Ежегодно Национальная гильдия градостроителей проводит конференцию, объединяя на одной площадке лучших экспертов и специалистов в области стратегического и пространственного планирования, градостроительного проектирования, представителей органов власти, ведущих проектных институтов страны, ученых, профессоров крупнейших российских градостроительных вузов, а также неравнодушную к вопросам эффективного управления развитием территорий общественность.
Очередная XV Сессия градостроителей «Механизмы комплексного развития территорий для реализации решений градостроительной политики» прошла 19 мая 2022 года в смешанном формате на площадке и при поддержке Российской академии архитектуры и строительных наук. Участие в конференции в офлайн- и онлайн-режимах приняли более 150 человек.
Открывая юбилейную сессию, Председатель Совета Национальной гильдии градостроителей Римма Мазхаровна Воронкова, отметила, что сегодня как никогда важно связать нашу профессию с наукой, объединиться для решения важнейших задач, направленных на развитие российских территорий.
Участников мероприятия от лица принимающей стороны поприветствовал вице-президент РААСН по направлению «Градостроительство», проректор и заведующий кафедрой «Градостроительство» МАРХИ Шубенков Михаил Валерьевич.
«Мы собрались в непростое время. Меняется страна, меняется экономика, меняются форматы. Появляются новые вызовы, новые угрозы, в том числе в нашей профессиональной сфере, и мы должны на это отвечать. Надеюсь, те вопросы, которые мы будем обсуждать, получат свое позитивное развитие», – высказал свою позицию Михаил Валерьевич.
Открыл деловую программу мероприятия круглый стол «Комплексное развитие территорий: стратегия и тактика; закон и практика» под модераторством члена Совета Национальной гильдии градостроителей, советника РААСН, члена-корреспондента МААМ, руководителя Института территориального планирования «Град» Анны Николаевны Береговских.
Участникам было предложено обсудить, насколько результативны оказались поправки последних лет в российское законодательство с точки зрения повышения эффективности социально-экономического и пространственного развития регионов и городов, как изменится система планирования развития территорий после принятия закона об одноуровневой системе местного самоуправления, что произойдет со стратегиями социально-экономического развития и генеральными планами после введения в правовое поле понятия мастер-плана, что сделать, чтобы разрозненные требования к документам стратегического и территориального планирования были преобразованы в единую систему решений, а также какова роль науки, образования и практикующих проектных организаций в выработке данной системы преобразований.
Свое мнение высказали представители федеральных министерств и ведомств: Минстроя России, Минэкономразвития России, Счетной палаты Российской Федерации, представители Фонда «Центр стратегических разработок», АО «Кавказ.РФ», а также представители региональной власти.
В начале сессии модератор напомнила присутствующим о наиболее существенных поправках к градостроительному законодательству, принятых за последний год, в том числе о предоставлении субъектам РФ права исключать из состава генерального плана карты планируемого размещения объектов местного значения и расширять информационно-аналитические функции действующих ГИСОГД.
«Мы как Национальная гильдия градостроителей считаем чрезвычайно важным выработку возможных подходов, имеющих научное обоснование, подтвержденных практикой и представленных для изучения и апробации для всех регионов, муниципальных образований нашей страны», – отметила модератор.
Заместитель директора департамента планирования территориального развития Минэкономразвития России Никифоров Андрей Афанасьевич в своем выступлении коснулся вопросов развития Федеральной государственной информационной системы территориального планирования, рассказал, что с 15 января этого года документы территориального планирования подготавливаются в рамках ФГИС ТП в векторном формате, что позволило отойти от pdf-файлов. К концу года в планах министерства сделать так, чтобы проектировщики могли получить право использовать эти данные для подготовки документов территориального планирования.
Особое внимание спикер обратил на принятое постановление о требованиях при подготовке специальных карт, создаваемых в процессе планирования, согласно которому уполномоченные федеральные органы имеют право, должны и обязаны задавать тренды, принимать требования к подготовке картографических материалов в рамках их деятельности.
