Несмотря на то что комплексный инфраструктурный план регионального развития, или КИПРР, включен в качестве научного достижения в альбом «Инновационные предложения Российской академии архитектуры и строительных наук» за 2021 год и с 2022 года создается в двух регионах, а методика его формирования и мониторинга реализации прорабатывается практически два года и обсуждается в рамках методического обеспечения создания и развития Национальной системы пространственных данных Российской Федерации, на вопрос «Что такое КИПРР?» приходится иногда отвечать даже в стенах Института «Град». Еще в прошлом году мы рассказали о составе КИПРР, концептуальных задачах, эффектах и шагах в направлении перехода на новый подход формирования системного планирования развития всего комплекса инфраструктур на региональном уровне во взаимодействии с муниципалитетами.
Цель этой статьи – рассказать, что такое КИПРР, понятным языком для каждого потенциального пользователя. Поэтому определитесь, к какой группе Вы относитесь, и переноситесь на теплый островок новых знаний.
ЧТО ТАКОЕ КИПРР?
ДЛЯ ТЕХ, КТО НИКОГДА О НЕМ НЕ СЛЫШАЛ
КИПРР – это
КОМПЛЕКСНЫЙ: объединяет мероприятия по строительству, реконструкции и ликвидации жизненно необходимых объектов как наборы данных об этих объектах, формируемых разными ведомствами, в единую цифровую модель территории, исключая дублирование и противоречие данных.
ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ: показывает обеспеченность территории жизненно необходимыми объектами, а это детские сады, школы, больницы, театры, парки, стадионы, улицы, дороги, коммунальные сети и прочее. То есть все то, что мы называем инфраструктурой, а государственные и муниципальные власти стараются «агрессивно» развивать. Правда, зачастую асинхронно, то есть в порядке межведомственной разобщенности органов, отвечающих за развитие социальной, транспортной, коммунальной или иной сферы.
ПЛАН: аккумулирует в единый, упорядоченный цифровой реестр все мероприятия из документов стратегического планирования, государственных, муниципальных и инвестиционных программ, отраслевых программ комплексного развития, действующих на территории. В основе единого цифрового реестра – карта планируемого размещения инфраструктурных объектов, утвержденная органом, уполномоченным в области градостроительной деятельности, что обеспечивает согласованность, своевременность и обоснованность принимаемых решений в указанных документах.
РЕГИОНАЛЬНОГО: формируется на платформе государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, или ГИСОГД региона. Во-первых, ГИСОГД субъекта РФ содержит данные, необходимые для осуществления градостроительной деятельности. Во-вторых, ведение ГИСОГД регламентировано законодательством, что своевременно обеспечивает доступ к актуальным данным. В-третьих, законодательно закреплена возможность создавать ГИСОГД с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности. Именно расширение аналитических функций позволяет создать бесшовную и мультимасштабную модель данных на весь регион без изменения состава разделов системы.
РАЗВИТИЯ: обеспечивает не просто эффективное планирование, а сбалансированное развитие инфраструктуры за счет инструментов своевременного мониторинга реализации плана.
Главная проблема сложившейся системы управления инфраструктурным развитием заключается в том, что территориальное и бюджетное планирование – два не связанных между собой бизнес-процесса.
Документы территориального планирования, утверждающие решения по размещению инфраструктурных объектов федерального, регионального и местного значения, из-за длительности их подготовки и процедур согласования зачастую не успевают соответствовать программам.
Документы бюджетного планирования разрабатываются и утверждаются в виде текстовых документов, включающих таблицы с мероприятиями, их стоимостью и сроками реализации, в отрыве от документов территориального планирования. Горизонты (сроки) планирования мероприятий, реализуемых по отраслевому признаку, не совпадают.
Все это приводит к невозможности синхронизировать решения во времени и пространстве, а также к необоснованному увеличению временных и бюджетных трат.
Простой пример: представьте, как различные министерства и департаменты ведут реестры «своих» объектов и планируют развитие «своих» сфер в условиях отсутствия единой системы и общей платформы для взаимодействия. Нельзя сказать, что они совсем не взаимодействуют. Взаимодействие, как правило, происходит документами, и результаты этих бизнес-процессов не дают полной картины об инфраструктурной обеспеченности сегодня, завтра и через год. Имеющаяся система планирования не позволяет идентифицировать объект, обеспечить мониторинг реализации его жизненного цикла и принять эффективное решение.
