Свежий номер бюллетеня Счетной палаты РФ за ноябрь 2022 года посвящен Кавказским Минеральным Водам. Это один из старейших курортных регионов России, который отличает разнообразие минеральных вод, лечебных грязей и особенный целебный климат. Счетная палата провела оценку результатов выполнения подпрограммы «Комплексное развитие инфраструктуры и благоустройство Кавказских Минеральных Вод» государственной программы РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», а также перечня мероприятий по комплексному развитию города-курорта Кисловодска до 2030 года. В подготовке материалов в качестве приглашенных экспертов приняли участие специалисты Института территориального планирования «Град».
Благодаря мерам господдержки, в 2021 году турпоток в КМВ вырос на миллион человек по сравнению с 2016 годом, а исторический центр Кисловодска существенно преобразился.
В то же время есть ряд системных проблем, которые сдерживают полноценное развитие Кавказских Минеральных Вод. В первую очередь это отсутствие комплексного подхода к данному региону как к единой санаторно-курортной и туристской системе. В результате мероприятия, финансируемые из бюджета, не взаимоувязаны по целям, срокам, показателям и исполнителям. Кроме того, большинство из них нацелено только на решение текущих проблем городов-курортов региона, и нет крупных стратегических проектов с ярко выраженным эффектом, связанным с реализацией перспективных направлений развития Кавминвод.
В бюллетене опубликовано мнение руководителя ИТП «Град» Анны Береговских. Советник РААСН, член-корреспондент МААМ, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости, член Совета НП «Национальная гильдия градостроителей» на конкретном примере анализирует типичную для российского региона ситуацию и предлагает решения существующих проблем. Приводим комментарий целиком.
«Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия достаточно ярко показал отсутствие системы в планировании развития территорий страны на примере территории КМВ и Кисловодска. Есть набор институциализированных инструментов, каждый из которых выполняет свою задачу, но которые вместе не способны создать целостность, стать оркестром. Виноваты здесь все: дирижер, инструменты и музыканты…
Вероятно, многие причины выявленных недостатков кроются не в ошибках организации управления и планирования на конкретных муниципальных и региональных уровнях территорий КМВ, а в несовершенстве действующего федерального законодательства.
Стратегия социально-экономического развития Кисловодска рассчитана на реализацию до 2035 года, а генеральный план, будучи документом не стратегическим, – до 2042 года. Как такое может быть? К сожалению, это повсеместная практика. Стратегии принимаются на 10–15 лет, а тактические документы, направленные на их реализацию (генеральные планы), – на 20–25 лет. Конечно, никто не мешал региональным и муниципальным властям выстроить одинаковые горизонты планирования в стратегиях социально-экономического развития, документах территориального планирования, муниципальных комплексных программах инфраструктурного развития, бюджетных программах, чтобы обеспечить связность целевых показателей и планируемых мероприятий по их достижению. Но и обязанности такой нет. А как показывает практика, в большинстве регионов придерживаются только обязательных норм, и то не в полной мере. Например, даже при существующей норме об обязательности в течение шести месяцев после утверждения генерального плана внести необходимые изменения в программы комплексного развития транспортной, социальной и коммунальной инфраструктур, такие действия в Кисловодске произведены не были.
В то же время действующее законодательство не поощряет инициатив, документы территориального планирования должны строго соответствовать установленным требованиям по составу и содержанию. А если региональные и муниципальные задачи выходят за рамки установленных требований? Кисловодск, как и многие другие, разрабатывает дополнительный документ – мастер-план, который приводит к еще большей разбалансировке действий по управлению пространственным развитием.
Представляется, что требование по синхронизации решений всех документов может быть выполнено только при переходе на принципиально иную модель управления развитием территорий, которая четко разграничит стратегические и тактические решения, определит единые горизонты планирования для всех документов, выстроит логику управления: от стратегических приоритетов и целевых показателей к конкретным инфраструктурным и инвестиционным проектам.
Вторая важная причина отсутствия синхронизации решений в разных документах – действующий до сих пор документоориентированный подход (свойственный уровню технологического развития прошлого века), а не объектноориентированный, реализация которого при сегодняшнем уровне развития федеральных и региональных государственных информационных систем не представляется сложной. Отсутствие единой цифровой модели пространственных данных о планируемых объектах и связанного с ней единого реестра мероприятий по реализации инфраструктурных и стратегических проектов при современном уровне цифровых технологий демонстрирует явные признаки цифровой незрелости государственного и муниципального управления.
Решением названных проблем станет создание комплексного инфраструктурного плана регионального развития, связанного с жилищным и иным инвестиционным строительством, в формате цифровой информационной модели управления развитием территорий на платформе государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Будь создана такая модель в КМВ, Счетной палате не пришлось бы тратить столько усилий на выявление противоречий и несовместимостей, цифровой инструмент показал бы результаты автоматически.
Более того, цифровая информационная модель управления развитием территорий (ЦИМ УРТ) может помочь не только в оценке реализации мероприятий системы планирования. Самое главное – используя ее, можно значительно повысить эффективность самого планирования, сгруппировать инфраструктурные проекты во времени и пространстве, рассчитать ожидаемые эффекты, оценить влияние строительства того или иного объекта на комплексное развитие территории города, агломерации или всей территории КМВ.
С созданием ЦИМ УРТ в систему управления развитием территорий, ее инфраструктуры и жилищного строительства будут внедрены принципы доказательной политики, активно продвигаемые Счетной палатой в государственное и муниципальное управление. Информационно-аналитические возможности, заложенные в программный комплекс, позволят в режиме постоянного мониторинга на региональном и местном уровне проводить систематическую оценку влияния создаваемых объектов инфраструктуры на комплексное социально-экономическое развитие территорий и своевременную перенастройку планов на основе сделанных выводов и фактических изменений по реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов.
Важнейшим преимуществом ЦИМ УРТ является то, что утвержденные документы стратегического, территориального и бюджетного планирования в виде системы конкретных решений «вольются» в единую цифровую модель и преобразуются из отдельных документов планирования в целостный инструмент управления».
Бюллетень Счетной палаты РФ, посвященный Кавказским Минеральным Водам, доступен по ссылке.