Отметил необходимость присвоения каждому объекту уникального идентификационного номера, данную инициативу планируется начать реализовывать уже в этом году. Проинформировал участников, что министерство совместно с РААСН разрабатывает рекомендации по подготовке мастер-планов, которые обязательно будет представлены экспертно-профессиональному сообществу для оценки и получения обратной связи.
Вице-президент РААСН по направлению «Градостроительство», проректор и заведующий кафедрой «Градостроительство» МАРХИ Шубенков Михаил Валерьевич высказал мнение о неизбежном изменении пространственной структуры страны, системы расселения, трендов развития городов, возрождении института градостроительства, который сегодня, по мнению спикера, преобразован в пространственное планирование, а также крупных проектных институтов.
Директор департамента стратегического развития АО «Кавказ.РФ» Елин Алексей Анатольевич поделился опытом развития территорий Северного Кавказа, работой с особыми экономическими зонами – локальными территориями, где действует свой режим градостроительной деятельности.
Представил свое видение мастер-плана как концепции развития территории, имеющей функцию расширительной конъюнктуры, где на первый план выходят расчеты эффектов и строгие обоснования. Затронул тему преемственности решений, развития проектных институтов, открытия на местах региональных представительств, а также предоставления доступа для этих институтов к информации, к документам федеральных, региональных и муниципальных архивов для ускорения процесса разработки документов территориального планирования и мастер-планирования.
Директор департамента комплексного развития территорий Минстроя России Синичич Мария Владимировна рассказала о работе по совершенствованию градостроительного законодательства, которую сегодня ведет министерство, в том числе в области комплексного развития территорий. Отметила, что в рамках Стратегии пространственного развития разработана Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ Российской Федерации до 2030 года, где впервые появился раздел, касающийся пространственного развития и территориального планирования.
Рассказала о совестной работе Минстроя с Минэкономразвития, Росреестром, в том числе по созданию Национальной системы пространственных данных.
«Что касается позиции мастер-плана, то на сегодняшний день это дискуссионная площадка в части разделения полномочий. Сегодня мастер-план – это все же больше документ стратегического планирования. Мы предлагаем сейчас компромиссное решение по утверждению стандартов мастер-планов, потому что мастер-планы для туристической отрасли – это одно, для градостроительных документов – другое, мастер-планы больших проектов – это третье. Это не позволяет сделать универсальную систему, но возможно объединить все параметры, которые могли бы влиться в стандарт. Объединение всех лучших практик – это сейчас единственный ход, когда мы можем закрепить это понятие», – подытожила свое выступление спикер.
Вопросам упрощения регламентов, влияющих на градостроительную деятельность, и сквозному изменению градостроительной документации было посвящено выступление Сюткина Михаила Валерьевича, первого вице-президента Фонда «Центр стратегических разработок».
«Первое выразилось в виде работы со СНИПами, второе – в виде законодательства о КРТ, – заявил спикер. – Уже можно сделать первые выводы, что и то, и другое сработало и привело к упрощению процедур, увеличению темпов строительства. КРТ по сравнению с ранее действующими нормами заработало и стало массовым инструментом на всей территории РФ. Десятки тысяч гектар городских плотно застроенных территорий сейчас вовлекаются в оборот, и это определенный успех».
Ключевым моментом в работе по изменению градостроительной документации М.В. Сюткин назвал необходимость выработки принципов, зафиксированных в виде рекомендаций.
О новом подходе к эффективному управлению территориями региона и финансовыми ресурсами, реализуемом в Сахалинской области, присутствующим рассказал заместитель председателя Правительства Сахалинской области Вячеслав Владимирович Аленьков.
Докладчик отметил, что системное планирование развития всего комплекса инфраструктур на региональном уровне осуществляется во взаимодействии с муниципалитетами за счет перехода от несогласованных документов к цифровой управляемой бесшовной и мультимасштабной модели данных по всем инфраструктурам.
