Концептуальные основы
На первый план национальных целей России качество жизни и среды проживания в двадцатые годы двадцать первого столетия вышло не случайно. Государство не просто обеспокоено демографической ситуацией в стране, оно одержимо идеей кардинально переломить уверившийся в своей правоте вектор, стягивающий активное работоспособное население периферийных российских регионов в столичные мегаполисы.
В отсутствие советской системы «принудительного» расселения, опирающейся на распределение молодых специалистов к местам приложения труда с их последующей привязкой к местам проживания через специальные очереди на получение квартир, необходимо принимать другие меры, обеспечивающие равновесие поселенческой системы в России, без которого невозможно достичь никакого прорыва в экономике, невозможно обеспечение государственной безопасности. Решающее воздействие на выбор места проживания для современного человека оказывает качество городской среды, включающее весь набор инфраструктурного обустройства жизненного пространства. Это полный цикл образования: от детского сада, школьного и дополнительного творческого детского до среднего и высшего профессионального образования и системы переподготовки взрослого населения. Это здравоохранение, спорт, культура. Это транспортная, коммунальная и рекреационная инфраструктуры. За инфраструктурное обустройство отвечает государственное и муниципальное управление. Законодатель предусмотрел широкий спектр обязательных механизмов, применяя которые, административные структуры должны обеспечить качественное проживание во всех населенных местах страны. Однако, следует признать, что действующие механизмы не справляются с поставленной задачей, чему свидетельствуют ежегодно ухудшающиеся статистические данные о демографической ситуации в большинстве регионов России.
Автор статьи ставит своей целью сформулировать и обосновать новый подход к государственному планированию инфраструктурного развития территорий проживания с учетом перехода на новый принцип – принцип единства публичной власти и предстоящего перехода на одноуровневое местное самоуправление, которое подразумевает, за исключением городов федерального значения (мегаполисы, живущие по специальным законам и не страдающие от оттока жителей), наличие только двух видов муниципальных образований – городские и муниципальные округа. Таким образом, регионы будут включать два-три десятка муниципалитетов взамен трехсот-пятисот городских и сельских поселений и нескольких десятков муниципальных районов. Отмечая особенности бюджетного и налогового законодательства и ту данность, которая делает почти все муниципальные образования в стране дотационными, то есть живущими почти исключительно за счет субсидий и субвенций, которые нужно все время обосновывать и доказывать, а затем отчитываться за правильность их освоения, существующая двухуровневая модель местного самоуправления действительно не может работать полноценно. Региональная государственная власть в такой ситуации не может проконтролировать справедливость распределения бюджетных средств между муниципалитетами и, конечно, не в состоянии оценить эффективность мероприятий, на реализацию которых идут государственные деньги. В обычном регионе примерно 500 поселений, инфраструктурное развитие которых планируется документами территориального планирования (региональные схемы территориального планирования, схемы муниципальных районов, генеральные планы), в каждом поселении разрабатываются и утверждаются три программы комплексного развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур. Кроме них, принимается множество других муниципальных программ. Полномочия по отдельным вопросам то и дело передаются с одного уровня муниципального образования на другой. Все чаще мероприятия по созданию инфраструктурных объектов местного значения включаются в региональные государственные программы. Мероприятия не увязаны между собой ни во времени, ни в пространстве. Программные мероприятия могут не соответствовать мероприятиям, включенным в положение о территориальном планировании утвержденного генерального плана, и наоборот, генеральный план может содержать мероприятия, не предусмотренные программами. Законодатель не определил однозначную последовательность в системе стратегического и территориального планирования, не выстроил обязательную зависимость планирования и программирования мероприятий по развитию инфраструктуры в населенных местах. Градостроительный кодекс РФ лишь формально предусмотрел обязанность органов местного самоуправления постоянно и в определенный срок вносить изменения как в документы территориального планирования, так и в программы комплексного развития инфраструктур в целях их синхронизации, но не обеспечил ответственность за неисполнение таких обязательств.