КИПРР обеспечивает переход от разрозненных документов к цифровой управляемой модели данных с аналитическими функциями мониторинга и связности данных об объекте. Данные об объекте формируются на всех этапах его жизненного цикла, а оперативная перенастройка планов с использованием аналитических функций обеспечит достижение целевых показателей и повышения KPI глав, руководителей отраслевых ведомств и губернаторов.
Рисунок 1. Переход от разрозненных документов к КИПРР
Таким образом, КИПРР – это платформа для взаимодействия органов, уполномоченных в области градостроительной деятельности, и главных распределителей бюджетных средств по отраслям, которые формируют данные об инфраструктурных объектах на стадиях их жизненных циклов, обеспечивая тем самым основу для дальнейшего принятия решений по развитию инфраструктуры.
Основная задача и польза КИПРР в обеспечении доступа к актуальным данным об инфраструктурной обеспеченности территории в необходимом для принятия решения объеме и понятной форме для каждого уровня пользователя.
Если Вам стало понятнее, что такое КИПРР, то, возможно, следующая часть посвящается Вам.
ДЛЯ ТЕХ, КТО ЗНАЕТ О КИПРР, НО ЕЩЕ НЕ РАБОТАЕТ С НИМ
КИПРР представляет собой инструмент сборки и мониторинга всех решений о развитии инфраструктур. КИПРР создается как цифровая управляемая модель территории в виде базы увязанных между собой данных об имеющихся и планируемых инфраструктурных объектах и с использованием автоматизированных информационно-аналитических функций ГИСОГД обеспечивает доступ к данным об инфраструктурной обеспеченности территории во времени и пространстве.
Впервые КИПРР был сформирован в виде базы данных на территорию Южно-Сахалинской агломерации (за исключением областного центра) и Курильских островов, затем КИПРР был встроен в ГИСОГД региона, гибкий функционал программного обеспечения которой позволяет его вести и оперативно перенастраивать в зависимости от сложившейся ситуации (рис. 2).
Рисунок 2. КИПРР Сахалинской области на территорию Южно-Сахалинской агломерации и Курильских островов в ГИСОГД Сахалинской области
Сегодня мы создаем КИПРР Владивостоксой агломерации в РИСОГД Приморского края. Так регионы примеряют на себя наш инновационный продукт, а мы развиваем его дальше благодаря неравнодушным пользователям.
Рисунок 3. КИПРР Владивостокской агломерации Приморского края в РИСОГД ПК
Какие результаты работ должны быть в каждом проекте по созданию КИПРР:
1. Цифровая модель данных, сформированная на основе размещенных в ГИСОГД данных документов территориального планирования, пообъектно увязанных с государственными, муниципальными и адресными программами, отраслевыми программами комплексного развития и иными программами путем присвоения уникальных номеров инфраструктурного планирования, или УНИП.
Рисунок 4. Карточка объекта КИПРР в ГИСОГД
2. Настроенные в ГИСОГД функции автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности в соответствии с предложениями по их расширению (см. п. 6), позволяющие идентифицировать объект на любом этапе и осуществлять мониторинг его жизненного цикла, увязывая между собой версии этого объекта, будь то еще только потребность (запланированный объект федерального, регионального, местного или иного значения) или уже объект капитального строительства с запланированной зоной его размещения и конкретным земельным участком, а может, строящийся, реконструируемый или ликвидируемый.
3. Комплект проектов нормативных правовых актов для обеспечения создания КИПРР, включающий в т.ч. НПА об утверждении методических рекомендаций (см. п. 4) формирования и мониторинга реализации КИПРР (рис. 3) и правил цифрового описания (см. п. 6).
Рисунок 5. Перечень проектов НПА для обеспечения формирования и мониторинга реализации КИПРР
4. Методические рекомендации по формированию и мониторингу реализации КИПРР для определения порядка создания и ведения КИПРР, включающие:
- перечень данных, необходимых для формирования и функционирования КИПРР, источники и способы их получения;
-
структуру автоматизированных и аналитических реестров, обеспечивающих формирование и мониторинг реализации КИПРР в ГИСОГД региона;
-
методы обработки и использования данных КИПРР, алгоритмы взаимоувязки решений по развитию всех видов инфраструктур для мониторинга реализации КИПРР;
-
методы мониторинга реализации КИПРР и подготовки исходных данных для внесения изменений в документы территориального и бюджетного планирования;
-
состав и правила формирования отчетов о реализации КИПРР в виде дашбордов для разных уровней ответственности.
