В современном мире, где урбанизация достигла невероятных масштабов, одним из актуальных вопросов остается сохранение и преумножение зеленой составляющей в жизни людей. Для человека, как, впрочем, и для любого живого существа, зеленая среда имеет важное значение: она служит своеобразными легкими, насыщающими организм кислородом, оазисом спокойствия в городской суете; выполняет охранные функции, например защищая от негативных природных, антропогенных процессов, и т. д. Так как градостроительная деятельность подразумевает планирование развития территорий, включая их благоустройство, тема использования городских лесных территорий как одного из составных компонентов озеленения урбана неразрывно связана с устойчивым развитием территории.
Под устойчивым развитием территорий в законодательстве понимается обеспечение в ходе градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. Градостроительная деятельность включает территориальное планирование и градостроительное зонирование. Территориальное планирование направлено на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Возможность реализации такого планирования осуществляется том числе и за счет установления функциональных зон. Генеральный план как документ территориального планирования содержит карту функциональных зон (ст. 23 Градостроительного кодекса РФ), а они, в свою очередь, определяют функциональное назначение территорий.
Приказом Минэкономразвития России от 09.01.2018 № 10 «Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 г. N 793» определен класс объектов «функциональные зоны» с перечнем объектов (функциональных зон). В него входят и зоны рекреационного назначения. Приоритетным видом использования рекреационных зон является обеспечение различных видов отдыха населения (приказ Минэкономразвития России от 06.05.2024 № 273 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов, муниципальных округов, городских и сельских поселений (проектов внесения изменений в такие документы)»). В составе рекреационных зон могут выделяться зоны городских лесов и лесопарков.
Возвращаясь к теме статьи, более детально разберем, как всё сказанное выше связано с компенсационным лесовосстановлением. Для начала обратимся к законодательству в сфере лесных отношений. Согласно Лесному кодексу РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств. Лесничества могут создаваться в том числе и на землях населенных пунктов – городские лесничества. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с федеральным законодательством, а также с лесохозяйственным регламентом лесничества. Городские леса относятся к защитным лесам (ст. 111 Лесного кодекса РФ). Нормы о городских лесах содержатся в ст. 116 Лесного кодекса РФ.
Решения о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, об установлении и изменении их границ принимают органы местного самоуправления. Они также осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов (ст. 84 Лесного кодекса РФ).
Так как городские леса расположены в населенных пунктах, то отличной альтернативой использования городских лесных территорий, кроме естественной природной составляющей, является их интеграция в городскую жизнь. Роль городских лесов становится более значимой с их благоустройством, в том числе с созданием в лесах городской инфраструктуры в виде велосипедных, велопешеходных, пешеходных и беговых дорожек, лыжных и роллерных трасс. Такие виды объектов разрешено размещать в городских лесах, даже если они являются объектами капитального строительства. Однако случается, что в интенсивно развивающемся городском пространстве возникает необходимость вовлечения определенных территорий в хозяйственный оборот, предполагающий использование отличное от рекреационных целей, требующих при этом возведения объектов капитального строительства, размещение которых в городских лесах запрещено федеральным законодательством и лесохозяйственным регламентом. Например, это могут быть крупные инвестиционные проекты, планируемые социально значимые объекты, если нет других вариантов их размещения. В свою очередь, «изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается» (ч. 3 ст. 116 Лесного кодекса РФ). Тогда и возникает необходимость выведения лесных участков или их частей из состава городского лесничества, а также их компенсационного лесовосстановления за счет свободных территорий, подходящих по требованиям (критериям) и пригодных для лесовосстановления в соответствии с приказом Минприроды России от 29.12.2021 № 1024 «Об утверждении Правил лесовосстановления, формы, состава, порядка согласования проекта лесовосстановления, оснований для отказа в его согласовании, а также требований к формату в электронной форме проекта лесовосстановления» (рис. 1).