Государственные и муниципальные программы по-прежнему разрабатываются, утверждаются и «работают» в виде простых текстовых документов, включающих таблицы с мероприятиями, их стоимостью, сроками реализации и ответственными исполнителями. Представляют собой документы бумажный или цифровой вид, большого значения не имеет, разве что поиск их значительно облегчен, если файлы складываются в компьютерной памяти упорядоченно. Но сама суть планирования и программирования не изменилась до сих пор! Мы живем в двадцать первом веке! В веке мощнейших технологических открытий, в веке цифровой революции! Бизнес планирует свою деятельность с использованием новейших цифровых технологий и постоянно обновляющегося программного обеспечения, он тщательно планирует и считает свои деньги, которые достаются трудом! Государство управляет развитием территорий размеренно, консервативно. Не заботясь о выгоде или дополнительных эффектах. Прилагает усилия собрать побольше налогов, но не работает над тем, как правильнее эти налоги потратить на улучшение жизни налогоплательщиков и их семей. Как и кто определяет приоритетность мероприятий внутри направления, например, в образовании? На основании каких доводов устанавливается очередность по строительству детских садов и школ? Еще сложнее дать ответ на вопрос, что в большем приоритете: строительство очистных сооружений, школы или спортивного комплекса? Или важнее не строить, а ремонтировать, перепрофилировать, благоустраивать?
От правильного решения множества задач в сферах управления развитием территорий зависит бюджетная и социальная эффективность или, проще говоря, уровень качества жизни, до которого можно его поднять за имеющиеся бюджетные деньги. Но вместе с тем от уровня качества жизни во многом зависит и развитие бизнеса, который увеличивает доходную часть бюджета в равной пропорции с получением собственной прибыли. Более того, в благоприятной среде с развитой системой образования и культуры рождаются и вырастают новые талантливые люди, производящие новые прорывные идеи и новые, несуществующие ранее продукты, рождается новый бизнес, приносящий еще большие доходы бюджету и возможности для еще более лучшего преобразования городской среды. Город – это система систем, требующая постоянной перенастройки, совершенствования, трансформации, быстрого реагирования на любые вызовы или угрозы, будь то мировая политическая обстановка, экономический кризис или форс-мажор, вызванный природными катаклизмами.
Мы предлагаем рассмотреть новый подход формирования системного планирования развития всего комплекса инфраструктур на региональном уровне во взаимодействии с муниципалитетами. Основным результатом нового подхода станут высокая эффективность и сбалансированность бюджетных расходов на комплексное развитие транспортной, коммунальной, социальной и рекреационной инфраструктур во взаимной увязке с жилищной и инвестиционной политиками на территории субъекта Российской Федерации и входящих в его состав муниципальных образований (городских и муниципальных округов).
Реализация предлагаемого подхода может быть обеспечена исключительно за счет совершенствования регионального нормативного правового регулирования, принимая во внимание: существующие возможности уже сейчас перейти на одноуровневую систему местного самоуправления (Сахалинская область является ярким положительным примером); принятые в декабре 2020 года поправки к Градостроительному кодексу РФ в части предоставления права субъектам РФ исключать из состава генерального плана карты планируемого размещения объектов местного значения; права расширять информационно-аналитические функции действующих в соответствии с федеральными требованиями государственных систем обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД). Именно на этих трех законодательно установленных возможностях строится новый подход к управлению инфраструктурным развитием территорий в регионах России.
В качестве содержательного ядра новой системы планирования развития территорий предлагается создание Комплексного инфраструктурного плана регионального развития (КИПРР), основным информационным ресурсом которого является цифровая бесшовная и мультимасштабная модель пространственных и семантических данных о планируемых к строительству, реконструкции или ликвидации инфраструктурных объектах как регионального, так и местного значения.
Прежде описания правовых механизмов, составных элементов, методов и технологий создания комплексного инфраструктурного плана регионального развития рассмотрим пользу для всех заинтересованных в развитии территорий сторон и лиц. Несмотря на то что главная польза – это максимально возможное улучшение качества жизни и среды для людей в условиях бюджетных ограничений, начнем с органов государственной власти, так как относим реализацию нового подхода к их полномочиям.
Польза
Губернатор и его команда:
-
получат возможность утверждать обоснованный единый план развития всех видов инфраструктур на всей территории региона и просматривать любую территорию на карте с любым набором существующих и планируемых инфраструктурных объектов через открытую или специальную часть портала, созданного на платформе государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в субъекте Российской Федерации;
-
получат доступ к реальному состоянию дел по реализации каждого элемента единого плана через дашборды, настроенные для каждого должностного лица в соответствии с его уровнем ответственности;
-
будут видеть отношение жителей и представителей бизнеса к реализации инфраструктурного плана через отзывы на портале, что даст возможность принятия оперативных мер;
-
получат возможность при необходимости, в том числе в чрезвычайных ситуациях, принимать экстренные решения по изменению плана инфраструктурного развития не «по наитию», а на основе данных, постоянно обновляющихся в ходе мониторинга.
