Аннотация
Современное управление развитием урбанизированных территорий в России осуществляется на основе отдельных документов, содержащих наборы решений и данных, которые даже внутри одного документа не работают как элементы системы. Новые методы и технологии моделирования предлагают замещение действующих подходов к управлению развитием территорий на основе разрозненных и часто противоречивых документов к системному управлению на основе цифровых моделей данных.
Градостроительная деятельность представляет собой сложную междисциплинарную и многоуровневую деятельность, которая требует структурирования, выстраивания логики взаимосвязанных процессов, создания иерархической цифровой информационной модели управления развитием территории.
Статья посвящена доказательству эффективности перехода на управление с использованием цифровой информационной модели управления развитием территорий (ЦИМ УРТ), является частью диссертационного исследования автора.
В качестве рабочей гипотезы создания ЦИМ УРТ автором предлагается гипотеза: стратегия — тактика — регулирование — перенастройка. Повышение эффективности управления развитием территорий и создание условий для повышения качества среды и жизни, улучшение предпринимательского климата предполагается за счет перехода от разрозненных документов стратегического и территориального планирования, нормативов градостроительного проектирования, документов градостроительного зонирования и документации по планировке территорий к цифровой информационной модели, основные информационные ресурсы которой формируются из результатов градостроительного проектирования.
В основе предложенной автором методологии лежат принципы дезинтеграции (разделение стратегических, тактических и регуляторных решений по разным уровням), целостности (объединение одноуровневых и одномасштабных решений в одном документе) и объектоориентированности (формализация решений в систему объектов градостроительного планирования и объектов градостроительного регулирования). С учетом сформулированных принципов автором выстроена логика преобразования современных документов в четыре блока пространственных данных ЦИМ УРТ на примере муниципального образования (города). Представлен путь создания всех необходимых ресурсов посредством разработки пяти основных видов градостроительной документации: (1) стратегический план; (2) комплексный инфраструктурно-инвестиционный план; (3) генеральный план землепользования и застройки; (4) мастер-план (стратегический, отраслевой или локальный); (5) проект планировки и межевания территории.
Ключевые слова: градостроительное проектирование; управление развитием территорий; стратегический план; комплексный инфраструктурно-инвестиционный план; генеральный план землепользования и застройки; цифровая информационная модель управления развитием территорий; мастер-план
Общие положения и гипотеза
Под системой понимается целостная совокупность элементов, в которой все элементы настолько тесно связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам того же уровня как единое целое [1]. Элемент – это минимальная единица в составе данного целого, выполняющая в нем определенную функцию.
Под моделью понимается любой объект или процесс, сохраняющий некоторые свойства другого объекта или процесса (оригинала) и предназначенный для их изучения. Градостроительство всегда работает с моделями, создаваемыми для разных задач и в разных масштабах. Например, карта функционального зонирования как часть генерального плана – это упрощенная модель перспективного (гипотетического) землепользования, обобщенного по функциональному признаку, где элементами выступают функциональные зоны, описанные по определенным правилам. Проект планировки тоже может представить будущий образ территории более точно – через 3D-модель архитектурно-пространственного решения. Но эти модели создаются независимо друг от друга, они не являются элементами единой модели управления развитием территорий. Современное управление развитием территорий осуществляется на основе отдельных документов, содержащих наборы решений и данных, которые даже внутри одного документа не работают как элементы системы.
Новые методы и технологии моделирования предлагают замещение действующих подходов к управлению развитием территорий на основе разрозненных и часто противоречивых документов к управлению на основе цифровых моделей данных. Доказательству эффективности перехода государственного и муниципального управления градостроительным развитием на управление с использованием цифровой информационной модели управления развитием территорий (ЦИМ УРТ) посвящена эта статья, которая является частью диссертационного исследования автора.