Предлагаемый подход заключается в создании комплексного инфраструктурного плана развития региона (КИПРР) как инструмента сборки и мониторинга всех решений о развитии социальной, транспортной, рекреационной, коммунальной инфраструктур и инфраструктуры безопасности на платформе государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности с автоматизированными функциями информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности.
«Мы уже перешли на одноуровневую систему местного самоуправления. Это повысило управляемость в регионе. Сейчас связываем документы территориального планирования в ГИСОГД и различные реестры государственных программ. Такая синхронизация позволяет повысить эффективность. Рассинхронизации становится все меньше. Сейчас мы понимаем, насколько важен для нас этот инструмент. Планируем развивать дальше и предлагаем другим регионам присоединиться к внедрению этих подходов», – резюмировал свое выступление спикер.
Директор департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени Иванов Дмитрий Валерьевич поделился опытом разработки градостроительной документации для Тюмени – города, перед которым стоит задача дойти до миллионника.
«На сегодняшний день есть возможность развития, но у нас не было механизма этого развития. Мы закрепили возможность размещения объектов, но многие из них размещались либо на старой застройке, либо на территориях, закрепленных за третьими лицами. КРТ стал тем долгожданным механизмом, который дал возможность развивать территории комплексно, не обращая внимания на существующую застройку. У нас появился понятный механизм реализации именно комплексного развития больших территорий. На сегодняшний день самой главной для себя задачей считаем полноценное развитие механизма реализации решений, которые были заложены в стратегических и градостроительных документах», – отметил Д.В. Иванов.
Для оценки системы планирования с точки зрения Счетной палаты РФ слово было передано Ковалевичу Михаилу Константиновичу, директору Департамента аудита регионального развития и ЖКХ Счетной палаты Российской Федерации.
По мнению спикера, в работе ведомства, включающей в себя экспертно-аналитическую деятельность, контрольную деятельность и подготовку заключений на проекты законов и подзаконных актов, существует ряд проблемных вопросов. К ним относятся качество финансово-экономического обоснования тех законов и подзаконных актов, которые в том числе обсуждались сегодня в рамках конференции; недостатки нормативно-правовых актов, подзаконных актов, которые регулируют расчет бюджетных средств, необходимых для финансирования, в том числе КРТ; отсутствие межведомственного взаимодействия между органами, определяющими госполитику на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
«По результатам своей работы мы представляем предложения Правительству, например, предложили определить инфраструктурную и финансовую потребность строительства объектов, сформировав соответствующий реестр с необходимым финансово-экономическим обоснованием. По информации Минстроя, сегодня в ряде субъектов документация в отношении планируемых к развитию территорий, а также документация на строительство таких объектов отсутствует», – прокомментировал ситуацию М.К. Ковалевич.
Работу Сессии продолжил круглый стол «Градостроительные решения для малых городов» плод модераторством управляющего партнера ИТП «Урбаника», члена Национальной гильдии градостроителей Евгении Ивановны Арефьевой.
Участникам было предложено порассуждать, есть ли будущее у малых городов, произойдет ли изменение типов расселения и усиление темпов урбанизации, возможно ли усиление экономических специализаций малых городов, каковы потребности малых городов в типах стратегических пространственных и социально-экономических документов; как изменит муниципальная реформа процесс принятия решений для малых городов; из чего могут формироваться «бюджеты развития» малых городов.
К основным проблемам развития малых городов участники отнесли депопуляцию, износ инженерной инфраструктуры, сжатие социального сектора и т.д. Отметили, что у каждого малого города есть своя специфика, которая основывается далеко не всегда только на историческом наследии. Особое внимание уделили вопросу развития малых городов, которые входят в ареал агломерационного развития и располагаются рядом с крупными городами, а также использования для этого собственных и привлеченных ресурсов и инструментов развития, к которым относятся инфраструктурные облигации, инфраструктурные бюджетные кредиты.