Органы государственной власти субъекта РФ и ведомства, уполномоченные по вопросам развития отдельных видов инфраструктур:
-
получат возможность разрабатывать ведомственные программы по каждому из инфраструктурных направлений в увязке с другими инфраструктурами и инвестиционными проектами во времени и в пространстве;
-
получат возможность оперативного мониторинга развития каждого из инфраструктурных направлений и своевременного внесения изменений в зависимости от бюджетных возможностей, реализации инвестиционных программ и проектов, других обоснований;
-
получат инструмент для автоматизированного согласования изменений в региональную схему территориального планирования или генеральный план муниципального образования за счет связанных цифровых реестров территориального планирования и государственных и муниципальных программ инфраструктурного развития;
-
будут получать автоматически подготовленные реестры вновь запланированных документами территориального планирования инфраструктурных объектов для включения в государственные или муниципальные программы;
-
будут обоснованно выстраивать очередность и объемы финансирования на внесение изменений в муниципальные документы территориального планирования исходя из автоматически формируемых реестров вновь принятых программных мероприятий.
Мэры и их команды, а также структурные подразделения муниципальных администраций получат аналогичные возможности повышения качества управленческой деятельности в соответствии со своими полномочиями.
Особого внимания требует рассмотрение ожидаемой пользы от создания комплексного инфраструктурного плана для инвесторов, застройщиков, предпринимателей в самых разнообразных сферах. Для подготовки бизнес-проекта в сфере жилищного и иного строительства необходима комплексная информация обо всех существующих и планируемых объектах инфраструктуры с указанием мощности и сроков ввода в эксплуатацию каждого объекта. Такую информацию в виде автоматически подготовленных справок даст КИПРР через открытый портал.
Открытая информация о планируемом улучшении городской среды и возможность получать ее в обновленном виде на основании результатов мониторинга могут изменить отношение жителей к своему городу. Кто-то, уже размышляющий о переезде в мегаполис, может попробовать разработать свою стратегию успеха с учетом информации о лучшем будущем города.
Правовые механизмы
Лучшим условием для создания комплексного инфраструктурного плана регионального развития является одноуровневая модель местного самоуправления. Если в регионе еще такая модель не реализована, целесообразно внести изменения в закон субъекта РФ «О статусе и границах муниципальных образований», тем более что такой путь предстоит в ближайшие годы пройти всем регионам России в целях реализации принципа единства публичной власти, закрепленного Федеральным законом от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» [1]. Принятие федерального закона обусловлено вступлением в силу изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [2]. Законом устанавливается, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. Определяются основы взаимодействия указанных органов и принципы их деятельности. Основной принцип – принцип единства власти, в целях реализации этого принципа в регионах подготовлен и принят в первом чтении законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», который предусматривает упразднение статусов муниципальных образований в городских и сельских поселениях и утверждает одноуровневую систему местного самоуправления, включающую за исключением городов федерального значения два вида муниципальных образований – «Городской округ» и «Муниципальный округ» [3]. Опыт создания одноуровневой системы местного самоуправления в России существует уже около десяти лет, и этот опыт следует признать положительным. Например, Сахалинская область занимает лидирующие позиции по многим показателям социально-экономического развития на протяжении многих лет.
Указ президента РФ «Об отверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» № 633 от 8 ноября 2021 года [4] также дает правовое основание и подтверждает целесообразность создания КИПРР в целях обеспечения едиными исходными данными всех участников стратегического планирования и создания единого информационно-аналитического пространства для своевременной корректировки стратегических приоритетов социально-экономического развития и уточнения соответствующих целевых показателей на территории региона.
Для создания комплексного инфраструктурного плана регионального развития необходимо внести изменение в закон субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности об исключении карт планируемого размещения объектов местного значения из состава генерального плана. Подчеркнем, не о возможности, а об обязательности такого исключения. Такие законы на начало 2022 года приняты более чем в двадцати российских регионах, но только в Кемеровской области предусмотрена не возможность, а обязательность такого исключения (областной закон № 77-ОЗ от 20 сентября 2021 года определил, что «генеральный план поселения, генеральный план муниципального, городского округа не содержит карту планируемого размещения объектов местного значения поселения, муниципального, городского округа. Карта планируемого размещения объектов местного значения поселения, муниципального, городского округа подлежит утверждению местной администрацией в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области – Кузбасса») [5].