5. Методические рекомендации по правилам цифрового описания определяют технические требования к информационным ресурсам ГИСОГД в части КИПРР, в том числе:
-
требования к объектному составу;
-
требования к атрибутивному составу;
-
требования к условным обозначениям;
- требования к структуре реестра мероприятий государственных, муниципальных программ, программ комплексного развития.
6. Предложения по расширению функций автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности ГИСОГД региона для согласования с оператором ГИСОГД региона объемов настроечных работ, в составе которых:
-
требования по расширению модели данных ГИСОГД региона;
-
требования по созданию и настройке автоматизированных реестров и тематических наборов данных для формирования и мониторинга реализации КИПРР в ГИСОГД региона;
-
требования по настройке репликации данных, необходимых для формирования и мониторинга реализации КИПРР, из рабочей области государственного значения в рабочую область местного значения и обратно, а также на открытый геопортал (при наличии);
-
правила отображения карт и слоев с использованием условных знаков, доступных для широкой аудитории.
Рисунок 6. Данные ГИСОГД, формирующие КИПРР
7. Система непрерывного обучения пользователей для обеспечения актуальности сформированного и вовремя переданного КИПРР заботливым пользователям ГИСОГД для исключения его ежедневного устаревания и потери ценности, которая включает:
- проведение инструктажа в очном формате и в режиме вебинаров в соответствии с разработанным планом обучения;
-
консультационное и методическое сопровождение пользователей;
-
обеспечение технологическими инструкциями каждого типа пользователя.
Если у Вас все же остались вопросы, мы готовы ответить на них, продемонстрировать наглядно или предоставить доступ к демонстрационной версии, чтобы Вы смогли «поиграть» с возможностями системы.
ДЛЯ ТЕХ, КТО РАБОТАЕТ С КИПРР
Для продвинутых пользователей КИПРР, кто каждый день открывает для себя новые возможности и пользу КИПРР, это уже комплекс инструментов, позволяющих каждому типу пользователя реализовать свои полномочия наиболее эффективно во взаимодействии с остальными участниками процессов инфраструктурного развития.
Для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление услуг и исполнение функций в области градостроительной деятельности, КИПРР – это:
-
полная и прозрачная картина об объекте и производимых с ним процессах на всех этапах его жизненного цикла;
-
инструмент формирования информационной модели увязанных и постоянно детализируемых данных об объекте;
-
инструмент оперативной подготовки исходных данных для внесения изменений в документы территориального и бюджетного планирования в виде цифровых реестров, моделей пространственных данных;
-
инструмент подготовки отчетов различного содержания о размещенных данных в ГИСОГД в отношении инфраструктурных объектов;
-
сервис присвоения УНИП объектам, предусмотренным документами территориального планирования.
Для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, уполномоченных на подготовку государственных, муниципальных, адресных и иных программ, а также ответственных за распределение бюджетных средств в конкретных отраслях (ГРБС) КИПРР – это:
- сервис разработки программ в виде электронного документа (в машиночитаемом виде) с возможностью его импорта в ГИСОГД для увязки и дальнейшего мониторинга реализации;
- инструмент внесения изменений в программы с учетом информационно-аналитических функций поддержки принятия решений КИПРР, а также с использованием реестра мероприятий для обоснования их включения в программы;
-
сервис присвоения УНИП мероприятиям государственных, муниципальных, адресных и иных программ.
Для глав регионов, глав городов и руководителей отраслевых ведомств КИПРР – это:
-
инструмент идентификации и мониторинга жизненных циклов объектов;
-
сервис доступа к отчетам по реализации планов инфраструктурного развития в виде дашбордов.
Рисунок 7. Дашборды по реализации КИПРР
В этом году создание цифровой вертикали строительной отрасли обязывает усилить полученные результаты по созданию КИПРР информационными моделями ОКС, которые должны формироваться в ГИСОГД за счет интеграции с информационными системами управления проектами строительства и строительными сервисами.
Население и бизнес по-прежнему не имеют информационных ресурсов, позволяющих в понятной форме вовлечь их в инфраструктурное развитие, ведь публичные порталы ГИСОГД остаются понятными лишь профессиональному сообществу. И это уже новые задачи и вызовы для КИПРР, продолжение следует…