«Дачная амнистия» успешно реализуется уже более десяти лет. Механизм предполагает упрощенное оформление прав на уже используемые гражданами, но по каким-либо причинам не оформленные земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства (в том числе дачные земельные участки), строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства, а также на объекты капительного строительства, расположенные на таких участках.
На практике все еще возникают проблемы, касающиеся оформления прав на земельные участки, на которых расположены жилые дома. В связи с этим Федеральный закон от 30.12.2021 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес изменения в порядок оформления прав на земельные участки и объекты недвижимого имущества, уточняющие отдельные положения «дачной амнистии».
Пересмотрены нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Утвержденные изменения вступают в силу с 01.09.2022.
В соответствии с актуальными требованиями законодательства порядок упрощенного оформления прав земельные участки распространяется на следующие случаи.
1. Право собственности на земельный участок не оформлено, но имеется документ, подтверждающий предоставление земли до 30.10.2001 на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования и (или) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Ранее такой участок мог быть зарегистрирован в собственность в упрощенном порядке после предоставления в Росреестр соответствующего заявления. В соответствии с утвержденными изменениями земельный участок считается автоматически предоставленным гражданину на праве собственности, дополнительного переоформления документов в этом случае не требуется.
Как и раньше, наследники и иные лица, к которым перешли права на указанные земельные участки, также вправе оформить их в собственность. Предполагается, что нововведения упростят этот процесс.
2. Прав на земельный участок нет, но оформлены права на жилой дом, расположенный на таком земельном участке.
Сохраняет действие правило о том, что земельный участок оформляется в собственность бесплатно, если жилой дом, расположенный на нем, зарегистрирован на праве собственности до 30.10.2001. Наследники также вправе зарегистрировать соответствующие права на земельный участок, если собственность на жилой дом возникла у наследодателя в соответствии с установленным сроком.
Также введено новое правило для случая, когда жилой дом находится в долевой собственности и иные участники долевой собственности не имеют на него оформленных прав. В таких ситуациях земельный участок предоставляется бесплатно в общую долевую собственность всем собственникам жилого дома.
3. Прав на земельный участок и жилой дом, расположенный на нем, нет, но указанный жилой дом находится в границах населенного пункта, возведен до 14.05.1998 и используется для постоянного проживания.
Действие «дачной амнистии» на указанную категорию земельных участков распространено впервые.
Для оформления права собственности заинтересованное лицо направляет в орган местного самоуправления заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (если земельный участок предстоит образовать) или о предоставлении земельного участка (если земельный участок состоит на кадастровом учете). Для земельных участок, которые предстоит образовать, подача дополнительного заявления о предоставлении земельного участка не требуется, предоставление осуществляется по результатам рассмотрения заявления о предварительном согласовании.
В случае, если земельный участок подлежит образованию и отсутствует проект межевания территорий либо такой проект межевания не предусматривает образование необходимого участка, к заявлению прилагается схема расположения земельного участка, а также имеющиеся у заявителя документы из следующего перечня:
-
документ, подтверждающий подключение (технологическое присоединение) жилого дома к сетям инженерно-технического обеспечения и (или) подтверждающий осуществление оплаты коммунальных услуг;
-
документ, который подтверждает проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации жилого дома до 01.01.2013 и из которого следует, что заявитель является правообладателем жилого дома либо заказчиком изготовления указанного документа и жилой дом возведен до 14.05.1998;
-
документ, подтверждающий предоставление либо передачу иным лицом земельного участка, в том числе из которого образован испрашиваемый земельный участок, заявителю;
-
документ, подтверждающий регистрацию заявителя по месту жительства в жилом доме до 14.05.1998 года;
-
выписка из похозяйственной книги или из иного документа, в которой содержится информация о жилом доме и его принадлежности заявителю;
-
документ, выданный заявителю нотариусом до 14.05.1998 в отношении жилого дома, подтверждающий права заявителя на него.
Если на момент подачи заявления сведения о жилом доме отсутствуют в ЕГРН, необходимым является предоставление технического плана.
Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные документы, которые могут быть представлены гражданином для подтверждения соответствия земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, условиям его предоставления.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления уполномоченный орган:
1) проводит осмотр жилого дома в целях подтверждения его наличия на испрашиваемом земельном участке;
2) осуществляет опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, извещения о предоставлении земельного участка, обеспечивает размещение такого извещения на официальном сайте, а также на информационных щитах в границах населенного пункта, на территории которого расположен земельный участок.
Результаты осмотра жилого дома фиксируются актом осмотра, требования к которому должны быть утверждены Росреестром.
В случае, если по результатам осмотра жилого дома установлен факт его отсутствия на испрашиваемом земельном участке, в течение десяти дней со дня составления акта осмотра уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. К указанному решению прилагается акт осмотра.
Также орган местного самоуправления отказывает в предоставлении земельного участка в случае, если жилой дом, расположенный на испрашиваемом земельном участке, в судебном или в ином предусмотренном законом порядке признан самовольной постройкой, подлежащей сносу, или в случае, если заявителем не приложен к соответствующему заявлению ни один из предусмотренных документов, а также в иных случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации для отказа в предоставлении земельных участков. При этом в принятии решения о предоставлении такого земельного участка не может быть отказано только по причине противоречия градостроительному регламенту правил землепользования и застройки в части установленных видов разрешенного использования и площади образуемого участка.
Правила предоставления земельных участков также не распространяются на многоквартирные дома и дома блокированной застройки.
В иных случаях уполномоченный орган предоставляет земельный участок заявителю. В случае, если в жилом доме зарегистрированы по месту жительства несколько граждан, земельный участок предоставляется в общую долевую собственность.
Для земельных участков, которые предстоит образовать, предоставление осуществляется после их постановки на кадастровый учет и не позднее двадцати рабочих дней со дня представления заявителем в адрес муниципалитета технического плана жилого дома, расположенного на таком земельном участке (за исключением случая, если на момент осуществления государственного кадастрового учета земельного участка в отношении жилого дома осуществлен государственный кадастровый учет жилого дома).
Орган местного самоуправления в интересах заявителя обязан обратиться в Росреестр за осуществлением кадастрового учета и регистрации прав на указанные земельный участок и жилой дом и передать собственнику выданную выписку из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных правах.
Заявление органа местного самоуправления об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно быть подано в течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о предоставлении земельного участка.
В случае, если в указанный срок заявление не подано, с таким заявлением гражданин вправе обратиться самостоятельно.
Описанные правила предоставления земельных участков также распространяются на наследников.
Порядок упрощенного оформления прав на объекты капитального строительства распространяется на случаи, когда необходимо оформление права собственности на расположенные в границах населенного пункта жилые дома, а также садовые дома, хозяйственные постройки, гаражи.
В соответствии с утвержденными изменениями правообладатель земельного участка, на котором расположены указанные объекты, вправе до 01.03.2031 оформить право собственности на них посредством обращения в Росреестр только на основании технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок.
Ранее указанный срок был ограничен 2026 годом.
После установленной даты для регистрации прав на объекты капительного строительства собственникам земельного участка будет необходимо до начала строительства направлять в орган местного самоуправления специальные уведомления о планируемом строительстве, а после окончания – уведомления об окончании строительства.
Сохраняет действие ранее установленное исключение для объектов капитального строительства, поставленных на кадастровый учет до 04.08.2018. Оформление прав на такие объекты, их реконструкция осуществляются без направления уведомлений.