Далее предлагается принять постановление регионального Правительства о порядке утверждения карт планируемого размещения объектов местного значения, которым будет определено, что такие карты утверждаются администрацией муниципального образования после соответствующего согласования с уполномоченными органами государственной власти. Порядок также должен определить вид карты как цифровую модель данных об объектах местного значения (это объекты транспортной, коммунальной, социальной и рекреационной инфраструктур, относящиеся к муниципальных полномочиям) и принадлежность карты как неотъемлемой части комплексного инфраструктурного плана регионального развития с ее размещением на платформе ГИСОГД в соответствии с утвержденными правилами расширения ее информационно-аналитических функций, в том числе за счет создания комплексного инфраструктурного плана регионального развития. В правилах необходимо прописать организационные положения формирования и мониторинга КИПРР (назначение оператора и пользователей КИПРР, закрепление полномочий, функциональных обязанностей и возможностей), а также создание регионального информационного портала КИПРР как открытой интерактивной площадки взаимодействия администрации, бизнеса и населения, обеспечивающей своевременное информирование обо всех результатах инфраструктурного развития и вовлечение заинтересованных лиц в процессы принятия решений и определения приоритетности строительства (реконструкции, ликвидации) инфраструктурных объектов и направлений (сфер) развития на платформе ГИСОГД. Здесь следует отметить отсутствие какого-либо опыта. Ни один из регионов на начало 2022 года не принял подобного нормативного правового акта, но это лишь подтверждает ценность настоящего обоснования.
Таким образом, потребуется принять три нормативных правовых акта на региональном уровне, которые обеспечат правовое обоснование создания КИПРР в любом субъекте Российской Федерации.
Определение, состав и содержание
Цифровой комплексный инфраструктурный план регионального развития создается для синхронизации решений по инфраструктурному развитию в пространстве и времени, а также для обеспечения мониторинга их реализации посредством объединения всех решений по размещению (реконструкции, ликвидации) объектов социальной, рекреационной, транспортной и коммунальной инфраструктур в увязке с инвестиционным и жилищным строительством на уровне региона и входящих в его состав муниципальных образований.
КИПРР – это комплексный инструмент сборки и мониторинга всех решений о развитии социальной, транспортной, рекреационной и коммунальной инфраструктур на основе данных, методов и технологий.
Данные КИПРР формируются в виде цифровой модели, состоящей из пространственных данных и характеристик существующих и планируемых объектов КИПРР, сведений об обеспеченности территории инфраструктурными объектами, планах жилищного строительства на территории региона и входящих в его состав муниципальных образований. Цифровая модель данных об объектах КИПРР состоит из информационной основы, единого плана инфраструктурного развития, цифрового реестра мероприятий реализации КИПРР и публичного портала. Так как КИПРР создается на платформе ГИСОГД, это позволяет обеспечить связи объектов КИПРР с данными других государственных информационных систем (ЕГРН, ФГИС ТП и др.), а также обеспечивает связность с другими информационными ресурсами ГИСОГД, которые напрямую будут оказывать влияние на возможные изменения в плане: данные об инвестиционных процессах в сфере жилищного и иного строительства; реестр инвестиционных площадок.
Цифровая информационная основа представляет собой «Цифровой двойник» территории в виде базы полных, достоверных и актуальных данных о существующем состоянии территории. Цифровая информационная основа первично может быть сформирована на основе материалов по обоснованию действующих документов территориального планирования, сведений единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), ортофотопланов, а также данных из открытых источников (например, Яндекс.Карты, OpenStreetMap и иные). Дальнейшее внесение изменений в данные об объектах КИПРР информационной основы осуществляется путем мониторинга реализации КИПРР в ходе ведения ГИСОГД уполномоченными органами региональной власти и местного самоуправления. Для сбора и изменения данных об объектах КИПРР информационной основы могут использоваться следующие автоматизированные реестры ГИСОГД, настроенные в ходе дальнейшего развития информационно-аналитических функций ГИСОГД: Картографическая подложка; Административно-территориальное деление; Земельные участки (ЕГРН); Существующие инфраструктурные объекты; Социальная инфраструктура; Коммунальная инфраструктура; Транспортная инфраструктура; Рекреационная инфраструктура; Жилье; Инвестиционные площадки; Функциональные зоны; Зоны с особыми условиями использования территорий и другие.
