Что такое город? Какие существуют методологические подходы к исследованию городов и сельских поселений? Что такое комплексное исследование? Как провести анализ пространственных представлений жизнеустройства? Какое место занимают междисциплинарные научные исследования в градостроительной системе знаний? Какова специфика градостроительного исследования?
Ответы на эти и многие другие вопросы студенты магистратуры «Управление развитием территории» получат при изучении дисциплины «Теория градостроительства и методы научных исследований».
Курс предусматривает знакомство с историей и теоретическими основами градостроительной деятельности, градостроительными утопиями и моделями идеальных городов, концепциями городов будущего, когнитивными моделями городской среды; изучение методов комплексного исследования городских элементов и процессов; проведение градостроительного исследования с учетом современных тенденций развития и новейшего российского и зарубежного опыта.
Основная цель дисциплины – сформировать у магистрантов междисциплинарную систему знаний, способствующих пониманию происходящих градостроительных процессов, умению анализировать и критически оценивать происходящее для выработки наиболее правильного и адекватного времени проектного решения профессиональных задач.
Курс ведет заведующая кафедрой градостроительства СибАДИ, руководитель Института «Град», член Совета Национальной гильдии градостроителей, советник РААСН, член-корреспондент МААМ Анна Николаевна Береговских.
К чтению лекций также приглашены преподаватели Московского архитектурного института:
А. В. Крашенинников – доктор архитектуры, член-корреспондент РААСН, научный руководитель и директор НОЦ Урбанистика МАРХИ, профессор кафедры градостроительства МАРХИ;
Н. Н. Жеблиенок – кандидат архитектуры, профессор МАРХИ, советник РААСН.
В рамках курса предусмотрено не только изучение теоретического материала, но и выполнение практических заданий. Так, для студентов были подготовлены рекомендации по организации и проведению градостроительного исследования «Оценка среды жизнеустройства». Каждый обучающийся выбрал территорию исследования и с учетом своих компетенций и предпочтений сформулировал тему курсовой работы, которая в дальнейшем ляжет в основу его выпускной квалификационной работы. Студенты уже сейчас прорабатывают в том числе следующие темы:
-
разработка экономически эффективной концепции развития территории жилой застройки;
-
особенности благоустройства городской среды и формирование экологической культуры человека;
-
роль общественных пространств в городском планировании: дизайн, функции и социальное взаимодействие;
-
образование и качество жизни. Как влияет качество и доступность образовательных услуг на уровень жизни людей разных поколений? Задачи градоустройства по совершенствованию образовательной инфраструктуры;
-
городской досуг разных поколений. Как люди тратят свободное время? Как средствами пространственной организации помочь более разнообразно и интересно проводить досуг;
-
соперничество или часто-государственное партнерство в предоставлении образовательных и медицинских услуг и др.
Исследование будет проходить в три этапа: поиск и сбор данных о существующей ситуации на территории; анализ территории; выявление причин, влияющих на успешное или нет развитие конкретной территории, и подготовка предложений по улучшению ситуации.