Система управления развитием территорий – это сложная иерархическая система принятия стратегических и тактических решений по планированию преобразований среды жизнедеятельности и регулированию градостроительных и земельно-имущественных отношений, элементы которой сами рассматриваются как системы или подсистемы (рис. 1). В качестве примеров некоторых элементов системы управления развитием территорий, которые сами представляют собой системы, можно рассмотреть:
-
административно-территориальную структуру, в которой определены не только иерархически зависимые и координатно описанные границы территорий (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, городской или муниципальный округ, муниципальный район, городское или сельское поселение, населенный пункт), но и полномочия соответствующих уровней власти по управлению территориями;
-
планировочную структуру города как совокупность планировочных элементов, связанных между собой транспортной сетью и организующих единое социально-экономическое пространство. Элементом планировочной структуры при этом выступает базовая структурная часть пространственной организации территории (планировочный квартал, планировочный микрорайон). Необходимым и соподчиненным планировочной структуре пространственным объектом градостроительного регулирования является красная линия, понимаемая как граница, отделяющая элемент планировочной структуры от территорий общего пользования. За красной линией следуют линии отступа от нее (линия градостроительного регулирования (линия застройки), ограничивающая места допустимого размещения объектов капитального строительства (часть земельного участка, на которую не установлены ограничения для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства), и зона планируемого размещения объектов капитального строительства (территория, определенная для размещения объектов федерального, регионального, местного или иного значения, включая линейные объекты, в отношении которой установлены допустимые параметры);
-
систему объектов правового регулирования использования земельных участков и объектов капитального строительства, включающую градостроительное зонирование, устанавливающее территориальные зоны (территории, для которых определяются границы и устанавливается регламент разрешенного использования) и отображающее зоны с особыми условиями использования территории, понимаемые как территории, в отношении которых установлены ограничения или запреты по использованию земельных участков и (или) расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества для осуществления определенных видов деятельности. К зонам с особыми условиями использования территории относятся охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные подобные объекты;
-
систему инфраструктурного обеспечения урбанизированных территорий, которая предусматривает сбалансированное размещение объектов социальной, транспортной, коммунальной, рекреационной, сервисной, технологической и прочей инфраструктуры. При этом каждая из инфраструктур – это тоже система. Например, социальная инфраструктура понимается как система объектов, функционально обеспечивающих образ и качество жизнедеятельности населения. Она включает объекты образования, здравоохранения, культуры, спорта и др. В свою очередь, объекты образования тоже представляют собой систему, включающую детские сады, школы, колледжи, университеты и т. д.
Рисунок 1. Инструменты существующей модели управления развитием территорий. Разработано автором
Примеры описывают очевидные используемые в каждодневной управленческой градостроительной практике системы, тематически взаимосвязанные друг с другом пространственные объекты. В то же время если мы проанализируем действующие виды градостроительной документации, в результате утверждения которой появляются юридически значимые данные о пространственных объектах градостроительного планирования и регулирования, то мы не увидим необходимых связей между объектами. Впрочем, градостроительное законодательство не представляет градостроительную деятельность как деятельность системную, а градостроительные данные – как систему. Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительную деятельность как перечень видов деятельности по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений (п. 1 ст. 1).
Приведенные примеры элементов системы управления развитием территорий демонстрируют сложность, междисциплинарность и многоуровневость градостроительной деятельности, а также научную значимость и практическую потребность ее структурирования, выстраивания логики взаимосвязанных процессов, создания иерархической цифровой информационной модели управления развитием территории. Для создания ЦИМ УРТ в качестве рабочей автор предлагает гипотезу: стратегия – тактика – регулирование – перенастройка. Гипотеза берет начало из трансцендентального знания о пространстве и времени, которое дает нам возможность воспринимать и познавать мир, оценивать его через призму кантовской «критики чистого разума», представлять и обосновывать целесообразные изменения, опираясь на эмпирические знания, полученные из опыта [2].
Гипотеза предполагает повышение эффективности управления развитием территорий и создание условий для повышения качества среды и жизни, улучшение предпринимательского климата за счет перехода от разрозненных документов стратегического и территориального планирования, нормативов градостроительного проектирования, документов градостроительного зонирования и документации по планировке территорий к цифровой информационной модели, основные информационные ресурсы которой формируются из результатов градостроительного проектирования.
Гипотеза разработана с учетом мнений представителей прогрессивного научного профессионального сообщества [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18] и основывается на исследованиях и их практической апробации в ходе разработки под руководством автора статьи комплексных проектов градостроительного развития городов в различных регионах России Институтом территориального планирования «Град», выработанных принципах, проанализированных данных и тенденциях к их совершенствованию, новейших методах и цифровых технологиях [19, 20, 21, 22].
Смысл гипотезы заключается в преобразовании существующих видов градостроительной документации, развитии методов градостроительного проектирования и управления урбанизированными территориями, исходя из сущностей: стратегия – тактика – регулирование – перенастройка. В основе методологии лежат три принципа:
1) принцип дезинтеграции – разделение стратегических, тактических и регуляторных решений по разным уровням;
2) принцип целостности – объединение одноуровневых и одномасштабных решений в одном документе;
3) принцип объектоориентированности – формализация решений в систему объектов градостроительного планирования и объектов градостроительного регулирования.