Картографическая подложка необходима для визуального отображения местоположения существующих объектов КИПРР на поверхности земли, водных объектов (гидрографии), растительности и рельефа. В зависимости от имеющихся данных реестр «Картографическая подложка» может быть представлен в векторном и (или) растровом виде, например, в виде мозаики геопривязанных ортофотоизображений местности, а также в виде интернет-сервисов различных источников данных, например, регионального фонда пространственных данных или открытых картографических источников.
Единый план инфраструктурного развития формируется с учетом данных информационной основы и содержит пространственные данные и сведения об объектах КИПРР, планируемых к строительству, реконструкции или ликвидации в соответствии с решениями схемы территориального планирования субъекта РФ, генеральных планов городских и муниципальных округов, полномочиями субъекта РФ и вопросами местного значения.
Основанием для включения объектов в единый план являются:
-
утвержденные в составе схем территориального планирования субъектов РФ карты планируемого размещения объектов регионального значения с учетом уточнения их местоположения на картах функционального зонирования, утвержденных генеральными планами;
-
утвержденные как самостоятельные документы карты планируемого размещения объектов местного значения.
Обязательными характеристиками каждого объекта КИПРР, кроме характеристик определенных документами территориального планирования и картами планируемого размещения объектов местного значения наименований, мощности и местоположения, должны стать: уникальный идентификационный номер; кадастровый номер земельного участка (при наличии); стадия реализации; наименование программы, предусматривающей мероприятие по реализации объекта; срок реализации; стоимость, источник финансирования и ответственный исполнитель.
Идентификационный номер обеспечивает связь объекта с государственными и муниципальными программами, предусматривающими реализацию соответствующего мероприятия, и позволяет автоматически найти программу и само мероприятие в цифровом реестре мероприятий реализации объектов КИПРР, который создается в структуре КИПРР и включает в себя все мероприятия по строительству, реконструкции и ликвидации объектов транспортной, коммунальной, социальной и рекреационной инфраструктур, предусмотренные государственными и муниципальными программами на территории субъекта РФ. Связь данных единого плана и цифрового реестра мероприятий выполняет основную роль создаваемого КИПРР. На этой связи строится основной функциональный комплекс по решению задач мониторинга реализации КИПРР, динамичным управлением изменениями в зависимости от текущей и прогнозируемой ситуаций. Эта связь обеспечивает согласованность планирования развития инфраструктуры и программирование реализации всех мероприятий в соответствии с принятыми региональными и муниципальными бюджетными программами на всех стадиях.
В структуре данных КИПРР предусматриваются пять основных стадий:
-
мероприятия, запланированные документами территориального планирования или картой планируемого размещения объектов местного значения;
-
мероприятия, предусмотренные бюджетными государственными или муниципальными программами;
-
мероприятия, предусмотренные программами комплексного развития транспортной, социальной или систем коммунальной инфраструктур;
-
реализуемые мероприятия в соответствии с выданными разрешениями на строительство;
-
реализованные мероприятия в соответствии с выданными разрешениями на ввод объекта в эксплуатацию.
Стадия определяется и изменяется автоматически, так как данные о программах и их мероприятиях есть в соответствующих цифровых реестрах, а данные о разрешительных документах есть в соответствующих разделах ГИСОГД. Здесь следует отметить, что реестры государственных и муниципальных программ неслучайно отделены от реестров, включающих мероприятия программ комплексного развития транспортной, социальной или систем коммунальной инфраструктур (ПКР), так как эти программы еще не подтверждены бюджетным финансированием и не являются программами по реализации объектов, а выполняют роль дополнительного промежуточного обоснования. Представляется, что при создании КИПРР и автоматизации многих процессов мониторинга и внесения изменений в КИПРР подготовка таких документов полностью потеряет смысл. Но для исключения таких документов из системы управления инфраструктурным развитием территорий требуется внесение поправок в федеральное законодательство.
Методы
КИПРР создается для повышения качества управления инфраструктурным развитием территории региона на основе решений территориального планирования. КИПРР делает схему территориального планирования субъекта РФ, генеральные планы и карты планируемого размещения объектов местного значения постоянно используемыми в управленческой деятельности, полезными и реализуемыми. Тем выше будет польза, чем правильнее будут использованы методы решения управленческих задач. В каждом из описанных методов, которые здесь для лучшего понимания названы, исходя из их смыслового предназначения, используются широко известные научные и аналитические методы, в том числе методы пространственного анализа и математического моделирования.
