
Третий день Всероссийской научно-практической конференции «Управление развитием территорий: стратегия, тактика, регулирование, перенастройка» завершился панельной дискуссией «Коды, бренды и стили в архитектуре городской среды».
Открывая дискуссию, модератор Варвара Юрьевна Семина, руководитель проектов по трансформации городских пространств, организатор сессий по соучаствующему проектированию, модератор образовательных программ Московской школы управления «Сколково» спросила, как сделать дизайн-код реализуемым и в какой форме закрепить его в системе градостроительной документации территории.
На примере кейса по разработке туристического бренда Горнокнязевска Алина Александровна Бегун, ведущий дизайнер ИТП «Град» рассказала о нюансах разработки бренда при наличии «вышестоящих» брендбуков, дизайн-кодов, использования локальной идентичности уникальной территории с учетом пристального внимания и настороженности стейкхолдеров по поводу изменений, происходящих на их территории.
В своем выступлении Марина Ароновна Трескова, глава Администрации муниципального образования город Лабытнанги рассказала об этапах разработки мастер-плана Лабытнанги в сотрудничестве с ИТП «Град»; об успешном опыте финансирования и реализации плана, а также о повторном проекте после присоединения к городу поселка городского типа Харп.
На вопрос модератора о трудностях, с которыми пришлось столкнуться при разработке мастер-плана Харпа, Марина Ароновна ответила, что сначала жители, особенно старшее поколение, весьмнастороженно отнеслись к проекту. Однако уровень доверия с 2016 года, когда началась работа в Лабытнанги, вырос на несколько пунктов. «Мы ходили по городу, – поделилась воспоминаниями Марина Ароновна, – и показывали, что будет в каждой конкретной точке. Если людям не нравилась площадка, искали компромисс и передвигали ее в другое место. Если не нравились цвета – обсуждали, убеждали, аргументировали. В целом от разработки проекта с широким привлечением общественности остался огромный положительный эффект».
Вопрос о встраивании дизайн-кода в систему граддокументации задал М. А. Тресковой главный архитектор города Южно-Сахалинска Максим Сергеевич Ефанов.
– Мы начали с дизайн-кода, потом для города была разработана стратегия социально-экономического развития и мастер-план, – ответила глава Лабытнанги.
Ясность внесла Варвара Семина. Она обратила внимание на то, что эта последовательность была индивидуальной для Лабытнанги и Харпа. Мастер-план в данном случае стал координирующим проектом, помогающим учесть решения ранее принятых документов с их поэтапным внедрением.
Весьма активно обсуждался вопрос о месте требований дизайн-кода. Представители Новосибирской области и Республики Хакасии рассказали о негативном опыте внедрения дизайн-кода, когда для включения соответствующих требований в правила благоустройства или градостроительные регламенты пришлось описывать принятые решения в текстовой форме, что значительно исказило смысл проекта. Кроме того, многие регионы столкнулись с тем, предприниматели с трудом приняли требования дизайн-кода или не приняли их совсем.
Максим Сергеевич Ефанов поделился способами решения аналогичной проблемы в Южно-Сахалинске. Он посоветовал принять меры для того, чтобы бизнесу было максимально удобно сменить вывески и привести фасад в соответствие с новыми требованиями: подобрать рекламные компании, договориться с ними о фиксированной цене, возможно, предоставить некоторые субсидии предпринимателям.
Ирина Георгиевна Стуканева, главный архитектор ИТП «Град» предложила присутствующим вспомнить первую дискуссию конференции, во время которой обсуждалась необходимость включать новые типы требований в градостроительные регламенты, в том числе описывать архитектурно-градостроительный облик. Ирина Георгиевна предложила профессиональному сообществу обратить внимание на дизайн-код, расширить возможности заполнения градостроительных регламентов, позволить включать в них не только словесные, но и графические описания, чтобы именно в этом документе, наиболее удобном для широкого круга пользователей, фиксировать дизайн-код.
Никита Петрович Шалмин, архитектор, доцент кафедры архитектурно-конструктивного проектирования СибАДИ обозначил другую сторону проблемы и призвал профессиональное сообщество к поиску смыслов пространства и погружению в городскую историю. На примере Омска, чья структура улиц была «сломана» проектировщиками без учета сложившихся тенденций в пространственном развитии города, Никита Петрович показал, что это может привести к фактической утрате самой ценной территории – исторического городского центра с его глубинным смыслом и значимой для горожан ретроспективой.
Подводя итог, Варвара Юрьевна Семина призвала коллег двигаться вперед в изучении темы городских брендов, совершенствуя методологию исследований для выявления уникальности и индивидуальности городов. Их неповторимость следует зашивать в дизайн-код для того, чтобы территории страны были разнообразными и привлекательными.