В течение 2024 года осуществлялась разработка и корректировка стратегических документов, направленных на улучшение социально-экономической ситуации в муниципалитетах и регионах Российской Федерации, – стратегий социально-экономического развития и планов мероприятий по их реализации. Эти документы приобретают особую значимость в условиях текущих вызовов и возможностей, а также учитывают долгосрочные цели социально-экономического развития страны.
Обзор выполнен на основании утвержденных в 2024 году стратегий социально-экономического развития и планов мероприятий по их реализации на уровне городских округов, муниципальных округов, муниципальных районов, субъектов Российской Федерации. Учитывались как вновь утвержденные документы, так и внесение изменений в уже действующие документы. Сбор информации осуществлялся с помощью государственной автоматизированной информационной системы «Управление».
На региональном уровне в 2024 году документы стратегического планирования практически не утверждались. Внесены точечные изменения в стратегии социально-экономического развития Камчатского края, Курской области, Республики Коми. Также внесены точечные изменения в план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Ставропольского края (в части мероприятий и целевых показателей). Утвержден план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года, учитывающий приоритеты социально-экономического развития.
Администрации городских округов в 2024 году зачастую вносили изменения в уже действующие стратегии и планы мероприятий, а администрации муниципальных округов и муниципальных районов в основном утверждали новые документы. Всего на муниципальном уровне с учетом внесений изменений утверждено около 100 стратегий и планов мероприятий по их реализации. При этом многие документы разработаны на среднесрочную перспективу до 2030 года.
Причины внесения изменений в стратегии или утверждения новых стратегий муниципальных образований можно отметить следующие:
-
истечение срока действия предыдущей стратегии (примеры: Артемовский городской округ, Выборгский район Ленинградской области, Маловишерский муниципальный район Новгородской области, Южский муниципальный район Ивановской области);
-
необходимость соответствия указу Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 (пример: город Иркутск);
-
изменение статуса муниципального образования с городского округа на муниципальный округ (примеры: муниципальный округ «Вуктыл», Шадринский муниципальный округ);
-
соответствие расчетному сроку, стратегическим приоритетам, целевым показателям стратегий социально-экономического развития соответствующих субъектов РФ (примеры: города Обнинск, Лангепас, Нягань, Покачи, Березовский муниципальный район ХМАО – Югры, Беловский муниципальный округ, ряд муниципальных районов Омской области и т. д.);
-
соответствие Комплексной программе перспективного развития города-героя Волгограда до 2034 года (город-герой Волгоград).
Стратегии социально-экономического развития муниципальных образований в основном имеют сходную структуру: анализ текущей социально-экономической ситуации (с применением SWOT-анализа), сценарии развития, миссия, направления, цели и задачи развития, целевые показатели, механизмы реализации. Из иных наиболее интересных пунктов состава стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, утвержденных в 2024 году, можно отметить:
-
оценка достигнутых целей социально-экономического развития, ключевых показателей реализации стратегии (в ретроспективе) (Артемовский городской округ Приморского края, ЗАТО Звездный Пермского края, Маловишерский муниципальный район Новгородской области;
-
PEST-анализ факторов внешней среды (вариация – PESTEL-анализ), примеры – город Лангепас и город Нягань ХМАО – Югры, Борский муниципальный район Самарской области, Ярославский муниципальный район Ярославской области;
-
рейтинг рассматриваемого муниципального образования среди муниципальных образований соответствующего субъекта РФ, среди сходных муниципальных образований России, примеры – город Лангепас ХМАО – Югры, город Покачи ХМАО – Югры, Георгиевский и Туркменский муниципальные округа Ставропольского края, Березовский район ХМАО – Югры, Красноярский район Самарской области;
-
результаты проведенных социологических исследований, примеры – Березовский район ХМАО –Югры, Красноярский район Самарской области;
-
перечни крупных инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на период действия стратегии; флагманские проекты (город Артемовский Приморского края, города Лангепас и Нягань ХМАО – Югры, Горномарийский муниципальный район Республики Марий Эл, Ровеньский район Белгородской области);
-
пространственная компонента, планируемое пространственное развитие (города Иркутск, Лангепас, Нягань, Обнинск, Светлогорский муниципальный округ Калининградской области, Березовский муниципальный район ХМАО – Югры и др.);
-
перечни инвестиционных площадок, земельных участков, предлагаемых для инвестиционной деятельности (Богатовский, Красноярский, Ставропольский районы Самарской области, Черемховский муниципальный район Иркутской области);
-
роль агломерации в пространственном развитии территории, если муниципальное образование входит в агломерацию (город Лангепас ХМАО – Югры, Бессоновский район Пензенской области, Богатовский, Борский, Красноярский, Ставропольский районы Самарской области);
-
инвестиционная стратегия муниципального образования (города Лангепас и Покачи ХМАО – Югры, Борский район Самарской области, Ровеньский район Белгородской области).