Метод систематизации и оценки данных о современном состоянии инфраструктурного обеспечения описывает использование в управленческой деятельности данных «опорного плана», подготавливаемого традиционно в составе материалов по обоснованию генерального плана, который используется обычно один раз, только при разработке решений генерального плана в части расчета потребностей в развитии инфраструктуры и проектирования карты планируемого размещения объектов местного значения. После принятия решений «опорный план» остается в неизменном виде и хранится в растровом или векторном виде в качестве доказательства правильности принятых решений на определенный момент времени. Мы предлагаем продление полезной жизни «опорного плана», формируя на основе его данных цифровую информационную основу в составе КИПРР, которая подлежит постоянному обновлению по принципам инфраструктуры пространственных данных, система предусматривает автоматическое последовательное изменение стадии объекта КИПРР: запланированный в ДТП, запрограммированный в ПКР, запрограммированный в бюджетных программах, реализуемый, реализованный. После выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и перехода в стадию «реализованный» объект автоматически попадает в состав данных цифровой информационной основы. Так как данные КИПРР связаны с другими ресурсами ГИСОГД, содержащими информацию о жилищном строительстве и демографической ситуации, оператор в любой момент времени может получить обновленную информацию об обеспеченности определенной инфраструктурой территории региона, входящего в его состав муниципального образования или любого социально-планировочного элемента. Также обновленная аналитическая информация может выводиться напрямую на мониторы рабочих компьютеров уполномоченным лицам через дашборды.
Метод синхронизации решений территориального планирования и программирования позволяет оптимизировать многие процессы согласования и взаимного учета мероприятий в управленческой деятельности всех заинтересованных структурных подразделений администраций региональной власти и муниципальных образований. Эффективность метода синхронизации обеспечивается за счет создания в соответствии с системой требований ГИСОГД цифровых реестров, включающих все мероприятия по строительству, реконструкции и ликвидации объектов инфраструктуры, предусмотренных государственными и муниципальными программами. Метод синхронизации обеспечивает автоматическое согласование проектов по внесению изменений в генеральный план, который отображает планируемые объекты регионального значения на карте функционального зонирования. В случае неучета или неверного указания наименования или характеристик объекта система автоматически сформирует перечень недостатков и ошибок. Такой метод необходимо реализовать на платформе федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП), чтобы исключить два месяца согласовательных процессов, в которых задействовано множество специалистов министерств и ведомств. Аналогично метод синхронизации обеспечивает автоматическое согласование внесения изменений в карту планируемого размещения объектов местного значения. Этот же метод используется для подготовки заданий как для внесения изменений в документы территориального планирования после включения новых мероприятий в государственные и муниципальные программы, так и наоборот, для внесения дополнений в программы после внесения изменений в документы территориального планирования. Законодатель предусмотрел обязательность взаимной согласованности документов территориального планирования и государственных и муниципальных программ с установлением сроков (от 3-х до 6 месяцев) приведения документов в соответствие друг другу. На практике такая норма не выполняется, так как в регионах нет КИПРР и метод автоматической синхронизации не может быть реализован в отсутствии решений по расширению информационно-аналитических функций действующих ГИСОГД.
Метод оценки воздействия реализации мероприятий по развитию инфраструктуры на социально-экономическое развитие территории позволяет оценить изменение уровня обеспеченности и доступности для населения той или иной инфраструктуры в соответствии с действующими региональными и местными нормативами градостроительного проектирования. Реализуется такой метод посредством построения тепловых зон (зон обеспеченности инфраструктурными объектами) на постоянно обновляющейся карте современного состояния территории. Также с помощью метода оценки воздействия можно спрогнозировать изменение отдельных показателей индекса качества городской среды, который формируется в целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [6] в соответствии с методикой формирования индекса качества городской среды, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 510-р от 23 марта 2019 года [7]. Могут быть рассчитаны такие показатели (индикаторы) качества городской среды, как: доля общей протяженности улиц, обеспеченных ливневой канализацией (подземными водостоками), в общей протяженности улиц, проездов, набережных (процентов); доля озелененных территорий общего пользования в общей площади зеленых насаждений (процентов); другие показатели.
