В данной статье анализируется феномен пространства, феномен времени и их влияние на формирование городского пространства. Исходя из сложившейся городской структуры пространства выделяется его социокультурная форма, которая создается в процессе жизнедеятельности людей и оказывает непосредственное влияние на единое восприятие пространства города.
Основополагающими формами существования мира и определяющими его параметрами являются пространство и время. Феномен пространства, как и феномен времени, изучается философами уже давно и играет значимую роль в процессе становления человека и его жизнедеятельности. Мы живем в пространстве, ощущаем длительность времени присутствия, двигаемся и действуем в нем, трансформируя или дополняя его уже сложившуюся структуру.
Согласно философскому словарю: «Пространство – это понятие, которое характеризует взаимное расположение сосуществующих объектов» [5, с. 468]. Такие объекты имеют определённую связь между собой, которая формируется на протяжении определённого количества времени. Оба понятия – пространства и времени – имеют фундаментальное значение, отражают множественный характер существования мира, его неоднородность.
Воздействие множества объектов и различной информации в восприятии человека формирует сложный пространственный образ мира. Пространство является базисной многомерной структурой человеческого бытия, которая развивается и трансформируется в зависимости от воздействия людей на нее, а в каждом социальном действии актуализируется и выстраивается заново в сознании индивида. Необходимо различать пространство как характеристику объективного мира и пространство субъективного мира.
В научном знании пространство дифференцируется на различные виды и формы: космическое, физическое, воздушное, сакральное, мистическое, информационное, гиперпространство и т.д., которые характеризуются определенными параметрами. Так, в научно-философском знании пространству как атрибуту материи присущи качества бесконечности, неисчерпаемости, однородности и изотропности, а социально-гуманитарное знание имеет дело с пространством как результатом обобщения своего чувственного опыта и мышления человеком. «Говоря о концепте «пространство» и «место» в гуманитарном знании, необходимо отметить, что рассматриваемые категории чаще всего связаны с фундаментальными измерениями человеческого мира и характеризуют их при помощи специфических нестрогих параметров, таких как «низ», «верх», «окраина» или «центр», «глубина», «поверхность», «близость», «дальность» и т.д.» [4, с. 220]. Эти параметры фиксируются в обыденном сознании и предназначены для ориентации человека в системе векторов и координат динамики и статики человеческого бытия.
В определении пространства Н. Я. Ястребова утверждает: «понятие пространства меняет свои контуры в зависимости от той модели мира, которая характерна для общества в целом и находится на перекрестке природных факторов и культурных составляющих. Это понятие помогает интерпретировать формы, в которых человек ментально конструирует мир вокруг себя» [6, с. 219]. Мы сами конструируем и наполняем пространство, в котором находимся. Наполнение может состоять из событий нашей жизни, эмоций, действий, которые мы совершаем в том или ином месте. Наполняя место нашими событиями, мы создаем своего рода «ссылку» для себя самих, которая связывает нас с пространством, сохраняет наше восприятие в себе и для нас.
Эволюция человека повлекла за собой трансформацию пространства. Пещера заменяется на первые поселения, поселения превращаются в города и формируется сложная многоуровневая система. Город имеет три концепта: «территория», «место» (смысловая наполненность) и «пространство» (город-структура). Выявленные концепты соответствуют трем ипостасям пространства – географической, социальной и жизненной.
Первый концепт – город-территория. Это базовый концепт в изучении городской структуры, который включает в себя климатические особенности, специфику застройки, транспортной и пешеходной доступности. Все это создает «первичную» привлекательность города. «Город – это искусственно созданная, социально преобразованная, отличная от природы среда обитания людей» [1, с. 21]. Искусственно созданная среда, встроенная в территориальные условия и географические сложившиеся особенности, непосредственно воздействуют на жителей.
Территория города делится на так называемые «функциональные зоны», которые определяют виды застройки и ее функциональную «сочетаемость». Для комфортного передвижения формируется транспортный и пешеходный каркас, связывающий жилую застройку с общественно-деловой. Для сохранения экологии и создания визуально привлекательного образа создаются вдоль пешеходных и транспортных маршрутов аллеи, бульвары, формируются скверы и парки, в которых горожане проводят свой досуг. В зависимости от географического расположения и ландшафта могут создаваться полноценные городские концепции типа «зеленый город», «зимний город» или «здоровый город». Именно территория и качественное ее преобразование являются базой для создания комфортного пространства.
