В преддверии расширенного заседания Комитета по предпринимательству в сфере экономики недвижимости, посвященного вопросам повышения эффективности и сбалансированности комплексного инфраструктурного развития территорий субъектов РФ, на площадке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации 19 апреля 2022 года прошел постановочный семинар «Инфраструктурное развитие территорий регионов России».
Открывая мероприятие, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости А.А. Каньшин отметил стратегический характер вынесенных на обсуждение тем.
«Целью управления развитием территории в Российской Федерации является повышение качества жизни людей, развитие предпринимательских инициатив, развитие талантов, создание условий для достижения национальных целей экономического развития, прежде всего, через эффективную реализацию национальных проектов на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Для достижения национальных целей, определенных президентом страны, необходимо создать эффективную систему планирования развития территорий и мониторинга инфраструктуры и жилищного строительства, используя новейшие цифровые технологии и методы», – отметил спикер.
При создании эффективной системы управления важную роль играет информационно-аналитическая среда, основу создания которой составляют данные ЕГРН и ЕЭКО. А.А. Каньшин особо подчеркнул, что для повышения качества формирования и представления данных необходимо усиление межведомственного взаимодействия, обеспечение согласованности данных ЕГРН, ФГИС ТП и других информационных систем, а также обеспечение доступа к данным ЕГРН органам региональной власти и местного самоуправления.
По мнению председателя Комитета, для государственного и муниципального управления развитием территории необходима единая система требований, прежде всего, для цифрового описания всех пространственных объектов, а базы данных, созданные на основе стратегий социально-экономического развития, документов территориального планирования, градостроительного зонирования, комплексных программ инфраструктурного развития, документации по планировке территории и других документов, должны представлять собой единую цифровую модель управления развитием территорий.
Для более подробного представления обозначенных вопросов слово было передано заместителю председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости, руководителю ИТП «Град» А.Н. Береговских.
Спикер достаточно подробно рассказала о существующем состоянии планирования инфраструктур в системе управления развитием территории, осветила проблематику и предложила свое видение выхода из создавшейся ситуации.
Любое время требует положительных перемен, требует развития, улучшения и совершенствования действующих механизмов реализации. Сегодня в условиях сложной экономической ситуации, связанной в том числе с санкционным давлением, особую значимость приобрела тема инфраструктурного развития. На федеральном уровне все чаще и чаще говорится о необходимости инфраструктурного развития страны, появляются новые документы, нацеленные на повышение ее эффективности, регионам направляются дополнительные бюджетные средства, в том числе на «агрессивное» развитие инфраструктур. В то же время в действующей системе управления развитием территории существуют сбои, требующие скорейшего решения. К ним можно отнести недостаточную степень цифровизации, несогласованность программ инфраструктурного развития по разным направлениям, проблемы при работе с массивами данных и т.д.
Учитывая важность темы, было принято решение провести семинар, цель которого – сформулировать и обосновать новый подход к государственному планированию инфраструктурного развития территорий с учетом перехода на принцип единства публичной власти и предстоящего перехода на одноуровневое местное самоуправление.
По мнению А.Н. Береговских, к такому целеполаганию существует ряд предпосылок. Так, принят федеральный закон о единстве публичной государственной власти; ожидается принятие закона, определяющего переход на одноуровневую систему местного самоуправления; приняты поправки к Градостроительному кодексу, которые позволяют субъектам РФ исключать из состава генерального плана карты планируемого размещения объектов местного значения и принимать такие карты по порядку, которые установит субъект РФ; субъектам предоставлено право расширять информационно-аналитические функции действующих ГИСОГД в целях повышения эффективности управленческих задач.
В качестве гипотезы А.Н. Береговских предложила рассмотреть содержательное ядро новой системы планирования развития территорий – Комплексный инфраструктурный план регионального развития (КИПРР), разработка и внедрение которого позволят повысить эффективность и сбалансированность бюджетных расходов на комплексное развитие транспортной, коммунальной, социальной и рекреационной инфраструктур во взаимной увязке с жилищной и инвестиционной политиками на территории субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований.
Сегодня система планирования не сбалансирована. Территориальное планирование живет своей жизнью. Мероприятия территориального и бюджетного планирования не синхронизированы во времени и пространстве; в документах территориального и бюджетного планирования множество разногласий; внесение изменений в документы и программы, мониторинг реализации и перенастройка – процесс трудоёмкий, причем не всегда происходят рациональная последовательность мероприятий и эффективное расходование бюджетных средств.
Обеспечить синхронизацию всех решений по планированию каждого из объектов инфраструктуры, по мнению докладчика, может помочь Комплексный инфраструктурный план регионального развития.
КИПРР – это инструмент сборки и мониторинга всех решений о развитии социальной, транспортной, коммунальной и рекреационной инфраструктур на основе данных, методов и технологий, обеспечивающий максимальную эффективность бюджетных расходов на создание комфортной городской среды.
Данные представляют собой цифровую модель обеспеченности территории инфраструктурными объектами. К методам КИПРР относятся формирование, оперативное внесение изменений в данные КИПРР, мониторинг реализации и перенастройки КИПРР. Технологии обеспечивают реализацию методов КИПРР с использованием функций автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности ГИСОГД.
Впервые идея создания КИПРР была презентована Институтом территориального планирования «Град» на площадке форума АСИ «Сильные идеи для нового времени», где проект получил высокую оценку экспертно-профессионального сообщества. В этом году информация об уже реализованном в Сахалинской области проекте была опубликована в Инновационном альбоме РААСН.