Участники сошлись во мнении, что все мероприятия, проводимые на территории малых городов, должны быть с продуманными решениями на всех уровнях власти и инвесторами. Без финансирования проекты останутся проектами. Будущее у городов есть, но для этого нужно активно работать, хорошо продумывать проекты и разрабатывать комплексные программы.
Обсуждение вопросов развития городов присутствия крупных компаний продолжилось в рамках следующего круглого стола «Развитие городов корпоративного присутствия: вызовы и возможности».
Модератор секции – директор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», президент Национальной гильдии градостроителей Марина Сергеевна Липецкая предложила обсудить актуальные тенденции развития городов, в том числе изменение рынка труда, форматов недвижимости, городской среды; вопросы корпоративной социальной ответственности, в том числе направления политики, перспективные проекты, реальные потребности городов и возможности корпораций; а также перспективные направления стратегического развития городов.
Представители крупных корпоративных компаний, госкорпораций (в том числе ПАО «ГМК «Норильский никель», АНО «Агентство развития Мончегорска», мастерской ООО «АБТБ», Группы ГАЗ, Госкорпорации «Росатом») поделились своим опытом работы по планированию и развитию территорий своего присутствия, показали конкретные кейсы на примере таких городов, как Старый Оскол, Губкин, Железногорск, Печенский, Мончегорск, Норильск, Нижний Новгород, Ярославль, Павлово, Ликино-Дулево, Альметьевск.
Высказали идею, что малые города, которые производят важный продукт для страны, должны развиваться не в конкуренции за бюджетные средства, а получать задания на целевое состояние. Для этого нужны особые финансовые и управленческие механизмы. Возможно, мастер-планы как документы планирования, нормативное оформление которых еще не произошло, могут стать тем инструментом сближения экономических расчетов, планировочных решений и мозаики действий и ролей стейкхолдеров, который всем нам так необходим.
Завершил работу юбилейной сессии круглый стол «Мастер-планы в системе документов стратегического и территориального планирования» под модераторством Риммы Мазхаровны Воронковой, председателя Совета Национальной гильдии градостроителей, директора по пространственному развитию Консорциума Леонтьевский центр – AV Group.
Участники в ходе дискуссии попытались ответить на вопросы, есть ли и где проходит смысловая грань между тремя документами, фигурирующими сегодня в сфере стратегического планирования: пространственное, территориальное и мастер-планирование, взаимозаменяемы ли эти документы; кто сегодня формулирует задачи в области градоустройства, кто выступает заказчиком мастер-планов; какому типу/виду территорий действительно необходимы мастер-планы; есть ли необходимость в регулировании процесса мастер-планирования через своды правил, стандарты, методические рекомендации; возможно ли в России возвращение в профессиональную и политическую риторику «говорящего» термина «градопланирование».
Так, Трухачев Сергей Юрьевич, директор ООО «НПО «ЮРГЦ», член Совета Национальной гильдии градостроителей, представил вниманию участников основные выводы исследования по определению статуса мастер-плана в комплексе документов стратегического и территориального планирования городов России.
Отметил, что за последние 30 лет нормативная база в отношении генплана эволюционировала в сторону усложнения формы и упрощения содержания, а сам генплан совершил дрейф от стратегического документа до несколько усложненной формы землеустроительной документации. При этом в отличие от генплана мастер-план служит средством процессов, происходящих в современном информационном обществе, его результатом является не только определение характера и локализации застройки, но и развитие институтов гражданского общества.
«Мастер-план не обременен таким количество требований и стандартов, которым вынуждены руководствоваться разработчики генплана. По сравнению с остальными видами документов территориального планирования эффективность мастер-плана на сегодняшний день однозначно не доказана. Причина этому как небольшой срок внедрения практик мастер-планирования, так и невстроенность этого документа в общую систему градостроительной документации», – высказал свою позицию спикер.