Структура и назначение ЦИМ УРТ
Применение трех сформулированных принципов позволяет выстроить логику преобразования современных документов в четыре блока пространственных данных ЦИМ УРТ на примере муниципального образования (города) (рис. 2).
Первый блок – «Стратегия» – сообщает о приоритетах городского развития, объединяет пространственные данные об объектах стратегического характера, формирующие пространственные каркасы и политики градостроительных преобразований. Эти данные не имеют юридического статуса, не являются руководящим решением для изменения государственной программы или изъятия земельного участка, но направляют деятельность администрации города и предпринимательского сообщества к достижению целей комплексного социально-экономического и пространственного развития.
Второй блок – «Тактика» – обеспечивает согласованность инфраструктурного развития, жилищного строительства и иного инвестиционного преобразования территорий за счет создания цифровых ресурсов – данных об объектах градостроительного планирования: планируемых объектах транспортной, социальной, коммунальной и иной инфраструктуры (федерального, регионального и местного значения); планируемых объектах капитального строительства (жилье и другие инвестиционные объекты); образуемых и изменяемых земельных участках. Это юридически значимые данные.
Третий блок – «Регулирование» – обеспечивает соблюдение правовых рамок при осуществлении всех градостроительных процессов за счет создания цифровых ресурсов – данных об объектах градостроительного регулирования: границах административно-территориального деления (границы муниципальных образований и населенных пунктов); планировочной организации территории (планировочные районы, планировочные микрорайоны, планировочные кварталы); красных линиях; линиях застройки; зонах планируемого размещения объектов капитального строительства; территориальных зонах и градостроительных регламентах; зонах с особыми условиями использования территорий и соответствующих ограничениях; территориях с особым режимом градостроительной деятельности; других объектах градостроительного регулирования.
Четвертый блок – «Перенастройка» – обеспечивает внесение изменений в принятые ранее решения. Основной инструмент перенастройки – документация по планировке территорий, в составе обосновывающих материалов которой или как самостоятельный документ может разрабатываться мастер-план. При внесении изменений в блок «Перенастройка» ЦИМ УРТ автоматически проверяет новые данные и вносит соответствующие изменения в другие блоки, либо указывает на конфликты, требующие дополнительного проектирования. «Перенастройка» архивирует измененные данные, сохраняя в системе ретроспективу принимаемых решений.
Рисунок 2. Структурная схема цифровой информационной модели управления развитием территории. Разработано автором
Информационные ресурсы четырех блоков могут быть сформированы посредством их извлечения из документов стратегического, территориального и бюджетного планирования, комплексных программ развития социальной, транспортной и систем коммунальной инфраструктуры, правил землепользования и застройки, документации по планировке территорий, если все эти документы актуальны, разработаны в полном объеме и их решения синхронизированы друг с другом и формализованы в соответствии с техническими требованиями к данным. Вместе с тем гипотезой рассматривается более рациональный путь создания всех необходимых ресурсов посредством разработки пяти основных видов градостроительной документации, принятие которых может быть осуществлено за счет преобразования множества действующих документов в соответствии с названными выше принципами:
1) стратегический план;
2) комплексный инфраструктурно-инвестиционный план (КИИП);
3) генеральный план землепользования и застройки (ГПЗЗ);
4) мастер-план (стратегический, отраслевой или локальный);
5) проект планировки и межевания территории.
ЦИМ УРТ создается на платформе государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД) и может быть внедрена как для субъекта РФ в целом с определением муниципальных областей, так и для муниципального образования или агломерации отдельно, в зависимости от распределения полномочий в градостроительной сфере и активности градостроительных процессов, обосновывающих общественную потребность в создании сложной системы в конкретном регионе России. ЦИМ УРТ интегрируется с информационными ресурсами единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), а в будущем с единой электронной картографической основой (ЕЭКО) и национальной системой пространственных данных (НСПД).
ЦИМ УРТ предназначена для решения следующих задач управления:
-
мониторинг реализации мероприятий (строительства, реконструкции объектов) на всех этапах их жизненных циклов от планируемого к существующему состоянию и эксплуатации;
-
обеспечение согласованности и взаимосвязанности реализации объектов социальной, коммунальной, транспортной, рекреационной и других инфраструктур;
-
автоматизация процессов внесения изменений в данные об объектах градостроительного планирования и градостроительного регулирования на основе документов градостроительного проектирования;
-
автоматизация процессов предоставления услуг и осуществления управленческих функций в электронном виде;
-
реализация методов обработки и алгоритмов использования данных для выполнения анализа существующего состояния и планируемого развития территории;
-
публичность и открытость сведений о фактическом состоянии территории и перспективах развитии для жителей и всех заинтересованных лиц, публичные слушания и обсуждения, вовлечение жителей в процессы управления развитием территории;
-
моделирование сценариев преобразования территории и поддержка принятия наиболее эффективных и экономически обоснованных решений по развитию территории.
