
В четверг, 24 августа, в рамках конференции «Управление развитием территории: стратегия, тактика, регулирование, перенастройка» прошла дискуссия «Генплан и мастер-план: особенности разработки транспортных разделов», модератором которой выступил Александр Сергеевич Баранов, исполнительный директор Лаборатории градопланирования им. М. Л. Петровича.
Сегодня для ключевых городов страны все чаще разрабатывается не только генеральный план, но и мастер-план. Транспортные разделы данных документов являются одними из ключевых и определяют перспективное пространственное развитие города. Если минимальные требования к разработке транспортного раздела генерального плана формализованы, то в случае с мастер-планом все зависит от решений транспортного инженера.
Первый спикер Константин Алексеевич Васенко, начальник отдела транспортного обеспечения ИТП «Град» выступил с докладом «Место и роль математических моделей в транспортном планировании: стратегия, генплан, ПКР?». В существующей системе документов в сфере градостроительной деятельности планирование транспортных объектов регламентируется стратегией социально-экономического развития, нормативами градостроительного проектирования, генеральными планами, проектами планировки, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, государственными и муниципальными программами, КСОДД, КСОТ. Мастер-план не является предметом правового регулирования, что, с одной стороны, позволяет более гибко планировать, не оглядываясь на принадлежность объектов, а с другой стороны, отсутствуют границы детализации проработки и перечни размещаемых объектов.
Спикер рассказал об опыте разработки мастер-планов, объем и уровень детализации которых различались в зависимости от специфики территории и задач, обозначенных заказчиком. По мнению эксперта, мастер-план может обнаружить противоречия между различными документами и инициировать перенастройку и синхронизацию документов территориального планирования, стратегических документов и программ.
По мнению специалиста, мастер-план будет полезен, если применять современные методы математического моделирования при обосновании решений, обязательность которых законодательно предусмотрена только в программах комплексного развития транспортной инфраструктуры. Далее К. А. Васенко рассказал, как методы математического моделирования могут использоваться в стратегии социально-экономического развития, мастер-планах, концепциях пространственного развития, генеральных планах и проектах планировки и как это повысит уровень качества и эффективности принятых решений.
Следующим докладчиком стал Константин Юрьевич Трофименко, директор Центра исследований «Умного города» НИУ «Высшая школа экономики», член Экспертного совета Минтранса России по мониторингу и оценке качества разработки документов транспортного планирования субъектов Российской Федерации. Свое выступление «Оптимальные функции транспортного планирования и их реализация в современной системе документов планирования Российской Федерации» эксперт начал с определения задач транспортного планирования, которые призвана решить действующая система документов. Были подробно проанализированы функции каждого документа, практики их реализации, а также типичные ошибки, усложняющие принятие решений в сфере транспортного планирования и снижающие их качество. По словам эксперта, исправить ситуацию возможно посредством разработки нового комплексного документа в сфере транспортного планирования, который учел бы недостатки действующих. Также спикер привел характеристики цифровизации транспортного планирования, что позволит формировать оптимальные наборы сценариев, оптимизировать и автоматизировать процессы принятия решений.
Примером разработки транспортного раздела Концепции территориального развития городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург» в Екатеринбургской агломерации поделился Сергей Владиславович Шутов, заместитель начальника МБУ «Мастерская генерального плана» Администрации Екатеринбурга, выделив ее основные направления концепции: жилищно-гражданское обеспечение, развитие мест приложения труда, повышение экологической устойчивости, развитие транспортной инфраструктуры, развитие инженерной инфраструктуры, идентичность Екатеринбурга. Спикер рассказал, что комплексный анализ документов территориального планирования различного уровня позволил определить проблемы транспортного обслуживания, в том числе в части пропускной способности и связности транспортных сетей, доступности территории и обеспеченности транспортными услугами. Были представлены примеры проектных решений по каждому направлению Концепции, подробно описаны их эффекты.
Опытом, болью и озарением при рождении транспортного раздела поделилась Елена Сергеевна Павленко, главный специалист по транспортному планированию Лаборатории градопланирования им. М. Л. Петровича. Свое выступление спикер начала с постановки проблемы: «Как приблизить планы к реализации?». По мнению специалиста, приоритет развития транспортной инфраструктуры неоспорим. «Это не про дорогу. Это не про полотно. Это про коммуникацию», – убеждена Е. С. Павленко. Ключевая особенность, отличающая мастер-план от генерального плана, по ее мнению, заключается в том, что генеральный план – «закон, разработанный в соответствии со строгими требованиями, учитывающий полное развитие», а мастер-план – «кросс-масштабное исследование, обосновывающее приоритетные проекты». Спикер подробнее остановилась на сложных вопросах, с которыми сталкивается в практической деятельности, и рассказала о способах их разрешения.
Далее с докладом «Задачи интегрированного территориального и транспортного планирования» выступил Алексей Георгиевич Левашев, технический руководитель Научно-исследовательской транспортной лаборатории Иркутского национального исследовательского технического университета, директор ООО «Центр транспортных технологий». По мнению эксперта, основными задачами при разработке генерального плана являются оценка транспортного спроса, расчет пропускной способности, определение необходимых мероприятий, оценка их качества и эффективности. Различия генерального плана и мастер-плана заключаются в том числе в детализации исходных данных, масштабности мероприятий, степени детализации модели. Спикер рассказал о способах решения проблем при транспортном планировании, в том числе посредством цифровизации, привел примеры моделирования из практики.
Проблемами и перспективами подготовки специалистов по транспортному планированию и моделированию в Тюменском индустриальном университете поделился кандидат технических наук, доцент Дмитрий Александрович Захаров, заведующий кафедрой «Эксплуатация автомобильного транспорта» ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет». Он рассказал о том, какие знания и навыки должны получить студенты, выбравшие специальность в сфере транспортного моделирования; какие методы используют преподаватели в целях формирования мотивации и интереса у студентов; как подготовка квалификационных работ способствует развитию транспортной инфраструктуры в городе и др.
Участие в дискуссии приняла Анна Николаевна Береговских, руководитель ИТП «Град». По ее мнению, стратегия развития транспортной инфраструктуры является неотъемлемой частью стратегии социально-экономического развития.
В целях формирования ключевых тезисов и предложений по итогам дискуссии модератор задавал каждому спикеру актуальные вопросы. Эксперты обменивались мнениями, совместно в ходе дискуссии вырабатывали оптимальные и рациональные решения, которые будут отражены в итоговой резолюции конференции.