В Ханты-Мансийском автономном округе утвердили региональные нормативы градостроительного проектирования (РНГП), разработанные Институтом территориального планирования «Град». Данный документ определяет, сколько на той или иной территории должно быть детсадов, школ и поликлиник, парковок у жилых домов и различных общественных зданий и другие важные параметры.
Они зависят от множества факторов: для городов они одни, для сельской местности другие. Об особенностях РНГП Югры нам рассказали сотрудники Института: начальник отдела социального планирования «Град» Евгения Шефер и ведущий инженер отдела транспортного обеспечения Дарья Омельянчук.
Как на нормативы влияют природно-климатические особенности регионы?
Евгения Шефер: С их учетом определяют как виды нормируемых объектов, так и значения расчетных показателей. Поэтому в Югре, учитывая продолжительную зиму и подходящий рельеф, в РНГП включены объекты для зимних видов спорта, например, лыжные базы.
Муниципалитеты вправе самостоятельно определять, за счет каких сооружений будет достигнута обеспеченность населения инфраструктурой. В частности, в ХМАО запланировано строительство крытых спортивных объектов с искусственным льдом, в том числе керлинг-центров. В Схеме территориального планирования автономного округа они размещены в Когалыме и Сургуте.
Равнинный характер местности с большим количеством рек и озер в регионе обуславливает необходимость лодочных станций. Мы установили расчетные показатели с привязкой к населенным пунктам, к которым сейчас нет асфальтированных дорог.
С учетом климатических параметров, в том числе, среднемесячной температуры воздуха, установлены требования к размерам земельных участков объектов, определены нормативные показатели расхода тепла на отопление зданий.
В нормативах используется термин - объекты, имеющие агломерационное (межмуниципальное) значение. Судя по названию, ими пользуются не только жители муниципалитета, где он находится, но и соседних населенных пунктов?
Любые инфраструктурные объекты, обслуживающее население двух муниципальных образований и более в пределах их территориальной доступности могут быть отнесены к объектам агломерационного (межмуниципального) значения. Суть в экономии бюджетных средств на строительство и содержание инфраструктуры. В малочисленных населенных пунктах строительство инфраструктурных объектов экономически неэффективно с точки зрения затрат на возведение и дальнейшую эксплуатацию объекта в расчете на единицу численности населения. Следовательно, целесообразно строить объект в более крупном населенном пункте, учитывая при проектировании его вместимости, что им будут пользоваться и жители ближайших населенных пунктов. Эту нагрузку мы предусмотрели в Нормативах для ряда объектов, в частности, для центра технических видов спорта, многофункционального спортивно-зрелищного комплекса, концертных залов, театров, организаций дополнительного образования.
В новой редакции РНГП увеличивается количество мест в студенческих общежитиях (с 39 до 45 мест на 100 обучающихся). С чем это связано? Еще обратил внимание на большое количество нормируемых медицинских объектов…
Развитие высшего образования в регионе запланировано через строительство межвузовских кампусов в Ханты-Мансийске, Сургуте и Нижневартовске. Кампусная инфраструктура предполагает обеспечение необходимых условий для проживания студентов и преподавательского состава.
Территориальные и демографические особенности региона оказывают серьезное воздействие на формирование и реализацию в округе проектов и мероприятий в сфере здравоохранения. На территории региона запланированы большие объемы по строительству объектов и модернизация сети медицинских организаций.
Стратегической целью является формирование мощного, конкурентоспособного научно-образовательного медицинского кластера.
А вот детских оздоровительных лагерей на территории региона немного, что отражено и в нормативах. Это тоже не связано с природными особенностями?
В РНГП Югры установлены расчетные показатели только для организаций отдыха детей и их оздоровления стационарного типа муниципальной формы собственности. На сегодняшний день в автономном округе работают 4 таких загородных оздоровительных лагеря (в Белоярском, Нижневартовском, Советском и Кондинском районах). В каждом из них можно разместить 330 человек в смену. Организация отдыха и оздоровления детей осуществляется по большей части в лагерях с дневным пребыванием на базе школ. Также есть лагеря труда и отдыха, палаточные лагеря, поэтому в целом в ХМАО достаточно организаций для отдыха детей и их оздоровления в разных муниципальных образованиях.