Планы мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития в основном содержат таблицы мероприятий с указанием сроков их реализации, ответственных исполнителей, связи с целевыми показателями, источником финансирования (муниципальной программой). В основном планы мероприятий включают мероприятия для исполнения органами местного самоуправления (через муниципальные программы), но также могут включать реализацию проектов с привлечением частных инвесторов (города Лангепас, Нягань, Обнинск, Черемховский муниципальный район), мероприятия для включения в государственные программы региона (Георгиевский муниципальный округ, Туркменский муниципальный округ, Большереченский муниципальный район, Ставропольский муниципальный район), а также организационные мероприятия. Планы мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития субъектов РФ также могут включать мероприятия, осуществляемые за счет внебюджетного финансирования (Волгоградская область, Камчатский край, Ставропольский край).
В 2024 году ряд документов стратегического планирования был дополнен информацией о прогнозной кадровой потребности и источниках закрытия такой потребности (в том числе для соответствия основным направлениям и задачам Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года). Подобная информация встречается, в частности, в планах мероприятий по реализации стратегий муниципальных образований Свердловской области, Стратегии социально-экономического развития Камчатского края.
Утверждение стратегий социально-экономического развития и планов мероприятий по их реализации в 2024 году стало важным шагом на пути к достижению устойчивого и сбалансированного развития муниципальных образований и регионов Российской Федерации. Инструментом для достижения поставленных целей на уровне местного самоуправления служат муниципальные программы, связанные с реализацией стратегий социально-экономического развития. Муниципальные программы обеспечивают взаимосвязь между стратегическим планированием и бюджетной политикой, позволяя эффективно распределять ресурсы для достижения целей развития. В дополнение к муниципальным программам муниципалитеты проводят политику активного привлечения инвесторов для реализации мероприятий, требующих вовлечения частных средств.
Реализация указанных документов позволит улучшить качество жизни граждан, повысить конкурентоспособность экономики, обеспечить долгосрочный рост благосостояния общества, а также должна обеспечивать связанность с территориальным планированием в эффективном использовании ресурсов и решении стратегических задач. Тем не менее из рассмотренных примеров муниципальных образований только в городе Сургуте в 2024 году был утвержден единый документ территориального планирования и градостроительного зонирования, в том числе учитывающий новую версию стратегии и плана мероприятий. Изменения в утверждаемую часть документа территориального планирования на основании изменений в стратегию могут не вноситься по ряду причин: отсутствие в стратегии четко определенных мероприятий с местоположением и параметрами, отсутствие полномочий для реализации заложенных мероприятий, общая несогласованность документов.
Альтернативой для стратегии социально-экономического развития муниципального образования в настоящее время становятся мастер-планы, в том числе мастер-планы опорных городов, которые позволяют совместить стратегические и пространственные решения с учетом полномочий различного уровня – федерального, регионального, местного, а также с учетом привлечения частных инвесторов.
Альтернативами стратегий социально-экономического развития на региональном уровне могут стать мастер-планы агломераций (например, Казанская и Камская агломерации Республики Татарстан, агломерация Магас – Назрань Республики Ингушетия, Архангельская агломерация (города Архангельск, Северодвинск и Новодвинск) Архангельской области, Тикси – Найба, Республика Саха (Якутия)). Такие документы являются гибкими по составу и содержанию и включают идеи по реализации крупных «запускающих» проектов. Далее на основе мастер-планов разрабатываются долгосрочные проекты комплексного социально-экономического развития для согласования с федеральными органами исполнительной власти или комплексные планы развития (планы реализации).
На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: закрепившаяся практика разработки документов стратегического планирования (стратегий и планов их реализации) продолжает активно развиваться и учитывать изменяющиеся условия деятельности муниципальных образований и регионов Российской Федерации. Стратегии социально-экономического развития и планы мероприятий по их реализации на уровне регионов меняются в меньшей степени (что может быть связано с заложением общих посылов, трендов, не требующих корректировки). Муниципальные образования же чаще реагируют на изменяющиеся внешние условия и стратегические приоритеты региона, а также учитывают изменение статуса с муниципального района на муниципальный округ. Новый формат документов стратегического планирования – мастер-планы – после утверждения на законодательном уровне сможет учесть как стратегические, так и пространственные решения, сократив количество внесения изменений в документы и учитывая полномочия как органов властей всех уровней, так и бизнеса.