По мнению С.Ю. Трухачева, конкуренция мастер-плана и генплана должна разрешиться основными потребителями этих документов – органами местного самоуправления. При условии сохранения существующей системы бюджетирования генеральный план, интегрированный в систему градостроительной документации, обладает преимуществом, но в случае изменения принципов финансирования и появления у муниципалитетов собственных средств мастер-план лучше обеспечит эффективное развитие.
Крыловский Алексей Борисович, управляющий директор Консорциума Леонтьевский центр – AV Group, заострил внимание присутствующих на том, что сегодня важнейшим приоритетом является объединение стратегического и территориального планирования, а в каком документе оно будет реализовываться, решат совместно общество и государство. Так, например, мастер-план объединяет планирование стратегическое и территориальное, что наделяет его следующими преимуществами: возможностью планировать смысловое цикличное развитие территории и задавать тенденции надолго, а не на ближайшие несколько лет; вовлеченностью общества, бизнеса, всех заинтересованных сторон; незарегулированностью формы и содержания, дающей свободу выражения.
Данную позицию поддержал и Григорьев Олег Дмитриевич, первый заместитель директора по производственным вопросам Института Генплана Москвы.
По мнению эксперта, мастер-план обладает двумя огромными преимуществами: он свободен от соблюдения административно-территориальных границ и способен объединять в своем содержании социально-экономическое и пространственно-территориальное планирование.
«Проработка стратегии развития агломераций в России возможна только в рамках мастер-плана. Но по окончании работы над мастер-планом мы вынуждены разрывать целостную концепцию на генеральный план и стратегию социально-экономического развития. Это ничем не оправдано. Мастер-план как документ, содержащий концепцию стратегического и пространственного развития, должен стать первым этапом формирования системы градостроительной документации населенного пункта, агломерации, региона», – убежден О.Д. Григорьев.
Своим видением ситуации с участниками поделился Бальцер Илья Сергеевич, генеральный директор Института территориального планирования «Град», член Национальной гильдии градостроителей.
«Наш институт выбрал своей парадигмой работы комплексный проект и комплексный подход к разработке градостроительной документации. Во многом мастер-план мы воспринимаем именно так. Мы понимаем, что этот документ должен включать в себя и социальные, и экономические вопросы, вопросы территориального планирования и все остальное», – начал свое выступление эксперт.
Далее И.С. Бальцер на примерах мастер-планов, выполненных ИТП «Град» за последние несколько лет, показал, каким он может быть и что может в себя включать.
«Мы поняли, что ценности важнее целей. Замечательно, что мастер-планы не формализованы, потому что именно исходя из ценностей каждого конкретного города, его специфики, его особенностей может сформироваться проект. В каких-то проектах это будет пространственное развитие, в каких-то главным станет транспортная политика и т.д. В каждом мастер-плане должен быть новый подход к его реализации Должны быть «быстрые победы» – решения, которые реализуются в ближайшие год-два. Очень часто города не понимают смысла своего существования. Стратегии далеко не всегда дают ответ на этот вопрос, чаще всего являясь формальным документом, в котором прописывается, сколько квадратных метров на жителя хотелось бы видеть администрации в будущем. Возможно, что ребрендинг в сторону мастер-плана будет «освежающей волной» и добавит доверия», – подытожил свое выступление И.С. Бальцер.
Участники отметили, что тема мастер-планирования необычайно актуальная, интересная, поддерживаемая на федеральном уровне и требующая выявления, накопления и изучения лучших российских и зарубежных практик. Ее обсуждение необходимо продолжать и на других экспертно-профессиональных площадках.
Завершая конференцию, Юрий Александрович Перелыгин, главный инженер Института «Ленгипрогор», член совета Национальной гильдии градостроителей, пригласил всех принять участие в работе Школы градостроителей, которая пройдет в Казани 23-24 сентября.
Ознакомиться с видеозаписью XV Сессии градостроителей можно на канале ютуб по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=qvIUSpl3KxY&t=3s