Метод группировки инфраструктурных объектов по различным признакам позволяет осуществить проверку сбалансированности решений во времени и пространстве, что обеспечит своевременное выявление упущенных в программах мероприятий и внесение в них соответствующих изменений. Например, если на территории, подлежащей комплексному развитию, не все детские сады, школы, парки и поликлиники включены в бюджетные программы со сроком реализации, соответствующим планируемому вводу в эксплуатацию жилых домов, система подготовит перечень мероприятий для корректировки программ. Метод группировки инфраструктурных объектов с применением пространственного анализа позволяет выстроить логическую цепочку в очередности зависящих друг от друга мероприятий по строительству или реконструкции конкретных объектов, исключить многократные разрытия для укладки подземных коммуникаций после проведения благоустроительных работ или простои готового объекта из-за отсутствия теплоснабжения.
Метод информационной поддержки инвестиционного климата реализуется посредством создания на платформе ГИСОГД электронной мультимасштабной карты открытого пользования и автоматизации обновления данных инвестиционной карты субъекта РФ, создаваемой в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию инвестиционной карты субъекта Российской Федерации, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2021 г. № 591, а также учета данных реестра инвестиционных проектов субъекта РФ, создаваемых в рамках этого же приказа [8].
Метод быстрого реагирования позволяет оперативно перенастраивать КИПРР в зависимости от изменившихся условий и целей социально-экономического развития. При чрезвычайных ситуациях или сложных эпидемиологических условиях при принятии решений о переносе сроков или строительстве новых, ранее не запланированных объектов, КИПРР позволяет просчитать варианты и одновременно подготовить необходимые изменения и в документы территориального планирования, и в государственные программы.
Метод вовлечения заинтересованных лиц в принятие решений об инфраструктурном развитии через открытый портал применяется в основном для определения приоритетности объектов благоустройства общественных пространств, в том числе парков, скверов, бульваров, набережных, устройства пешеходных зон и велоинфраструктуры. Через открытый портал может быть организовано голосование за лучший проект благоустройства, сбор предложений и оценок качества реализации мероприятий по созданию общественно значимых объектов.
КИПРР должен войти в повседневную управленческую деятельность, так как сегодня большинство населения не мыслит жизни без смартфонов и без электронных госуслуг.
Технологии
Технологии КИПРР, обеспечивающие формирование и функционирование КИПРР, представляют собой создаваемые на платформе ГИСОГД дополнительные функции автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий органов государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления в области градостроительной деятельности. На платформе ГИСОГД за счет специально разрабатываемого программного обеспечения реализуются сценарии функционирования КИПРР на основе приведенных методов решения задач повышения эффективности управления инфраструктурным развитием территорий с использованием необходимых данных и документов, утверждаемых в соответствии с действующим законодательством.
КИПРР – это цифровой комплексный генеральный план инфраструктурного развития, нужный и приносящий пользу каждый день.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
2. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // СПС КонсультантПлюс.
3. Законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» // Система обеспечения законодательной деятельности. – URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/40361-8.
4. Указ Президента Российской Федерации от 08.11.2021 № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
5. Закон Кемеровской области – Кузбасса от 20.09.2021 № 77-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кемеровской области – Кузбасса в сфере земельных отношений и градостроительной деятельности» // СПС КонсультантПлюс.
6. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС КонсультантПлюс.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.03.2019 № 510-р «Об утверждении Методики формирования индекса качества городской среды» // СПС КонсультантПлюс.
8. Приказ Минэкономразвития России от 30.09.2021 № 591 «О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации («Региональный инвестиционный стандарт»)» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке инвестиционной декларации субъекта Российской Федерации», «Методическими рекомендациями по созданию агентства развития субъекта Российской Федерации», «Методическими рекомендациями по созданию инвестиционного комитета субъекта Российской Федерации», «Методическими рекомендациями по формированию инвестиционной карты субъекта Российской Федерации», «Методическими рекомендациями по внедрению Свода инвестиционных правил субъекта Российской Федерации», «Методическими рекомендациями по мониторингу и подтверждению внедрения системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации («Региональный инвестиционный стандарт»)») // СПС КонсультантПлюс.
Статья опубликована в сборнике научных трудов РААСН «Фундаментальные, поисковые и прикладные исследования РААСН по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2021 году». Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН). Москва, 2022. С. 177-187.