Вступительное слово к секции «Практики градостроительного планирования ИТП «Град» сказала Ирина Георгиевна Стуканева, главный архитектор ИТП «Град», член Союза архитекторов России, профессор МААМ, советник РААСН, доцент кафедры «Градостроительство» СибАДИ. Из всего многообразия проектов ИТП «Град» были выбраны пять проектов, соответствующих сегодняшним трендам, в которых решаются самые актуальные проблемы. Главный архитектор Волгограда, Эдвин Юрьевич Петров, сказал приветственное слово участникам конференции.
Вера Владимировна Сумина, руководитель архитектурной группы департамента архитектуры и градостроительства ИТП «Град», в докладе «Волгоград. Особенности пространственного развития» рассказала, как исторический путь города влияет на его развитие, на его время и пространство. Спикер упомянула об идее линейного города, появившейся еще у советских архитекторов, согласно этой идее и спроектирован Волгоград. Сегодня в этой системе есть ряд противоречий. Одной из задач такой системы является общедоступность городского центра, который должен быть ядром территории. Есть города, которые развивались по схожей системе (Дюссельдорф, Сочи, Штутгарт). Исторически Волгоград (Царицын) формировался вдоль Волги, как и многие другие города Поволжья. Вера Владимировна представила город в ретроспективе и его современном состоянии, указала на особенности застройки районов города, их инфраструктуры. Одной из самых серьезных проблем сегодня является доступность городского центра. В основу генплана Волгограда положена концепция «Большой Волгоград», согласно которой город должен был стать «Южными воротами России» и важным транспортным узлом. Линейная структура города должна быть трансформирована согласно этому плану. ИТП Град в своем исследовании поддержал идеи этого генплана и концепции пространственного развития. Была предложена линейно-дисперсная система развития города. Огромную важность приобретает транспортная инфраструктура, благодаря ей раскрывается потенциал этой территории. Город имеет большой потенциал в развитии промышленности, науки, туризма и пр.
Мария Анатольевна Протасова, первый заместитель генерального директора ИТП «Град», выступила с докладом «Архыз. Домбай. Единство и противоречия целей и задач развития туристских дестинаций». Мастер-планы были разработаны по поручению Минэкономразвития России по заказу АО «Кавказ.РФ». Кроме ИТП «Град», являющегося лидером консорциума, в подготовке мастер-планов приняли участие ООО «Ленгипрогор» и Фонд «Центр стратегических разработок “Северо-Запад”». Спикер рассказала о специфике развития курорта Домбай и рекреационной территории в Зеленчукском районе: с. Архыз и Софийской поляны. Решения мастер-плана разработаны с опорой на существующую структуру турпотока, туристско-рекреационный потенциал территорий, с учетом результатов комплексной оценки территорий, в том числе анализа резерва территории, подлежащих вовлечению в развитие курортов и размещению новых объектов. Учитывая стратегические цели развития туристских дестинаций мастер-планом к созданию предусматриваются разнообразные всесезонные объекты туристкой инфраструктуры с акцентом на уникальность, что позволит расширить целевую аудиторию и увеличить продолжительность пребывания на территории, что, в свою очередь, приведет к росту турпотока. Предложения по созданию новых объектов были сформированы с соблюдением норм природоохранного законодательства, поиска баланса между частными и общественными интересами. Реализация разработанных мастер-планов по Архызу и Домбаю уже началась.
Виталий Сергеевич Бичун, ведущий экономист отдела стратегического планирования ИТП «Град», рассказал о роли мастер-планов в развитии опорных населенных пунктов на примере Канска и Лесосибирска. Инвестиционное развитие на таких территориях должно аккумулироваться в опорном городе, но распространяться на всю прилегающую местность. Поэтому в проектных решениях мастер-плана был заложен кластерный подход. Разрабатывая концепцию опорных городов, важно не «перетягивать» туда ресурсы из прилегающих территорий. Развитие системы опорных населенных пунктов в новой стратегии пространственного развития России отличается от плана развития обычных городов. Ключевая инфраструктура опорного города прогнозируется с учетом жителей прилегающих территорий. Такая модель развития – инструмент точечного развития депрессивных территорий. Мастер-планы опорных населенных пунктов должны учитывать определенные условия (такие как обоснование сохранения или планомерной ликвидации населенных пунктов или разработка системы мониторинга эффективности развития опорных населенных пунктов).
Дарья Андреевна Омельянчук, эксперт отдела транспортного обеспечения ИТП «Град», выступила с докладом «Особенности транспортного планирования г. Новокузнецк». Основная специфика города Новокузнецка – это промышленный город. На территории города выделяются три крупные промышленные площадки, только 26% территории пригодны для развития. После 2018 год в городе наблюдается спад населения. Демографическая картина предполагает два сценария развития города: консервативный и базовый (что предполагает всё же прирост населения). Изначальная ситуация с транспортом не такая тяжелая. Ключевые проблемы: недостаточное количество связей через водные объект и железную дорогу, несоответствие нормативному транспортно-эксплуатационному состоянию, и др. Городу необходимо развитие транспортного каркаса.
Константин Алексеевич Васенко, начальник отдела транспортного обеспечения ИТП «Град» рассказал о влиянии административной реформы на эффективность управления развитием территорий Хасанского муниципального района. После административной реформы Приморский край полностью перешел на одноуровневую систему местного самоуправления. Хасанский округ имеет очень большую территорию, в нем 37 населенных пунктов. Спикер рассказал про потенциал и ограничения территории. Ключевая особенность Хасанского округа – его географическое положение на стыке трех границ – РФ, КНР и КНДР. Раздробленность полномочий между муниципальным районом, городскими и сельскими поселениями в области размещения инфраструктурных объектов приводит к низкой эффективности планирования развития территорий.