Сегодня развитие туристического потенциала в фокусе многих регионов России. Для принятия эффективных стратегических решений и планов по развитию туризма и нивелирования рисков необходимо проводить глубокий анализ объемов и характеристик туристических потоков, изучать интересы и мотивацию путешественников. Аналитика туристического потока важна в интересах как государства для расчета и приоритезации мер поддержки регионов, так и бизнеса. В условиях развития внутреннего туризма потребность в систематизации данных о туристическом потоке возникает и на уровне регионов. Куда едут туристы, на что тратят деньги в поездке, как долго длится отпуск, каков средний чек в ресторане? Каждый регион дает свои уникальные ответы на эти вопросы, которые могут меняться год от года, формируя восходящие и нисходящие тренды. Чтобы управлять этими трендами, нужно отслеживать их динамику и целенаправленно воздействовать на них.
Отдельными данными о туристах обладает Федеральная служба государственной статистики, но их, как правило, недостаточно для комплексной оценки. Геоаналитические исследования в туризме представляют собой комплексный подход, объединяющий качественные и количественные характеристики и географические атрибуты. Геоаналитические исследования имеют большое практическое значение и представляют собой мощный инструмент для получения ценной информации о пространственном распределении туристов.
В качестве аналитического инструмента применяются технологии обработки больших данных – Вig Data. С технической точки зрения сервисы аналитики работают по единому принципу: собирают деперсонализированные данные с мобильных и других устройств, анализируют, обрабатывая с помощью алгоритмов дооценки и экстраполяции и визуализируют полученную информацию в интерактивном формате.
К примеру, технологии телеком-операторов (Мегафон, Билайн, МТС) позволяют анализировать профиль и плотность потоков перемещения пользователей по территории Российской Федерации, используя обезличенные агрегированные данные по динамике потребления услуг связи и нагрузке на базовые станции оператора. Механика сбора данных проста: когда абонент перемещается, его мобильное устройство переключается от одной базовой станции к другой. Платформа геоаналитики агрегирует данные абонентов в данные о потоке в привязке к заданной географической точке.
Аналитические сервисы, основанные на больших данных банковских систем (например, Альфа-банк, СберАналитика), обладают агрегированными данными о транзакционной активности туристов через POS-терминалы – обезличенной информацией об общих суммах и категориях трат, размере среднего чека в них. Совместные платформы (например, решения «Билайн Big Data & AI») объединяют геоданные с финансовыми метриками для более полной картины.
Сервисы на основе больших данных помогают провести оценку туристических потоков и их структуру, сформировать портрет гостя. В результате получаем декомпозицию данных по самым разным факторам: по регионам и странам прибытия туристов, по используемому виду транспорта, по длительности пребывания, по возрастной группе, полу, уровню доходов и другим социально-демографическим данным. Всю собранную информацию решение визуализирует и представляет в виде дашбордов.
Кроме того, детализируется информация о потребительской корзине туристов по ключевым категориям трат: транспорт, развлечения и досуг, предоставление услуг, средства размещения, места общественного питания, покупки в магазинах формируют поведенческий профиль туриста (цели визита, тип размещения, расходы). Так, синтезированные данные открывают новые возможности для оценки целей туристических поездок. Геоаналитика позволяет разделять, например, пляжный туризм от городского, а агрегированные транзакционные данные — выделять более узкие цели: спортивный, медицинский или образовательный туризм.
Для проведения геоаналитических исследований используются географические информационные системы. Сервисы выдают статистические обезличенные отчеты о перемещениях туристов в визуализированном виде на картографической основе. Информация на схемах, как правило, представлена в виде классических тепловых карт или в виде цветной разметки гексагонами. Интенсивность цвета в гексагональных слоях зависит от величины анализируемого показателя.
Аналитические сервисы способны отследить динамику перемещения туристов в зависимости от сезона или среднесуточные показатели перемещений. Благодаря геоаналитике можно проверить гипотезы о местах притяжения путешественников – какие туристические места самые востребованные и как часто их посещают. Полученные данные могут использоваться для оптимального планирования мероприятий, туристических маршрутов и коммуникации. Аналитические сервисы развиваются: расширяют перечень источников данных, используют современные технологии ML-прогнозирования и искусственного интеллекта, создавая тем самым синергетический эффект.
Такие агрегированные данные позволяют создать систему пространственных факторов для принятия управленческих решений и выбора наиболее подходящих вариантов развития туристского предложения конкретной рекреационной территории. Решения, основанные на полученной информации, могут быть разными: от запуска новых авиарейсов и строительства отелей до организации тематических фестивалей. Таким образом, использование геоаналитики может позволить российским регионам решать множество управленческих задач в сфере туризма, обосновывать привлечение бюджетных средств и коммерческого сектора для совершенствования или строительства объектов, упорядочивания транспортных и туристических потоков.
В качестве примера можно привести несколько регионов, где активно используют аналитические сервисы на основе Big Data для развития туризма: Краснодарский край, Приморский край, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Нижегородская область, Смоленская область и др.
Яркий пример опыта использования решений таких платформ в условиях отдельно взятого города – проект строительства набережной в г. Владивостоке. Компания МТС с помощью Big Data выяснила, что прибрежная зона отдыха в районе бухт Патрокл и Соболь очень популярна, общий турпоток составил порядка 260 тыс. человек в год, что составляет более трети населения города. На основе этих данных архитектурное бюро, занимающееся благоустройством города, составило проект реконструкции территории набережной.
Главная цель современных геоаналитических инструментов – полноценная поддержка национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», в число задач которого входит подготовка условий для развития туристической отрасли в стране, привлечение инвестиций во внутренний туризм со стороны бизнеса, повышение туристического потока, в том числе привлечение иностранных туристов. Полученные данные о состоянии отрасли позволяют выявить целевую туристическую аудиторию, точки роста для развития инфраструктуры, а также дают возможность оценить эффективность принимаемых мер. Располагая такими данными, руководство региона получает возможность влиять на объем турпотока и привлекать новых инвесторов. Совместные усилия бизнеса и власти дают новый импульс для развития отрасли и региона в целом.