Далее А.Н. Береговских рассказала о пользе создания и внедрения КИПРР для всех заинтересованных в развитии территорий сторон и лиц. Польза КИПРР заключается прежде всего в получении актуальной и комплексной информации о состоянии и планах развития инфраструктур в понятной форме для каждого пользователя и необходимом объеме для принятия им правильных решений.
Губернатор и его команда получат возможность:
-
принятия согласованных решений и утверждения обоснованного единого плана развития всех инфраструктур на территории региона;
-
моделирования ситуации, принятия оперативных мер и экстренных решений, в том числе в чрезвычайных ситуациях, путем перенастройки КИПРР не «по наитию», а на основе данных, постоянно обновляющихся в ходе мониторинга;
-
мониторинга реализации и оценки достижения целевых показателей в форме дашбордов.
Органы государственной власти субъекта РФ и ведомства, уполномоченные по вопросам развития отдельных видов инфраструктур, получат возможность:
- оперативного мониторинга реализации планов развития отдельных инфраструктур и своевременное внесение в них изменений в зависимости от бюджетных возможностей, реализации инвестиционных программ и проектов жилищного строительства на основе связанных цифровых и аналитических реестров, в т.ч.:
автоматизированной разработки ведомственных программ по каждому из инфраструктурных направлений в увязке с другими направлениями;
подготовки предложений по внесению изменений в ГП и обоснования очередности и объемов финансирования;
автоматизированного согласования изменений в ДТП
Мэры и их команды, а также структурные подразделения муниципальных администраций получат аналогичные возможности повышения качества управленческой деятельности в соответствии со своими полномочиями.
Население, инвесторы, застройщики, предприниматели получат возможность:
-
вовлечения в процессы управления, участия в опросах и направления отзывов через открытую часть портала, созданного на платформе ГИСОГД субъекта РФ;
-
оценки качества жизни и среды в месте проживания или ведения бизнеса, постоянно увеличивающихся за счет своевременного принятия уполномоченными органами правильных решений по развитию инфраструктур и обеспечения сбалансированного их развития.
Докладчик подчеркнула, что целью создания КИПРР является обеспечение согласованности и эффективности планирования инфраструктурного развития территории на региональном и муниципальном уровнях за счет:
-
перехода от разрозненных документов территориального планирования к цифровой управляемой бесшовной и мультимасштабной модели данных по всем инфраструктурам;
-
обеспечения связности объектов территориального планирования с мероприятиями государственных и муниципальных программ, в том числе программ комплексного развития транспортной, социальной и коммунальной инфраструктур, в увязке с инвестиционным и жилищным строительством во времени и в пространстве;
-
регулярного мониторинга реализации мероприятий и достижения целевых показателей инфраструктурного развития в зависимости от изменений социально-экономической и демографической ситуации.
КИПРР представляет собой три подсистемы: цифровая информационная основа, единый план инфраструктурного развития и реестр мероприятий.
Цифровая информационная основа строится на данных материалов по обоснованию утвержденных документов территориального планирования и сведений ЕГРН.
Единый план инфраструктурного развития включает в себя объекты федерального, регионального и местного значения, запланированные к размещению, реконструкции, ликвидации на основе утвержденных документов территориального планирования и (или) карт планируемого размещения соответствующих объектов.
Реестр мероприятий включает мероприятия принятых государственных, муниципальных, инвестиционных программ, отраслевых программ комплексного развития в увязке с объектами территориального планирования.
КИПРР создается на платформе ГИСОГД как цифровая информационно-аналитическая среда развития всех инфраструктур. Технологии КИПРР связаны со всеми государственными, муниципальными информационными системами, работающими в сфере управления развитием территории.
В заключении выступления А.Н. Береговских выразила уверенность, что реализация комплексного инфраструктурного плана регионального развития значительно повысит эффективность достижения национальных целей, обеспечит успешную реализацию национальных проектов, повышение качества жизни и городской среды, рост предпринимательской активности и экономики.
Статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии А.И. Бутовецкий кратко рассказал участникам семинара о текущей деятельности и дальнейших планах работы Росреестра как государственного органа, отвечающего за пространственные данные в стране, в части помощи ОГВ и ОМСУ в принятии быстрых и правильных управленческих решений.
Спикер отметил, что сегодня страна переходит на использование отечественных геоинформационных технологий, и государство должно гарантировать, что эти технологии позволят получать достоверные пространственные данные, которые являются основой принятия правильных управленческих решений.
«Главная проблема сведений о пространственных данных сегодня – это их противоречивость, и мы должны сделать все, чтобы устранить ее и перейти к полному и точному реестру недвижимости», – подчеркнул А.И. Бутовецкий.
Далее заместитель руководителя Росреестра рассказал о запуске новой государственной программы по созданию национальной системы пространственных данных, которая призвана решить ряд проблем (в том числе с границами, правообладателями и режимами); отметил важность создания законодательных условий, позволяющих реализовывать предложенные инициативы, в том числе необходимость решения вопроса о правовом регулировании режима использования земельных участков.
Более серьезное, осмысленное и аргументированное обсуждение темы пройдет на площадке ТПП РФ 17 мая в рамках расширенного заседания Комитета по предпринимательству в сфере экономики недвижимости с участием представителей Комитетов ТПП РФ по предпринимательству в сферах жилищного и коммунального хозяйства и строительства, Совета по развитию информационных технологий и цифровой экономики, Минстроя, Миэкономразвития, Минцифры России, Счетной палаты Российской Федерации, региональных и муниципальных органов власти и предпринимательского сообщества.