Напомню, что путевки предоставляются только по заявлению (желанию) родителей. Жители округа часто направляют своих детей в лагеря, расположенные на побережье Черного и Азовского морей.
В РНГП Югры норматив на места постоянного хранения автомобилей (гаражи, парковки) привязан к площади жилья (в городских округах 1 место на каждые 120 квадратных метров дома). Порой разработчики нормативов выбирают другой подход. Почему в данном случае решили остановиться именно на таком варианте?
Дарья Омельянчук: Действительно, в своде правил «Градостроительство» показатели обеспеченности местами постоянного хранения легковых автомобилей приведены в расчете на одну квартиру. Методические рекомендации по подготовке нормативов градпроектирования предлагают в качестве нормируемого показателя – количество машиномест в расчете на 1000 личных автомобилей.
Оба этих показателя могут применяться при проектировании, но могут возникнуть затруднения при подсчете или же может появиться несколько вариантов расчета.
Рассмотрим первый вариант, основанный на количестве квартир. Расчет требуемого количества мест хранения выполняется на стадии разработки документации по планировке территории. На этом этапе практически всегда отсутствует рабочая документация на жилые дома и невозможно достоверно обозначать количество квартир. Также застройщик в технико-экономических показателях намеренно может закладывать нереалистичную цифру по обеспеченности кв. м жилой площади на человека. В связи с этим, количество парковочных мест может быть сильно занижено в сравнении с реальными потребностями.
При втором варианте может быть еще больше допущений. Сейчас статистические данные о количестве зарегистрированных транспортных средств агрегируются по территории субъекта Российской Федерации. И по факту получается региональный усредненный показатель: как правило, он занижается в крупных населенных пунктах и завышается в небольших. Прогнозные же значения уровня автомобилизации для одной территории в различной документации могут серьезно отличаться.
Расчет требуемого количества мест хранения исходя из жилой площади видится наиболее целесообразным ввиду следующих положений:
-
это позволяет производить расчет унифицированно для объектов различного класса, независимо от сложившейся обеспеченности жилой площади на человека;
-
показатель учитывает параметры существующего и строящегося жилья на территории;
-
на этапе разработки документации по планировке территории общий объем жилого фонда – основной показатель, содержащийся в утверждаемой части проекта;
-
исключается неоднозначная трактовка норм.
В РНГП ХМАО включены нормативы, которые должны активизировать улучшение велодорожной инфраструктуры. Насколько это актуально для территории Югры?
На федеральном уровне принято решение закладывать в нормативы градостроительного проектирования показатели, касающиеся обеспеченности населения велосипедными дорожками и полосами для велосипедистов с учетом передового мирового опыта и природно-климатических условий.
Важной задачей градостроительной политики должно стать развитие велодорожной инфраструктуры. Реализация этого приоритета направлена на увеличение мобильности населения, на снижение создаваемой автомобильным транспортом экологической нагрузки и дорожной аварийности.
Понятно, что в условиях климата ХМАО-Югры велосипеды не смогут создать полноценную альтернативу личным автомобилям и общественному транспорту в течение всего года. Но это отличный вариант для досуга и занятия спортом.
Развитие велоинфраструктуры сводит к минимуму конфликтные точки между автомобилистами и велосипедистами. Если территория не приспособлена для вторых, то это грозит увеличением аварий и смертей.
Основными задачами развития велоинфраструктуры на территории ХМАО-Югры являются:
-
популяризация использования велосипеда как средства передвижения среди населения города в теплое время года;
-
повышение безопасности передвижения на велосипеде по улицам и дорогам;
-
развитие рекреационных зон;
-
формирование позитивного отношения к велосипедистам как к участникам дорожного движения;
-
организация активного отдыха и здорового образа жизни населения с использованием велосипеда;
-
строительство велодорожек для массового катания;
-
развитие инфраструктуры сервисных услуг по обслуживанию велотехники.
Фото: правительство ХМАО.