ЦИМ УРТ реализует информационно-аналитические методы обработки и анализа данных по разрабатываемым и последовательно внедряемым алгоритмам, направленным на повышение эффективности управления развитием территорий, и может быть создана на платформе ГИСОГД за счет расширения ее информационно-аналитических функций (ч. 7.1, ст. 56 ГрК РФ).
Содержание новых градостроительных документов
Стратегический план (единая стратегия социально-экономического и пространственного развития) наряду с миссией, ценностями и приоритетами определяет: цели и задачи, целевые показатели, стандарты жизнеобеспечения (взамен нормативов градостроительного проектирования); пространственные каркасы (природно-экологический, транспортно-планировочный, социокультурный, экономический); зонирование территории по политикам пространственного преобразования (нового освоения, стабильности, консервации, реконструкции, реновации, трансформации и т. д.); укрупненное функциональное зонирование (селитебные, промышленные, рекреационные и другие зоны); основные потребности в жилищном и инфраструктурном строительстве по периодам реализации стратегического плана; ключевые инвестиционные проекты и общественные инициативы; возможные сценарии комплексных социально-экономических и пространственных преобразований; финансово-экономические и правовые механизмы реализации стратегического плана.
В составе материалов по обоснованию стратегического плана выполняются научно-исследовательские работы, включающие комплексную оценку современного состояния и использования территории, социологические и профессиональные градостроительные исследования (применяются партисипаторные методы вовлечения жителей, создаются математические транспортно-функциональные и иные модели, выполняется пространственный анализ с использованием статистических, ведомственных, открытых и больших данных, просчитываются варианты финансово-экономических моделей реализации возможных сценариев стратегического плана).
При выявленной общественной потребности в существенных архитектурно-градостроительных преобразованиях в составе стратегического плана может быть разработан мастер-план развития города или несколько мастер-планов в отношении отдельных направлений или особо значимых территорий, подлежащих новому освоению или трансформации (развитие туризма, преобразование бывшей промышленной территории, создание университетского кампуса, общественного пространства и т. д.), определенных зонированием территории по политикам пространственного преобразования.
Стратегический план не только заменит несколько действующих в системе российского законодательства и правоприменительной практике документов (стратегию социально-экономического развития, план реализации стратегии, стратегию пространственного развития, мастер-план, нормативы градостроительного проектирования, частично генеральный план), но и восполнит пробелы в их содержательной части.
Комплексный инфраструктурно-инвестиционный план разрабатывается, как правило, на территорию муниципального образования либо населенного пункта и включает цифровые карты планируемого размещения (реконструкции) объектов транспортной, социальной, рекреационной и коммунальной инфраструктуры федерального, регионального и местного значения, а также всех иных объектов, вошедших в инвестиционный цикл (выдан ГПЗУ) и реестры соответствующих мероприятий, предусмотренных государственными и муниципальными программами, адресно-инвестиционными программами, программами ресурсоснабжающих организаций. КИИП разрабатывается в формате цифровой модели данных в соответствии с системой требований для ресурсов ГИСОГД. Все объекты позиционируются с точностью до базового элемента планировочной структуры (планировочный квартал) или земельного участка, если участок уже сформирован и учтен в ЕГРН либо запроектирован в проекте межевания. Все инфраструктурные объекты цифровой модели имеют связи с мероприятиями бюджетных программ, предусматривающих строительство или реконструкцию инфраструктурных объектов. Все инфраструктурные и инвестиционные объекты после загрузки в ЦИМ УРТ представляют собой неотъемлемую часть КИИП регионального развития и обеспечиваются связями с мониторингом жизненного цикла объекта капитального строительства, осуществляемого на платформе ГИСОГД.
