект – это основа инфраструктуры пространственных данных, представляющая собой совокупность сведений о современном состоянии и планируемом развитии территории и обеспечивающая системное управление ею по различным направлениям муниципальной градостроительной политики в целях повышения инфраструктурного потенциала и, следовательно, качества жизни населения.

Комплексный проект содержит следующие основные инструменты управления градостроительным развитием территории муниципального образования: местные нормативы градостроительного проектирования (далее также – МНГП), документ территориального планирования муниципального образования, документация по планировке территории муниципального образования, правила землепользования и застройки территории, разработанная в форме электронной оболочки информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), система расчета и взимания земельных платежей, план реализации документа территориального планирования муниципального образования, программа градостроительного развития территории.

Базовым элементом комплексного проекта являются МНГП, так как именно этот документ обеспечивает согласованность решений документов планирования социально-экономического развития и решений  всех остальных элементов комплексного проекта, направленных на повышение инфраструктурного потенциала. МНГП содержат комплекс показателей и качественных требований, определяющих функциональную зависимость между показателями социально-экономического развития территории и показателями пространственного развития территории.

Единовременная разработка рассматриваемых инструментов управления градостроительным развитием территории в составе комплексного проекта обоснована следующими обстоятельствами: во-первых, логической последовательностью принятия проектных решений одних инструментов на основе решений других; во-вторых, финансовой взаимосвязью, определяющей проблематичность своевременной реализации рассматриваемых инструментов управления градостроительным развитием территории обособленно; в-третьих, существенной экономией времени на разработку всех рассматриваемых инструментов управления градостроительным развитием территории.

Таким образом, инфраструктурный потенциал – это значимая составляющая инвестиционного климата территории. Повышение инфраструктурного потенциала территории возможно только при условии осуществления системного градостроительного проектирования. Ряд проблем, препятствующих качественной разработке документов градостроительного проектирования и применению их решений органами местного самоуправления, позволяет преодолеть разработка комплексного проекта управления градостроительным развитием территории муниципального образования. Единовременная разработка всех элементов комплексного проекта позволяет исключить противоречия между решениями стратегического социально-экономического планирования и градостроительного проектирования на территории, существенно сократить время подготовки всех необходимых для управления инфраструктурным потенциалом градостроительных документов, оперативно осуществлять текущее управление градостроительным развитием территории за счет использования электронной ИСОГД. Все это позволяет считать комплексный проект одним из эффективных средств улучшения инвестиционного климата территории.

 Пеньевский И.М.,
руководитель отдела перспективных разработок ИТП «Град»

X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка