В среду, 23 августа, был проведен Круглый стол «Финансовые ресурсы пространственного развития городов» модератором которой выступил Владимир Викторович Климанов, директор АНО «Институт реформирования общественных финансов», член Совета Национальной гильдии градостроителей, доктор экономических наук.
Задачей городов России, прежде всего крупнейших, в условиях вызовов новой реальности, является формирование особой бюджетной политики, организация и осуществление бюджетного процесса в условиях жестких ограничений. Сокращение доходной базы, структурная трансформация национальной экономики, транслирующая и на уровень городов, риски усугубления проблем социально-экономического характера, заставляют искать быстрые ответы на возникающие вызовы и угрозы. В условиях относительно высокой дотационности городов и низкой финансовой самостоятельности важно понимать, где искать точки роста городской экономики.
На основе проведенных исследований о финансовой устойчивости городов России в условиях вызовов новой реальности рассказала Зоя Ивановна Егоршева, эксперт АНО «Институт реформирования общественных финансов». Будущее – мир городов, поскольку города представляют собой основной драйвер экономического роста. Темпы урбанизации увеличиваются, и города сталкиваются с различными вызовами, такими как экономические кризисы, ограниченность ресурсов, экологические проблемы и другие вызовы новой реальности, которые обусловили формирование концепции устойчивого развития. Реализация целей тысячелетия предполагает формирование устойчивых городов и населенных пунктов, что транслируется во многих стратегических и программных документах Российской Федерации. При этом на муниципальном уровне существует недостаточность административных и финансовых ресурсов для формирования устойчивости. Спикер продемонстрировала статистические данные по расходам и доходам бюджетов по отдельным городам и регионам, отметила, что единообразной статистики нет. Требуются инструменты решения проблем развития крупных городов.
Одним из инструментов является привлечение федерального финансирования для развития городов. В своем докладе Мария Игоревна Борисова, партнер Компании ФОК, привела перечень действующих мер государственной поддержки, направленные, в том числе, на создание индустриальных парков, технопарков и их инфраструктуры, объектов инженерной и коммунальной инфраструктуры, на проектирование туристского кода центра города, создание инженерной и транспортной инфраструктуры в целях развития туристских кластеров, создание спортивной инфраструктуры, проведение мероприятий в сфере культуры, создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Указанные меры поддержки предоставляются, в том числе, в форме субсидий отраслевыми министерствами.
Наталья Михайловна Марушкина, начальник отдела стратегического планирования ИТП «Град» свое выступление начала с тезиса о том, что не каждый проект жизнеспособен и не каждый проект может получить финансирование. Темой своего доклада спикер обозначила вопрос «Может ли градостроительный проект обосновать финансирование инфраструктурного развития?», в качестве ответа на который представлен опыт разработки проекта в городе Тында (Амурская область). Спикер отметила, что Тында - город с моноотраслевой экономикой, миграционным оттоком, отсутствием газификации, слабым уровнем развития улично-дорожной сети. В 2021 году Президент России дал поручение о разработке планов мероприятий по стабилизации экономической ситуации городов Дальнего Востока. Проектные решения включают преобразование структуры экономики за счет кластерного подхода – формирование небольших производств для обеспечения деятельности главной отрасли города (РЖД), а также развитие отдельных секторов экономики, обеспечивающие поддержание деятельности железнодорожного транспорта – логистика, производственная экономика и другие. Мероприятия мастер-плана, запускающего проект по газификации, а также комплексного плана долгосрочного развития получили финансирование в объеме 22 млрд рублей. По мнению спикера, ключевыми факторами успеха для получения федерального финансирования являются: внимание федеральных структур, высокий уровень заинтересованности региональной власти, сплоченность действий с инвестором и совместная проработка проектов.
В рамках дискуссии Евгений Владимирович Ковтун, генеральный директор АО «Агентство развития и инвестиций» отметил, что мастер-план представляет собой общественный договор между городом, бизнес-сообществом и населением, позволяет выработать единый язык, обеспечить преемственность курса. По мнению спикера, мастер-план может являться обоснованием необходимости получения государственных мер поддержки.
О роли городов в социально-экономическом развитии регионов рассказал Олег Михайлович Рой, доктор социологических наук, профессор кафедры региональной экономики и управления человеческими ресурсами ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Свое выступление спикер начал с тезиса о том, что диспропорции системы расселения приводят к замедлению темпов социально-экономического развития, и в подтверждение привел некоторые статистические и количественные данные. Также, по мнению спикера, существует тенденция, что стратегия социально-экономического развития превращается в элемент бюджетного планирования. «Стратегия должна формировать приоритеты, а деньгами должны заниматься планы мероприятий», - подчеркнул эксперт.
В обсуждении также принял участие Алексей Анатольевич Сокин, генеральный директор АНО «Институт комплексного территориального развития» который в качестве примера привел успешную реализацию проекта по созданию Парка «Зеленый остров» в городе Омска. Проект был реализован по итогам голосования жителей города за счет аккумуляции инвестиционных средств и средств бюджета.
В завершение работы круглого стола модератором было предложено ответить на вопрос: «Какие инструменты эффективны для синхронизации документов бюджетного и территориального планирования?». Участники и спикеры круглого стола в числе таких инструментов назвали инициативное бюджетирование, комплексные программы развития, механизм КРТ, мастер-планирование, грамотно разработанная градостроительная документация.