Рисунок 1 – Вариант размещения объекта образования и территории компенсационного лесовосстановления
В таком случае при разработке проектных решений в генеральном плане в части установления функциональных зон необходимо учитывать планируемые территории в качестве компенсационных и относить их к функциональным зонам рекреационного назначения. Затем при подготовке проекта правил землепользования и застройки, в том числе карты градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон, эти же планируемые территории, пригодные в качестве компенсационных, должны быть отнесены к соответствующей территориальной зоне, в которой установленный градостроительный регламент учитывает положения как федерального законодательства в отношении лесных участков, так лесохозяйственного регламента городского лесничества. Таким образом при разработке документов градостроительного зонирования учитываются и положения ст. 34 Градостроительного кодекса РФ в части установления границ территориальных зон с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом. А с учетом того, что при лесном планировании в основу берутся в том числе и документы территориального планирования, то можно говорить, что решения генерального плана в части учета новых территорий для компенсационного лесовосстановления являются одним из оснований для внесения изменений в лесоустроительную документацию и лесохозяйственные регламенты городского лесничества.
Важно отметить, что в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду могут создаваться лесопарковые зеленые пояса – зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, прилегающие к указанным лесам или составляющие с ними единую естественную экологическую систему и выполняющие средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции (ст. 62.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Городские леса также могут быть включены полностью или частично в такие лесопарковые зеленые пояса.
Создание объектов капитального строительства на территориях, входящих в состав лесопарковых зеленых поясов, законодательно запрещено (п. 3 ст. 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Если правилами землепользования и застройки применительно к территориальной зоне установлен градостроительный регламент, допускающий размещение зданий, сооружений, размещение которых в лесопарковых зеленых поясах запрещается, земли и земельные участки, расположенные в границах указанной территориальной зоны, подлежат исключению из границ лесопарковых зеленых поясов. Изменение границ лесопаркового зеленого пояса, которое может привести к уменьшению его площади, не допускается
(п. 9 ст. 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Поэтому в решении данного вопроса также применяется процедура компенсации. Порядок работ при этом осуществляется с соблюдением правил, закрепленных постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1741 «Об утверждении Правил выполнения лицами, осуществляющими строительство зданий, строений, сооружений в границах лесопарковых зеленых поясов либо ходатайствующими об изменении их границ, в том числе в целях перевода земель лесного фонда, включенных в состав лесопарковых зеленых поясов, в земли иных категорий, работ по лесовосстановлению или лесоразведению». При изменении границ лесопаркового зеленого пояса площадь исключаемых территорий компенсируется включением в его границы территорий, площадь которых не меньше площади исключаемых территорий, а расположенные на них лесные насаждения и иные природные объекты обеспечивают выполнение средообразующих, природоохранных, экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций. Изменение границ лесопаркового зеленого пояса осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В заключение отмечаем следующее. При наличии городского лесничества на территории населенного пункта в случае разработки проектных решений в документах территориального планирования и градостроительного зонирования целесообразно учитывать все изменения, запланированные как в части исключения земельных участков из границ городского лесничества (в случаях размещения планируемых объектов по определенным причинам), так и включения потенциально пригодных в качестве компенсационных, либо уже определенных в качестве компенсационных территорий. Обращаем внимание, что под фразой «уже определенных в качестве компенсационных территорий» понимаются рассмотренные ранее территории органом, уполномоченным на ведение вопросов, касающихся лесных насаждений и участков, занятых такими насаждениями в границах населенных пунктов, в отношении которых уже сформированы и утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, либо уже сформированы земельные участки с соответствующими видами развешенного использования. Тем самым после утверждения документов территориального планирования и градостроительного зонирования с зафиксированными решениями в части лесных территорий в городе уполномоченные органы власти имеют возможность соблюдать преемственность и сохранять идентичность решений в документах, в том числе и при дальнейшем внесении изменений в лесоустроительную документацию городского лесничества.