Второй концепт – это город-место. «Историческая значимость архитектурных ансамблей городов, соседствующая с территориями для жизни горожан (жилые дома, дворы, зеленые зоны для отдыха), превращает пространства города в «места», наличие которых определяет смысловую структуру города: он распадается на «места» смыслы. Чувство места – это ментальное понимание города его жителями» [3, с. 132]. Каждый из нас формирует «свои места» в городе, наполняя их смыслом, событиями и ценностями. Из локальных мест формируется единая «ментальная карта» города, которая имеет свои «пустые» места. Пустые места – это территории, на которых человек себя чувствует уязвимым, потерянным и немного напуганным атмосферой квартала или целого района.
Третий концепт – это город-пространство. Пространство представляет собой структуру, в которую включены не только территория, но и социальные отношения, культура и все сферы жизнедеятельности горожан.
Пространство города имеет внутренние и внешние границы. Согласно словарю Ефремовой, граница – это: «условная линия, разделяющая смежные области, владения, участки и т.п., являющаяся пределом какой-либо территории; черта раздела» [2]. Внешняя городская граница является границей квартала, района, улицы и т.д. Внутренняя граница может быть локальнее или намного шире одного района. Наши границы выстраиваются для нас в зависимости от того, на сколько нам кажется место комфортным и безопасным, и как хорошо мы знаем ту или иную улицу или двор.
Помимо границы пространства, его территориального расположения и эмоционального наполнения стоит рассматривать и анализировать его социокультурные аспекты.
Социокультурное пространство невозможно без людей. Пространство «между» людьми остается без смысла, пустым, пока они не вступят в диалог. Социальное пространство формируется из взаимодействий между людьми. Поскольку два человека не могут занимать одно пространство, задается дистанция между ними, и формируются границы. В социальном пространстве границы относительны.
Г. Зиммель в работе «Социология пространства» рассматривает пространство, обладающее наличием социального взаимодействия между индивидами и социальными группами, многомерностью, наличием границ и социальной дистанции.
Культурное же пространство обладает всеми качествами культуры, характеризует человеческую личность и его деятельность. Исследователи, культурологи на протяжении долгого времени пытались выделить базовые структурные элементы. Единого мнения относительно этих элементов нет до сих пор. А. С. Кармин предлагает культурологическую модель, состоящую из трех сфер – сфера духовной культуры, социальной культуры и технологической культуры. Трехмерную структуру Кармина другие исследователи оспаривают в своих работах. А. Н. Быстрова утверждает, что невозможно воспринимать культурное пространство через трехмерную структуру, поскольку тут присутствуют более сложные формы мерности. М. М. Бахтин, например, вводит новый элемент культурного и социокультурного пространства – «хронотоп». Хронотоп содержит в себе пространственно-временное взаимодействие и позволяет нам прикоснуться к истории места.
Хронотопичность мест, локальные «эффекты сингулярности» «конвертируют» время и пространство в локальных городских объектах. Такие «точки притяжения» в городе формируют среду, специфику места и определяют функцию территории. Единое городское пространство формируется людьми, которые собирают сложный городской «конструктор» в определенную «ментальную карту», по которой идут в привлекательные, уютные места и стараются обходить пустые и отталкивающие районы.
Список литературы:
1. Горнова Г. В., Понятие «Город» в аспекте философии культуры // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2013. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-gorod-v-aspekte-filosofii-kultury (дата обращения: 26.10.2022);
2. Ефремова Т. Ф., Новый словарь русского языка: толково-словообразоват. – М.: Рус. яз., 2000 // Сборник толковых словарей: сайт. – URL: http: // slovarsbor.ru (дата обращения: 26.10.2022);
3. Логунова Л.Ю., Нятина Н.В. Система жизнеобеспечения в пространстве города // Территория науки. – 2018. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-zhizneobespecheniya-v-prostranstve-goroda (дата обращения: 26.10.2022);
4. Суховская Д. Н., Ермакова Л. И. Концепции «пространства» и «места» в урбанистической философии // Социология. – 2021. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsii-prostranstva-i-mesta-v-urbanisticheskoy-filosofii (дата обращения: 25.10.2022);
5. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – С. 468;
6. Ястребова Н.Е. Национальные особенности понятий «пространство» и «время» [Электронный ресурс] // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2011. – № 8 (14): в 4-х ч. – Ч. I. – C. 219. URL: www.gramota. net/materials/ 3/2011/8–1/ (дата обращения: 25.10.2022).
Библиографическая ссылка: Полынский М.А., Варова Н.Л. Феномен единого городского пространства в жизни человека // Познание и деятельность: от прошлого к настоящему: материалы IV Всероссийской междисциплинарной научной конференции, посвященной 90-летию со дня создания Омского государственного педагогического университета и 300-летию Российской академии наук. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2022. – С. 302-305.