Во исполнение Программы национальной стандартизации на 2024 год, утвержденной приказом Росстандарта от 31.10.2024 № 2729, Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство» подготовлен проект первой редакции национального стандарта «Система оценки градостроительных показателей проектов комплексного развития территорий».
Комплексное развитие территорий является востребованным механизмом по обновлению городской среды, что подтверждается количеством принимаемых в регионах решений о комплексном развитии территорий, а также поступательным совершенствованием правового регулирования института комплексного развития территорий в целях повышения охвата принятия и реализации соответствующих решений.
Проект ГОСТ разработан в целях унификации подходов к оценке разрабатываемых проектов комплексного развития территорий в части определения градостроительных показателей, в соответствии с которыми предлагается осуществлять оценку качества и эффективности проектов комплексного развития территорий для достижения Национальных целей развития Российской Федерации и соблюдения принципов устойчивого развития территорий.
В рамках членства руководителя ООО «ИТП «Град» А.Н. Береговских в Техническом комитете по стандартизации ТК 507 «Градостроительство» подготовлено заключение на проект национального стандарта «Система оценки градостроительных показателей проектов комплексного развития территорий».
По мнению «ИТП «Град», формирование национальной системы оценки качества и эффективности проектов комплексного развития в увязке с национальными целями с применением проектного подхода представляется актуальным и востребованным.
Вместе с тем проект ГОСТ не учитывает в полной мере следующие аспекты:
1. Невозможность распространения предлагаемых проектом ГОСТ градостроительных показателей на все виды комплексного развития территорий, закрепленные статьей 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации
Система оценки градостроительных показателей проектов комплексного развития территории содержит ряд показателей, применимых исключительно к комплексному развитию территорий жилой застройки. Проект ГОСТ не учитывает другие виды комплексного развития, закрепленные Градостроительным кодексом Российской Федерации (нежилой застройки, незастроенных территорий, по инициативе правообладателей), реализуемые в стране. В настоящее время утвержден ряд методических документов, устанавливающих методические подходы к реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки. В частности, стандарт комплексного развития территорий, разработанный КБ Стрелка; Методические рекомендации по комплексному развитию территорий жилой застройки, разработанные Фондом «Институт экономики города» по заказу Минстроя России и другие. Представляется, что положения методических документов и проекта ГОСТ должны быть согласованы и гармонизированы.
Кроме того, в целях повышения качества и эффективности проектов комплексного развития территорий представляется целесообразным разработка аналогичной системы оценки также в отношении других видов комплексного развития (нежилой застройки, незастроенных территорий, по инициативе правообладателей).
2. Невозможность применения предлагаемых проектом ГОСТ градостроительных показателей в качестве универсальных с учетом размеров проектов КРТ (Таблица 1)
Проектом ГОСТ предлагается классифицировать проекты комплексного развития в том числе по основанию площади территории. Вместе с тем предлагаемые показатели, подлежащие оценке, не учитывают их достижение применительно к малым и средним размерам проектов. Такой подход может создавать дополнительные препятствия к осуществлению деятельности по комплексному развитию в том числе в части признания проектов комплексного развития неэффективными в соответствии с Системой оценки проекта ГОСТ.
В этой связи, представляется необходимым доработка системы оценки градостроительных показателей с применением дифференцированного подхода в отношении различных размеров территорий, подлежащих комплексному развитию.
3. Нецелесообразность подтверждения соответствия проектов КРТ сертификатов зарубежных систем добровольной сертификации в качестве доказательной базы
Применение сертификатов, выданных органами зарубежных систем добровольной сертификации представляется избыточным и нецелесообразным в том числе с учетом санкционного давления недружественных стран, а также предлагаемого перечня зарубежных систем (п. 2 Приложения В проекта ГОСТ). Указанный подход создаст дополнительные административные барьеры, приведет к необоснованному затягиванию сроков, что негативно отразится на инвестиционно-строительном цикле в целом.
Также предлагаемый проектом ГОСТ понятийный аппарат требует уточнения и приведения в соответствие с действующим законодательством.
С учетом изложенного проект ГОСТ требует существенной доработки.
Заключение «ИТП «Град» направлено в ТК 507 «Градостроительство».