В составе материалов по обоснованию КИИП разрабатываются тематические инфраструктурные пространственные модели, финансово-экономические модели, учитываются социологические и иные исследования. КИИП полностью заменяет «карты планируемого размещения объектов местного значения» (в настоящее время такие карты утверждаются в составе единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования, либо в составе генерального плана, либо как отдельный документ), три отдельные программы комплексного развития инфраструктур (транспортной, коммунальной и социальной), программы по озеленению и благоустройству общественных пространств (в настоящее время это отдельные несвязанные с территориальным планированием программы и проекты) и обеспечивает сборку всех планируемых объектов капитального строительства и общественных пространств, вступивших в фазу инвестиционного цикла как на основе решений документации по планировке территорий, так и на основании решений с использованием других организационных и правовых механизмов.
Каждый инфраструктурный объект КИИП увязан с мероприятиями соответствующих государственных или муниципальных программ через единый цифровой реестр мероприятий, созданный также на платформе ГИСОГД. КИИП доступен (за исключением секретной части) на открытом портале ГИСОГД, интегрирован с инвестиционным региональным порталом, что обеспечивает информированность инвесторов и застройщиков, всех заинтересованных лиц о планах инфраструктурного развития. КИИП будет «перенастраиваться» ежегодно вместе с региональными и муниципальными бюджетами, а в экстренных случаях в него могут быть оперативно внесены изменения в любое время (период пандемии ярко продемонстрировал возможность такой потребности). Горизонт инфраструктурного планирования – 5-6 лет с постоянной пролонгацией.
Генеральный план землепользования и застройки представляет собой единый документ регулирования градостроительных и земельно-имущественных отношений на территории муниципального образования. Содержание ГПЗЗ в основном определяется содержанием единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования с дополнительным включением в него единого плана красных линий, нормативных и планируемых зон с особыми условиями использования территорий и объединением функционального и территориального зонирования. ГПЗЗ представляет собой цифровую модель данных, утверждает все одномасштабные и одноуровневые по смыслу правового регулирования пространственные объекты и включает:
-
карту градостроительного зонирования (на карте отображаются границы населенных пунктов, территориальные зоны, красные линии и другие линии градостроительного регулирования, зоны с особыми условиями использования территорий (существующие, нормативные и планируемые), территории комплексного развития территорий, другие территории с особым правовым режимом использования);
-
градостроительный регламент (с возможностью расширения требований, в том числе: объемно-пространственный регламент, требования к архитектурно-градостроительному облику, благоустройству и озеленению);
- материалы по обоснованию, которые подготавливаются в случае необходимости предъявления для согласования доказательной базы (изменение границ населенных пунктов, изменение «городских лесов», разделение земельного участка на несколько территориальных зон и т. д.).
Термины и определения
С учетом существенных изменений подходов к градостроительному планированию и регулированию при создании ЦИМ УРТ необходимо обратить внимание на важность понятий, лежащих в основе предлагаемых преобразований.
Цифровая информационная модель управления развитием территории – комплекс взаимосвязанных, актуализируемых в установленные сроки информационных ресурсов, включающих цифровые данные о существующем состоянии и планируемом развитии территории, автоматизированных методов и функций, обеспечивающих моделирование сценариев развития территории и поддержку принятия решений.
Система требований к пространственным данным – совокупность норм и правил цифрового описания пространственных данных градостроительной деятельности, обеспечивающих единство цифрового описания пространственных данных об объектах градостроительного планирования и объектах градостроительного регулирования, их интероперабельность при использовании в информационных системах градостроительной деятельности и других государственных системах в рамках создания Национальной системы пространственных данных Российской Федерации (рис. 3, 4, 5).
Объект стратегического планирования – пространственный объект, характеризующий общественно-политическую декларацию целей и задач пространственного развития, определенных стратегическим планом.
Объект тактического планирования – пространственный объект, предполагающий образование объекта недвижимости.
Объект градостроительного регулирования – объект определяющий режим (возможности и ограничения) градостроительной деятельности.
Стратегический план – документ, определяющий стратегию социально-экономического и пространственного развития, включающий общественно-политическую декларацию целей и задач, целевые показатели и концепцию градостроительного развития (мастер-план).
Комплексный инфраструктурно-инвестиционный план – документ градостроительного планирования, определяющий планируемое размещение объектов инфраструктурно-инвестиционного развития, согласованного с бюджетным, стратегическим и инвестиционным планированием.
Генеральный план землепользования и застройки – документ правового регулирования градостроительных и земельно-имущественных отношений, определяющий перспективное использование территорий и устанавливающий объекты градостроительного регулирования.
Рисунок 3. Система требований к информационным ресурсам цифровой информационной модели управления развитием территории. Разработано автором
Рисунок 4. Описание цели системы требований к информационным ресурсам цифровой информационной модели управления развитием территории. Разработано автором
Рисунок 5. Технология работы системы требований к информационным ресурсам цифровой информационной модели управления развитием территории. Разработано автором
Список литературы
1. Якушко С. И. Целостность как основное свойство систем // Академия Тринитаризма. — М., Эл № 77-6567, публ. 26907, 11.01.2021.
2. Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского. — М.: Мысль, 1994. — 591 с.
3. Reimer M., Getimis P., Blotevogel H. Spatial Planning Systems and Practices in Europe: A Comparative Perspective on Continuity and Changes. — London: Routledge, 2014. — 336 p.
4. Mäntysalo, R., Kangasoja, J. K., Kanninen, V. The Paradox of Strategic Spatial Planning: A Theoretical Outline with a View on Finland //Planning Theory & Practice. — 2015. — Vol. 16. — №. 2. — P. 169–183.
5. Hoidn B., Wang W. 21BB Model Region. Berlin Brandenburg. — Zurich, 2020. —176 p.
6. Амин Э. Трифт Н. Города: переосмысляя городское / Пер. с англ. — Н. Новгород: Красная ласточка, 2017. — 218 с.
7. Лефевр А. Производство пространства. — М.: Strelka Press, 2015. — 432 с.
8. Ратти К. Клодел М. Город завтрашнего дня. Сенсоры, сети, хакеры и будущее городской жизни / Пер. с англ. Е. Бондал. — М.: Издательство института Гайдара, 2017. — 248 с.
9. Рыбчинский В. Городской конструктор. Идеи и города / Пер. с англ. М. Коробочкина. — М.: Strelka Press, 2014. — 250 с.
10. Бачурина С. С. Информационное моделирование: методология использования цифровых моделей в процессе перехода к цифровому проектированию. Часть 1. Цифровой проектный менеджмент полного цикла в градостроительстве. Теория. М.: ДМК-Пресс, 2021. — 112 с.
11. Боков А. В. О стратегии пространственного развития [Электронный ресурс] // Architecture and Modern Information Technologies. — 2018. — № 4 (45). — С. 13–37. URL: http://marhi.ru/AMIT/2018/4kvart18/01_bokov/index.php (дата обращения: 07.12.2023).
12. Вильнер М. Я. Методологические основы реформирования управления развитием территории: монография. — М., 2018. — 115 с.
13. Дранко О. И. Управление развитием региона. Моделирование возможностей / О. И. Дранко, Д. И. Новиков, А. Н. Райков, И. В. Чернов. — М.: Институт проблем управления РАН, 2023. — 432 с.
14. Колонтай А. Н. Москва и регионы. Опыт градостроительства // Архитектура и строительство. — 2008. — Т. 542. — № 6. — С. 9–15.
15. Кривов А. С. Дом в России. Национальная идея. — М., 2004. — 416 с.
16. Любовный В. Я. Регулирование градостроительства в изменяющихся условиях развития России // Градостроительство. — 2016. — № 1. — С. 57–63.
17. Малинова О. В. О реформировании территориального планирования в Российской Федерации в целях комплексного и устойчивого развития территории. Генплан // Academia. Архитектура и строительство. — 2019. — №. 4. — С. 5–10.
18. Трухачев С. Ю., Батунова Е. Ю., Хитева Е. О. Система поддержки принятия решений в области градостроительного планирования: опыт международного проекта «CRISALIDE» // Academia. Архитектура и строительство. — 2023. — №. 4. — С. 110–117.
19. Береговских А. Н. Информационно-аналитическая система управления градостроительным развитием территорий (ИАС УГРТ). Исследования. Концепция. — Омск: Омскбланкиздат, 2011. — 178 с.
20. Береговских А. Н. КИПРР – это генплан, работающий каждый день / Береговских // Фундаментальные, поисковые и прикладные исследования Российской академии архитектуры и строительных наук по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2021 году: сб. науч. тр. / РААСН. — М., 2022. — С. 177–187.
21. Береговских А. Н. От градостроительства к градоустройству. — Омск: Омскбланкиздат, 2018. — 423 с.
22. Береговских А. Н. Развитие регионов и городов. Стратегия – тактика – регулирование – перенастройка // Градостроительство. — 2022. — № 1–2. — С. 31–38.
Статья опубликована в журнале «Вестник Евразийской науки», Том 16, № 2.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Береговских, А. Н. Концептуальные основы создания цифровой информационной модели управления развитием территорий / А. Н. Береговских // Вестник Евразийской науки. — 2024. — Т 16. — № 2. — URL: https://esj.today/PDF/02SAVN224.pdf